Уроки грамоты.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ливашова Фатима Михайловна

Сочетание АУ.

Цель:Закрепление звуков и букв АУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_gramoty.docx17.67 КБ
Файл shemy.docx11.55 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки грамоты

Конспект-сценарий. Октябрь

Группа 5 -6 лет.

Сочетание АУ.

Цель: Закрепление звуков и букв А и У.

Задачи:

    1.  Развивать фонематическое восприятие.

    2. Учить детей читать по кубикам сочетания АУ и УА.

    3. Формировать навыки фонематического анализа и синтеза.

    4. Закреплять произношение звуков А, У.

    5. Закреплять умение находить буквы А и У на кубиках.  

    6.  Развивать   зрительно-моторную   координацию   при   манипуляции   с   кубиками   и  

        работе с таблицами.

    7. Закреплять знания детей о том, что Буквы А и У живут на жёлтых, золотых кубиках.  

Оборудование:

    1.  Приложение 1-3

    2.  Кубики Н. Зайцева

    3. Таблицы Н. Зайцева

    4. Указка

                                         Ход занятия

                                 Приветствие. Вводная часть

Воспитатель:

                                 Сколько много дружных рук,

                                  Становитесь, дети, в круг!  

                             (пригласить детей встать в круг)

                                  Много, много дружных рук  

                                     (поднять руки вверх)

                                  Я твой друг и ты мой друг!  

                           (подать руки рядом стоящим соседям)

Воспитатель: Сегодня я хочу вам кое-что рассказать и кое с кем познакомить.

В  одной  прекрасной  сказочной  стране  жил-был  Слыш.  (Приложение  1)  У  Слыша  были  

большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А ещё у Слыша  

был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся  

ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.

Слыш  любил  гулять   в  своем  сказочном  городе  и  в  сказочном  лесу,  расположенном  

недалеко  от  города,  он  прислушивался  к  разным  звукам,  запоминал  их  и  играл  с  ними.

Жители  волшебного  города  вешали  на  дверцы  сказочных  домов  звонкие  колокольчики.  

Однажды  Слыш  шёл  по  улице  и  вдруг  услышал,  что  справа  на  двери  дома  зазвенел

колокольчик (воспитатель стоит перед детьми и звенит в колокольчик, отводя руку  

вправо.) Кто-то вошёл в дом. А потом зазвенел другой колокольчик — на двери дома слева

(воспитатель   стоит   перед  детьми   и   звенит   в  колокольчик,   отводя   руку   влево).

Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие  

уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.

Игра «Где звенит колокольчик?»

Воспитатель  просит  детей  закрыть  глаза,  внимательно  послушать  и  угадать,  где  

звенит  колокольчик:  справа,  слева,  внизу,  вверху,  сзади  от  него.  Предложите  ребенку  

открыть глаза и показать или сказать, где звенел колокольчик.

Воспитатель: Недалеко от Слыша в сказочном городе жила Буковка. (Приложение 2) У неё

были красивые большие глаза, потому что она любила читать. А еще она обожала рисовать  

и писать.

Слыш и Буковка были большими друзьями. Однажды Слыш пригласил Буковку прогуляться  

по  лесу.  В  лесу  Слыш  побежал  по  своей  любимой  дорожке  из  камешков.  Камни  весело  

стучали  под  его  ногами.  А  Буковка  пошла  по  другой  тропинке,  которая  была  покрыта  

травой. Сначала они видели друг друга среди деревьев, но потом дорожки разошлись в  

разные стороны и друзья потеряли друг друга из вида. Слыш не растерялся, он крикнул что  

есть силы: «АУ»! И в ответ он услышал тихое «ау». Это Буковка отвечала ему издалека. Они  

начали кричать друг другу: «АУ» — «ау», пока не встретились на красивой лесной полянке.

-  Как я рада, что мы снова встретились. Я ведь почти заблудилась в лесу, — воскликнула  

Буковка при встрече.

- Хорошо, что я стал тебе кричать «АУ». Я сначала долго тянул звук [а-а-а], а потом звук [у-

у-у]. Получилась песенка - «искалочка»: «ау» из двух звуков.

Воспитатель:  Повторите  песенку-«искалочку»:  а-а-у-у-у.  Воспитатель  следит  за  слитным  

произнесением звуков — между ними не должно быть паузы.

— Давай я запишу себе эту песенку, чтобы не забыть ее, если мы опять потеряемся.  

— И Буковка написала волшебным карандашом: АУ. (воспитатель пишет буквы на доске  

или мольберте красным карандашом.) А потом ещё раз прочитала песенку - «искалочку».  

Давайте и мы с вами напишем песенку-«искалочку» с помощью кубиков, на которых живут  

буквы. Вспомните, на каких кубиках у нас живут А и У. Как мы их произносим, громко или  

тихо? (отв. детей: громко) Мы можем спеть А и У? Попробуйте спеть А. Попробуйте спеть У.  

Получается? (отв. детей) А и У живут на больших, жёлтых кубиках. Найдите их. Молодцы!  

Саша,  найди  на  кубике  А.  Сначала  найдите  букву  А  на  кубике.  Какую  букву  ищет  Саша?  

Скажи, какую букву ты нашёл? Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка какую букву  

нашёл Саша и просит каждого её показать. Аналогично происходит работа по букве У.  

После этого воспитатель просит поставить кубики с буквами на полки так, чтобы все  

видели их.  

Воспитатель: Этот кубик А, этот кубик У. Мы поставим их рядом. Теперь давайте прочитаем,  

что  у  нас  получилось.  АУ.  (Воспитатель  обязательно  проводит  указкой  по  кубикам  и  

читает)

 Катя  прочитай  кубики. Воспитатель  показывает  склады  на  кубиках,  ребёнок  читает,  

смотря на них. Дать возможность каждому ребёнку прочитать.  

Воспитатель:    Прочитаем     по  таблице.   Воспитатель       показывая    буквы   на   таблице  

предлагает детям прочитать их всем вместе.  

Воспитатель: Молодцы! Вы умеете читать слово-«искалочку».  

Вскоре на лесную полянку прибежал волчонок.

        —  Здравствуйте.   Я   слышал,   кто-то   кричал:   «АУ».   Это   не   вы   заблудились?   —

взволнованно проговорил он.

        — Да,  — ответили друзья, — только мы уже нашлись. Хорошо, что ты  откликнулся  

на зов. Мы хотели показать тебе букву «У», ведь она обозначает твою песенку.

Как воет волчок? У-у-у-у…  Волчонок присел и стал разглядывать букву. Вдруг послышался  

чей-то  жалобный  голосок:  «УА-УА».  Голосок  доносился  из  травы.  Волчонок  раздвинул  

лапой траву и удивленно сказал:

       — Я вижу чьи-то длинные уши, которые очень похожи на мою букву «У»! Эй, кто  

здесь плачет?

       Друзья наклонились и увидели маленькие заячьи ушки под листочком. Это малыш-

зайчонок потерял свою маму и жалобно плакал. Слыш взял зайчонка на руки и спел ему  

колыбельную: «а-а-а». Зайчонок успокоился и уснул.

       Буковка уже знала, что надо делать. Она громко позвала:

       — АУ, мама-зайчиха.

       — АУ,  —  раздался  голос  зайчихи.  Она  выпрыгнула  из-за  дерева  и  направилась  к  

компании друзей. Слыш отдал ей зайчонка. Мама-зайчиха поблагодарила его и ускакала  

вместе с малюткой.

       Слыш повторил, как плакал Малыш-зайчонок: «УА». Он заметил, что если поменять  

звуки местами, то получится «АУ».

Воспитатель: Давайте вместе со Слышам скажем, как плакал зайчонок: у-у-у-а-а-а. А теперь  

повторите песенку-«искалочку»: а-а-у-у-у.  

Воспитатель обращает внимание детей на кубики. Вот написана песенка-«искалочка». А что  

будет  если  мы  переставим  кубики  местами.  Воспитатель  просит  детей  сделать  это.

Прочитаем,  что  у  нас  получилось?  Дети  читают  вместе  с  воспитателем.  Хоровое  

чтение.

Воспитатель: Что у нас получилось? (УА) УА – так плакал зайчик. Прочитаем по таблице.  

Чтение по таблице. (УА) Молодцы!

                                   Заключительная часть.

Воспитатель:  Понравилась  вам  история,  которую  я  вам  сегодня  рассказала?  С  кем  мы  

сегодня познакомились? (отв. детей) Слыш и Буковка хотят сказать вам до свидания. Они  

обязательно придут к нам ещё. Теперь они вместе с нами будут учиться слушать звуки и  

изучать буквы.  

Мы играем и растём!

Очень весело живём!

Ручки, ножки тренируем,

Глазки, носик бережём.

Мы играли, мы устали,

Ручки, ножки развивали.

Занимались мы с утра.

Фрукты есть пришла пора!



Предварительный просмотр:

НОС

ЛАК

МАК

ЛУК

МОХ

СЫЧ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте «Уроки грамоты»...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Уроки грамоты"КОЖЕВНИКОВА Надежда Сергеевна воспитатель      Цель занятия: помочь дошкольника освоить про...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...