Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цыпулина Наталья Викторовна

План - конспект

организованной образовательной деятельности по развитию речи

для детей старшей группы

Тема: «Весёлые звуки

 

 

Цыпулина Наталья  Викторовна

воспитатель (1 категория)

 

 

Цель: упражнять детей в различие звуков Ш-Ж в слогах, словах и фразовой речи.

 

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- закреплять правильную артикуляцию звуков «Ш», «Ж»;

- учить слышать звук в слове;

- продолжать учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

- формировать умение дифференцировать звуки «Ш», «Ж»;

- совершенствовать умение четко и правильно произносить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах и фразовой речи.

Развивающие задачи:

- развивать устойчивость внимания;

- развивать способность анализировать, делать выводы;

- совершенствовать умение отвечать полным предложением.

Воспитательные задачи:

- развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;

- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого;

- способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

 

Реализуемые образовательные области:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

 

Используемый материал:

Весёлые буквы, гонзики, микрофон, пальчиковый бассейн, тематические мелкие игрушки, интерактивная доска, презентация к занятию.

 

Организованная образовательная деятельность

 

1.Организационный момент. -

Дети стоят в кругу.

 

1.Организационный момент. -

Воспитатель: Предлагаю пригласить сегодня необычных гостей – звуки нашего русского языка! Как вам идея? Только мы можем позвать не меньше одного, но и не больше трех звуков. Сколько позовем?

Дети: два

Воспитатель: Отлично!

Воспитатель отворачивается от детей и на свою белую футболку прикрепляет изображение звуков- гостей Ш-Ж и поворачивается снова к детям.

Воспитатель: Вот они наши гости! Знакомьтесь – слева звук Ш, справа звук Ж.

Скажите, что делают с гостями в первую очередь?

Дети: здороваются

Воспитатель: Правильно!  Гости у нас необычные и здороваться с ними, наверное, тоже нужно необычно.

Как нам это сделать со звуком Ш? Подумайте.

Дети: варианты ответов

Воспитатель: Здорово! Очень интересный вариант!

А со звуком Ж?

Дети: варианты ответов

Воспитатель: Молодцы! Класс!

 

Воспитатель: Хорошо, поздоровались!  Проходите гости дорогие! Ребята, что дальше мы предложим гостям?

Дети: (гостей угощают, развлекают, беседуют, играют и т.д.)

Воспитатель: Интересный вариант. Кто еще как думает?

Воспитатель: Ну что ж, раз у нас гости, и нам предстоит с ними развлекаться и беседовать, давайте разбудим наши язычки!

 

2. Артикуляционная гимнастика

Воспитатель: (с показом)

 

3. Автоматизация звуков Ш - Ж в слогах. (чистоговорки)

Воспитатель: Очень много интересного для наших гостей предложено вами. Всё мне понравилось! Как вы считаете, если мы начнем с веселых стихов –чистоговорок? (ответы детей)

 

Воспитатель говорит,  дети повторяют.

 

 

4. Игра «Что лишнее»

Воспитатель: Что дальше делаем, ребята?  Предлагайте? (варианты ребят).

Согласна, играем дальше!

Детям предлагаю рассмотреть картинки на магнитной доске.

Воспитатель: К каждой группе картинок подберите обобщающее слово, найдите  лишнюю картинку, объясните, почему она лишняя. ( Ответы детей)

Воспитатель: Отлично! Вы очень внимательные и сообразительные.

 

 

Физминутка: «А часы идут, идут…»

 

Развлекаемся дальше? «Давайте представим, что мы живем в стране, где все ходят пятками вперед? А теперь, в стране, где все ходят, держась правой рукой за левое ухо, и при этом прыгают на одной ножке, а теперь наоборот. Весело?

 

 

5. Авторская игра.

Звучит музыка, обращаю внимание детей.

Воспитатель: Друзья, очень красивая музыка, а давайте представим, что мы артисты. Согласны? (ответы детей)

 (дать детям микрофон)

 Посмотрите на экран.

- Давайте поможем божьей коровке добраться до своих деток ...... (дети четко произносят звук  Ж во время передвижения коровки до картинки с детками).

Воспитатель: А теперь нам нужно помочь змейке спрятаться от солнца в траву ...... (дети четко произносят звук Ш во время передвижения змейки до картинки с травой).

Воспитатель: Класс! Мне очень понравилось. Вы настоящие артисты.

 

 

 

6. Пальчиковая гимнастика ГОНЗИКИ.

Воспитатель: Ребята, а сейчас с нами хотят поиграть наши друзья- гонзики!

Игра « Гонзики гуляют»

 

8. Интерактивная игра «Таинственная картинка»

Посмотрите на экран,

Воспитатель: Замечательно! Вы очень сообразительны.

 

7. Игра «Дарим игрушки» с тренажером «Пальчиковый бассейн»

Ребята, я для наших гостей подготовила небольшие сувениры.

Предлагаю найти в «пальчиковом бассейне» игрушки, в названии которых встречаются звуки Ш и Ж. Давайте  разделим их так, чтобы в одной коробочке, были игрушки для звука  Ш, а в другой для звука  Ж.

Для этого разделимся на две команды.

Воспитатель: Здорово! Отлично!

Ребята, а когда гости уходят, что принято делать? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, прощаться. А самым дорогим гостям, еще  дарят что-то на память. Предлагаю эти игрушки подарить нашим необычным гостям. Согласны? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте и мы сейчас попрощаемся с нашими звуками. А прощаться нам предстоит  тоже необычно.

Дети: варианты ответов

Воспитатель: Вы прекрасно справились с поставленной задачей.

 

 

9. Рефлексия.

Воспитатель: Друзья мои, как вы считаете, понравилось ли нашим звукам у нас?

Мы гостеприимные хозяева?

Воспитатель: Какие сложности были у нас?

Как вы справились с ними?

Что понравилось больше всего?

Что было самое смешное? Или необычное…

Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tsypulina_isprav._1.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Лесногородская средняя образовательная школа

дошкольное отделение

Детский сад № 24 комбинированного вида

План - конспект

организованной образовательной деятельности по развитию речи

для детей старшей группы

Тема: «Весёлые звуки»

Цыпулина Наталья  Викторовна

воспитатель (1 категория)

2022 г.

 возраст: 5-6 лет

Цель: упражнять детей в различие звуков Ш-Ж в слогах, словах и фразовой речи.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- закреплять правильную артикуляцию звуков «Ш», «Ж»;

- учить слышать звук в слове;

- продолжать учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

- формировать умение дифференцировать звуки «Ш», «Ж»;

- совершенствовать умение четко и правильно произносить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах и фразовой речи.

Развивающие задачи:

- развивать устойчивость внимания;

- развивать способность анализировать, делать выводы;

- совершенствовать умение отвечать полным предложением.

Воспитательные задачи:

- развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;

- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого;

- способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

Реализуемые образовательные области:

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Используемый материал:

Весёлые буквы, гонзики, микрофон, пальчиковый бассейн, тематические мелкие игрушки, интерактивная доска, презентация к занятию.

Организованная образовательная деятельность

1.Организационный момент. -

Дети стоят в кругу.

1.Организационный момент. -

Воспитатель: Предлагаю пригласить сегодня необычных гостей – звуки нашего русского языка! Как вам идея? Только мы можем позвать не меньше одного, но и не больше трех звуков. Сколько позовем?

Дети: два

Воспитатель: Отлично!

Воспитатель отворачивается от детей и на свою белую футболку прикрепляет изображение звуков- гостей Ш-Ж и поворачивается снова к детям.

Воспитатель: Вот они наши гости! Знакомьтесь – слева звук Ш, справа звук Ж.

Скажите, что делают с гостями в первую очередь?

Дети: здороваются

Воспитатель: Правильно!  Гости у нас необычные и здороваться с ними, наверное, тоже нужно необычно.

Как нам это сделать со звуком Ш? Подумайте.

Дети: варианты ответов

Воспитатель: Здорово! Очень интересный вариант!

А со звуком Ж?

Дети: варианты ответов

Воспитатель: Молодцы! Класс!

Воспитатель: Хорошо, поздоровались!  Проходите гости дорогие! Ребята, что дальше мы предложим гостям?

Дети: (гостей угощают, развлекают, беседуют, играют и т.д.)

Воспитатель: Интересный вариант. Кто еще как думает?

Воспитатель: Ну что ж, раз у нас гости, и нам предстоит с ними развлекаться и беседовать, давайте разбудим наши язычки!

2. Артикуляционная гимнастика

Воспитатель: (с показом)

Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик языка и спрятать)

Проснулся  Язычок, потянулся (широко открыть рот, кончик языка поднять к нёбу), широко открыл окошко (широко открыть рот, закрыть) и пошел чистить зубы (рот открыт, кончиком языка почистить за нижними зубами, затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами)

Вышел Язычок на крылечко (улыбнуться, приоткрыть рот, широкий край языка положить на нижнюю губу), посмотрел налево, направо ( рот приоткрыт, плавное движение языком от правого угла рта к левому)

на солнышко (язык поднять вверх к носу), потом на травку (язык опустить вниз к подбородку)

И побежал на улицу играть (напряженный кончик языка барабанит по верхней десне: т-т-т-т)

Воспитатель: Отлично!

3. Автоматизация звуков Ш - Ж в слогах. (чистоговорки)

Воспитатель: Очень много интересного для наших гостей предложено вами. Всё мне понравилось! Как вы считаете, если мы начнем с веселых стихов –чистоговорок? (ответы детей)

Воспитатель говорит,  дети повторяют.

Ша-ша-ша- наша Саша хороша  

Шо-шо-шо – мы говорим хорошо

Шу-шу-шу – в детский сад спешу

Ши-ши-ши – другу ручкой помаши

Жа-жа-жа – вот поймаю я ежа

Жо-жо-жо – стало вечером свежо

Жу-жу-жу – я с ужами не дружу

Жи-жи-жи – убежали прочь ежи

4. Игра «Что лишнее» 

Воспитатель: Что дальше делаем, ребята?  Предлагайте? (варианты ребят).

Согласна, играем дальше!

Детям предлагаю рассмотреть картинки на магнитной доске.

Воспитатель: К каждой группе картинок подберите обобщающее слово, найдите  лишнюю картинку, объясните, почему она лишняя. ( Ответы детей)

Воспитатель: Отлично! Вы очень внимательные и сообразительные.

Физминутка: «А часы идут, идут…»

Развлекаемся дальше? «Давайте представим, что мы живем в стране, где все ходят пятками вперед? А теперь, в стране, где все ходят, держась правой рукой за левое ухо, и при этом прыгают на одной ножке, а теперь наоборот. Весело?

5. Авторская игра.

Звучит музыка, обращаю внимание детей.

Воспитатель: Друзья, очень красивая музыка, а давайте представим, что мы артисты. Согласны? (ответы детей)

 (дать детям микрофон)

 Посмотрите на экран.

- Давайте поможем божьей коровке добраться до своих деток ...... (дети четко произносят звук  Ж во время передвижения коровки до картинки с детками).

Воспитатель: А теперь нам нужно помочь змейке спрятаться от солнца в траву ...... (дети четко произносят звук Ш во время передвижения змейки до картинки с травой).

Воспитатель: Класс! Мне очень понравилось. Вы настоящие артисты.

6. Пальчиковая гимнастика ГОНЗИКИ.

Воспитатель: Ребята, а сейчас с нами хотят поиграть наши друзья- гонзики!

Игра « Гонзики гуляют»

Ходят Гонзики, гуляют.

Лапки весело шагают,

Походили, постояли,

Лапки снова зашагали.

Одной лапкой: раз, два, три

Второй лапкой: раз, два, три

Третей лапкой: раз, два, три

А четвертой помаши.

Раз, два, три

Раз, два, три

Лапкой Гонзик помаши.

Вместе вправо побежали,

Вместе влево побежали

И обратно прибежали.

Полежали: «Ох, устали».

Головою покачали

И домой все убежали.

8. Интерактивная игра «Таинственная картинка»

Посмотрите на экран,

Воспитатель: Замечательно! Вы очень сообразительны.

7. Игра «Дарим игрушки» с тренажером «Пальчиковый бассейн»

Ребята, я для наших гостей подготовила небольшие сувениры.

Предлагаю найти в «пальчиковом бассейне» игрушки, в названии которых встречаются звуки Ш и Ж. Давайте  разделим их так, чтобы в одной коробочке, были игрушки для звука  Ш, а в другой для звука  Ж.

Для этого разделимся на две команды.

Воспитатель: Здорово! Отлично!

Ребята, а когда гости уходят, что принято делать? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, прощаться. А самым дорогим гостям, еще  дарят что-то на память. Предлагаю эти игрушки подарить нашим необычным гостям. Согласны? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте и мы сейчас попрощаемся с нашими звуками. А прощаться нам предстоит  тоже необычно.

Дети: варианты ответов

Воспитатель: Вы прекрасно справились с поставленной задачей.

9. Рефлексия.

Воспитатель: Друзья мои, как вы считаете, понравилось ли нашим звукам у нас?

Мы гостеприимные хозяева?

Воспитатель: Какие сложности были у нас?

Как вы справились с ними? 

Что понравилось больше всего?

Что было самое смешное? Или необычное…

Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...