Конспект по "Речевое развитие. Обучение грамоте." в старшей группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект по "Речевому развитию. Обучение грамоте." в старшей группе по теме: "Звуковой анализ слов "дом" и "дым""

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта непосредственно организованной образовательной деятельности

Дата проведения:

ФИО педагога: Крохина Н.Г.

Возрастная группа воспитанников: старшая группа общеразвивающей направленности.

Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: сравнительно звукового анализа слов «дом» и «дым».

Цель:Уточнение и углубление у детей представления о сравнениислов по звуковому составу,  умение находить одинаковые и разные звуки в словах.

Психолого-педагогические задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить с гласными и согласными звуками, умение узнавать их по звучанию.

Совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.

Развивающие:

Формировать у детей умение делать звуковой анализ слов «дом» и «дым», определяя одинаковые и разные звуки в словах.

Развивать слуховое восприятие, мышление, память у детей.

Воспитательные:

Поощрять игровое и речевое взаимодействие между детьми. Вовлекать детей в общий разговор.

Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации непосредственно организованной образовательной деятельности:

коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная.

Форма организации детей: подгрупповая.

Форма организации обучения: НОД

Материал и оборудование: Картинки для звукового разбора слов «дом» и «дым» на доске, карточки для звукового разбора слов «дом», «дым» на каждого ребенка, доска, звуковые фишки красного и синего цвета.

Планируемый результат: дети умеют находить одинаковые и разные звуки в словах, делают звуковой анализ слова, составляют предложения с заданными словами.

Предварительная деятельность с воспитанниками:знакомство с понятиями гласный и согласный звук, звуковой анализ слова «дом».

        

Части НООД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы

 поддержки

 детской

инициативы

1 часть – вводная

Цель:  мотивировать детей на включение в игровую  деятельность.

Создание

образовательной ситуации

В.: Ребята, вы любите сказки?

Я вам расскажу сказку «Про язычок».

Дети стоят врассыпную.

Подходит воспитатель.

- Да

Мотивация детей

на предстоящую деятельность: игра с детьми

Подготовить артикуляционный аппарат детей к произношению звуков.

В: Жил на свете язычок. Был у него свой домик. Домик назывался «ротик». Домик открывался и закрывался. (Показывает) Чем закрывается домик?

В: Правильно! Нижние зубы – крылечко, а верхние – дверка. Давайте все вместе закроем и откроем домик Язычка.

Жил Язычок в своем домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется. (Показывает.) язычок был очень любопытный. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает, дай- ка и я попробую! Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Высунет и спрячет, высунет и спрячет. Давайте и мы высунем язычок все вместе и спрячем его. Сначала медленно, а потом быстрее!

А еще любил Язычок песни петь. Услышит, как дети кричат: «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет «а-а-а». услышит, как лошадка ржёт: «и-и-и», сделает узенькую щелку в дверке и запоет: «и-и-и». услышит, как поезд гудит: «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «у-у-у».

Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот такая сказка.

- зубами

(Дети выполняют упражнение «Улыбка»)

(Дети выполняют упр. «Полакаем молоко»)

Улыбнитесь, закройте домик так, чтобы и крылечко и дверка были хорошо видны.

Совсем как у котенка получается!

2 часть – основная

Цель: Выявление раннее полученных знаний.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым.

Создание мотивационной ситуации для поиска способа помощи

Этап осуществления самостоятельной деятельности детей

 У нас тоже есть свой дом. (Вывешивается картинка «дом»)

 Что нарисовано на картинке?

В.: Мы сделаем звуковой анализ слова «дом».  Перед вами лежит карточка.

(На столах лежат картинки для звукового анализа слов «дом» и «дым»)

В.Внизу картинки нарисованы квадратики. Сколько квадратиков?

Значит, сколько звуков будет в слове?

Кто нам поможет разобрать слово «дом»? Выходи Матвей, помогай.

- Какой первый звук?

- Какие характерные особенности этого звука?

– Каким цветом обозначим этот квадратик?

- Почему?

- Какой второй звук?

- Что о нём можем сказать?

- Он гласный или согласный?

- Каким цветом будем обозначать этот квадратик?

- Какой третий звук?

- Каким цветом обозначим квадратик?

- Почему?

В.: Немного отдохнём.

Встаньте рядом со столами. Задвиньте стулья, чтоб они нам не мешали.

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

В.: Возвращаемся на свои места. Что изображено на второй картинке? Сейчас мы проведем звуковой анализ этого слова.А нам поможет Лёва.

Произнесите это слово.

- Какой первый звук?

Отметим характерные особенности первого звука «д»?

-Значит он гласный или согласный звук?

- Каким цветом его обозначим?

- Какой второй звук?

Отметим характерные особенности второго звука «ы»

- Каким цветом его обозначим?

- Почему?

- Какой третий звук?

- Назови характерные особенности этого звука?

- Значит он какой звук?

- Каким цветом его обозначим?

А сейчас Даша будет звуком [Д],  выходи к доске.

Паша будет вторым звуком в слове «дым». Выходи Паша.

Какой ты будешь звук?

И третий звук будет в слове «дым» Ева. Выходи к доске.

 Какой ты будешь звук?

Теперь проверим: какое у нас получилось слово?

А сейчас присядет и спрячется первый звук. Что осталось? Произнесите.

Теперь первый звук встаёт , а приседает прячется третий звук. Что осталось?

А теперь приседает и прячется первый и третий звук?

Хорошо. Присаживайтесь за столы.

Произнесём слова «дом» и «дым».

Вы слышите одинаковые звуки в словах?

В.: Ребята, мы выполнили звуковой состав слов.

В.: Составьте предложения со словами «дым», «дом».

Присядьте за столы.

-дом

-три

- три.

(Ребёнок выполняет разбор слова у доски)

- [Д]

Не поется, не тянется, при его произнесении нам мешает язык.

- синим

- он согласный.

- [О]

Поется, тянется, при его произнесении ничего не мешает.

- гласный.

- красным.

- [М]

- синим

- он согласный.

- дым.

(К доске выходит ребёнок)

- дым

- [Д]

Не поется, не тянется, при его произнесении нам мешает язык.

- согласный.

- синим

- [Ы]

- Поется, тянется, при его произнесении ничего не мешает.

- красным

- потому, что он гласный.

- [М]

-  Не поется, не тянется, при его произнесении нам мешает язык.

- согласный.

- синим.

(Ребёнок  выходит первым к доске.)

- [Ы]

- [М]

(Дети  медленно произносят слово)   дым

- ым

- ды

- ы

- Дом – Дым

Дети совместно с воспитателем приходят к выводу, что одинаковые звуки «д» и «м». отличные звуки «о», «ы».

3 часть – заключительная

Подведение итогов деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей.

Какие слова мы сегодня сравнивали?

- Каким цветом обозначали согласный твердый звук?

- Каким цветом обозначали гласный звук?

- Какое задание для вас было сложным?

- А что для вас было сделать легко?

- Дом, дым.

- синим

- красным

Ответы детей

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

А сейчас я приглашаю вас поискать г нашей группе предметы, начинающиеся на звук [Д].

- доска, диван…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе "В гостях у Мартышки"

Непосредственно-образовательная деятельность, представленная в конспекте, основана на игровой ситуации. Для детей старшей группы подобраны различные задания развивающего характера на закрепление уже и...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.

Конспект образовательной деятельности  по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.Тема: знакомство с звуком «ж»...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект НОД по обучению грамотев старшей группе«Маленькие грамотеи»...

Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.Задачи:Образовательные:Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.Развивающие: Продолжать разви...