Конспект ОД по обучению грамоте «Буква и звук Ж»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зорило Вера Васильевна

Познакомить детей со звуком и буквой Ж; активизировать словарь детей; автоматизировать звук Ж в словах и предложениях; формировать умение проводить звуковой анализ слов; упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова; формировать предпосылки учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk._zan._bukva_zh.docx141.58 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\радуга\Desktop\рамка дети.jpg

                                                          Конспект ОД «Буква и звук Ж»  

   Цель: закрепление четкого произношения звука [ж] в изолированном виде, в словах, в предложении; обобщение знаний детей о букве и звуке Ж.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с буквой Ж; активизировать словарь детей; автоматизировать звук Ж в словах и предложениях; формировать умение проводить звуковой анализ слов; упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова; формировать предпосылки учебной деятельности.

Развивающие: развивать все компоненты устной и связной речи; активизировать коммуникативные навыки связной речи в логическом изложении; развивать фонематическое восприятие; развивать воображение и мышление детей; развивать слуховое внимание; развивать мелкую моторику рук; развивать двигательную активность детей; развивать абстрактно – логическое мышление посредством загадок.

Воспитательные: воспитывать интерес к совместной деятельности со сверстниками; воспитывать умение вслушиваться в сою речь и речь окружающих; закреплять навыки самостоятельного выбора.

Предварительная работа: разучивание подвижной игры.

Формы работы с детьми:

1. Постановка целей и мотивации деятельности детей: показ иллюстраций, комментирование, создание проблемной ситуации.

2. Активизация деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды.

3. Организации практической деятельности детей: практическая работа, комментирование, выводы.

4. Поддержание интереса у детей: ситуация выбора, подвижная игра, дыхательная гимнастика, чередование видов детской деятельности.

5. Оценка и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение правильности выполнения заданий, взаимопомощь детей.

Методы:

1. Создание проблемных ситуаций.

2. Сюрпризный момент.

3. Обращение к личному опыту детей.

4. Поощрение.

5. Индивидуальный подход.

6. Наглядные и словесные подходы.

Оборудование для организации в ОД: маски жуков и цветы по количеству детей, коробочка, игрушка – жук, волшебная палочка, набор картинок, в названии которых присутствует звук ж; проектор, ноутбук, простые карандаши, кассы букв, четырехзвуковые схемы, фишки красного и синего цвета, половинки пазл со слогами.

Виды детской деятельности в ОД: игровая,  коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Планируемые результаты:

Личностные: умение действовать самостоятельно; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками; умение делать выводы; развитие воображения, которое реализуется прежде всего в игре.

Интеллектуальные: проявление стремления к получению новых знаний, положительной мотивации; проявление любознательности; проявление умения слышать других и стремления быть понятым другими; умение выражать свои мысли, используя речь; построение речевого высказывания в ситуации общения.

Физические: развитие мелкой и крупной моторики, подвижности, основных движений.

                                                                       Ход ОД

1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Воспитатель вносит коробочку.

В. - Ребята, как вы думаете, что может находиться в этой коробочке?

Дети высказывают свои предположения.

В. – Чтобы узнать, что находиться в коробочке, нужно отгадать загадку.

Я живу – не тужу,

Всё над ухом жужжу

И детишек бужу.

Д. - Это жук.

Открывают коробочку и находят в ней жука.

В. - Правильно. Вот сейчас я взмахну волшебной палочкой, вы все закроете глаза, и мы превратимся в жуков. Раз, два, три - волшебство к нам приходи! Дети одевают маски жуков.

В. - Теперь вы все жуки, посмотрите друг на друга. Вот это лесная поляна. Жуки очень любят цветы. Они пьют ароматный нектар и питаются цветочной пыльцой. Давайте покажем, как они нюхают цветы.

Поднесите к носу цветок, представив на миг, что он настоящий, ароматный. Вдохните через нос этот аромат, выдохните через рот. Давайте повторим ещё два раза. Молодцы!

В. - Какой бывает аромат цветов? А теперь подуем на цветы. Вдох через нос, губы трубочкой, щёки не надуты.

Дети дуют.

- Скажите, пожалуйста, каких вы жуков знаете?

Д. - Жужелица, божья коровка, оленьи рожки, жук-носорог, майский жук.

В. - Какой звук издают жуки?

Д. - Ж-ж-ж.

2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

В. - Приложите руку к шее, скажите долго: «ж-ж-ж…» Что делает голосок: спит или песни поет? Громко он песни поет или тихо?

Д. - Голос поет песни так громко, что стенки «домика» дрожат.

В. - Скажите тогда, каким будет звук [ж]?

Д. - Согласный, твёрдый, звонкий.

В. - Это звонкий согласный, еще он называется шипящим. Всегда произносится твердо; у него не мягкой пары, как и у звука Ш.

В. - Давайте все вместе произнесём звук [ж].

Хоровое произношение

В. - Всем жукам очень нравится звук [ж]. Это их любимый звук. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук». Вы должны выполнить хлопок над головой, когда услышите звук [ж]. Задание понятно? Начинаем.

В. - М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж, П, С, Ж

В. - Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Перед вами набор картинок. Нужно найти картинку, в названии которой спрятался звук [ж].

  А какой буквой он обозначается?

Д. - Буквой Ж (жэ).

В. – На что похожа?  (ответы детей)

В – Приготовьте свои пальчики. Напишем букву Ж в воздухе, на ладошке.

В. - У вас на столах есть счетные палочки, из которых можно построить букву Ж. Приступаем к работе.

Дети самостоятельно выполняют задание.

В. - Молодцы! Буква Ж получилась вполне разнообразной!

В. - Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер, оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком. Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

В. - Молодцы! А теперь предлагаю поиграть.

Подвижная игра «Жуки»

Дети – «жуки» вылетают из домиков, «летают» по группе и жужжат: «ЖЖЖЖЖ».

Останавливаются, приседают:

- Жу - жу, жу – жу – я на ветке сижу.

Я на ветке сижу, букву «Ж» все твержу.

Ложатся на спину, руки и ноги поднимают вверх.

- Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет: «ЖЖЖЖЖЖ».

Встают и летят дальше. По сигналу воспитателя «Птица!» жуки прячутся в домики.

В. – Жуки летали и принесли картинку. Что на ней изображено?

В. – Сколько звуков в слове?

Ответы детей. Дети проводят звуковой анализ слова, используя схемы и фишки красного и синего цвета.

В. – А теперь замените фишки на уже знакомые вам буквы.

Дети проводят буквенный анализ слова.

Воспитатель обращает внимание детей на правило написания сочетания жи. Дети заменяют букву ы на и.

В. - Предлагаю вам поиграть в игру «Найди половинку». На доске вывешены половинки пазла. У вас на столах лежат вторые половинки. Вам нужно найти свою половинку и прочитать получившееся слово и составьте с этим словом предложение.

Дети ищут свою половинку, соединяют и читают слово, составляют предложение.

В. - Отлично все справились с заданием!

3. Заключительная часть (рефлексивный этап)

В. – Жучки мои, с какой буквой мы сегодня познакомились? Повторите правила написания сочетания жи.

Какие задания показались сложными?

В. - А теперь я взмахну волшебной палочкой, вы закроете глаза и опять превратитесь в людей (снимают маски). На память о нашем занятии я хотела бы подарить картинку-раскраску. Вам нужно будет раскрасить места только с буквой Ж, чтобы получить изображение. А кто у вас получился, потом мне расскажете.

Критерии оценки деятельности детей.

1. Активность участия в творческой деятельности.

2. Самостоятельность в выполнении поставленных задач.

3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

4. Сопереживание.

5. Эмоциональность.

6. Проявление волевых усилий.

7. Умение дать оценку своим действиям, аргументировать оценку деятельности сверстников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"

План-конспект  занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте " Буква п, звуки п,пь"

Конспект занятия по подготовка к обучению грамоте....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте " Буквы и звуки Ж-Ш"

На занятии проходит формирование правильного произношения и различения звуков Ж-Ш, развивается фонематический слух, фонематическое восприятие, закрепляется умение писать буквыЖ,Ш,совершенствуется навы...

Конспект по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой "У"

Образовательная деятельность для детей с 5 до 6 лет по обучению грамоте...

Конспект ООД по обучению грамоте "Буква и звук У"

Цель:развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков и слов;продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;выделение заданного гласного звука из ...

Конспект по обучению грамоте на тему ,,Звук и буква У"

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе «Звук и буква [У]»  Цель:Знакомство со звуком и буквой УЧеткое произнесение звука УВыделение начального ударного гласного...