Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе "В гостях у Мартышки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Николаева Марина Николаевна

Непосредственно-образовательная деятельность, представленная в конспекте, основана на игровой ситуации. Для детей старшей группы подобраны различные задания развивающего характера на закрепление уже известного детям материала по обучению грамоте. Детям предлагается поупражняться в звуковом анализе слов, в разгадывании простых ребусов, в подборе рифмы к словам... Внесён и соревновательный мотив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ

                          «Центр развития ребёнка – детский сад № 125»

Конспект

НОД

по

речевому развитию

/обучение грамоте/

старшая группа

Тема: «В гостях у мартышки»

                                                              Воспитатель Николаева М.Н.

                                                                                           высшая квалификационная

                                                                                                          категория

г. Дзержинск

2015 г.

Задачи:

  -  Способствовать созданию непринуждённой творческой обстановки во время

       непосредственно-образовательной деятельности    

  -  продолжать учить проводить звуковой анализ слова, используя цветные

     фишки и интонационную дифференциацию звуков в слове.

  -  Развивать фонематический слух детей.

 

-   Упражнять в умении  получать новые слова, переставляя слоги.

-  Упражнять в подборе слов, сходных по звучанию.

-  Развивать логическое мышление, обучая детей разгадыванию ребусов.

-  Воспитывать умение внимательно выслушивать высказывания сверстников,

    замечать и доброжелательно исправлять речевые и логические ошибки.

-   Воспитывать чувство юмора и доброжелательное отношение к  окружающим.

-  Поддерживать интерес к самостоятельному чтению слов.

Методы и приёмы:

     - создание игровой проблемной ситуации

     - наглядный

     - вопросы к детям /активизирующие, уточняющие/

     - хоровые ответы

     - образец ответа воспитателя

     - метод упражнения

     - поощрение

     - положительная оценка деятельности детей

       

Предварительная работа:

   - д/и: «Подбери слово», «Скажи иначе», «Буквенный город»

   - разгадывание кроссвордов и ребусов

   - заучивание чистоговорок, вместеговорилочек

   - игры со звучащими словами, придумывание рифмованных слов

Индивидуальная работа:

   -  Артур – добиваться умения работать в общем темпе со сверстниками;

   -  Никита – закрепить умение анализировать слово по схеме;

   -  Алёша  - развивать стремление к речевой активности на занятии.

   

Материалы и пособия:

 - 2 магнитных мольберта с набором магнитов;

-  Мартышка /игрушка/;

-  Фломастеры;

-  Карточки с написанными вразброс буквами алфавита;

-  Подносы с фишками 3-х цветов, карточки с 2-мя полосками;

-  Демонстрационные панно: вазы красная и синяя, блюдо с «бананами»;

-  Наборы цветов с написанными в центре буквами /гласные и согласные/;

-  Карточки со слогами слов: машина, кукла, игра, книга, мячик, кубики;

-  Прозрачное панно с карманами для карточек;

-  Демонстрационные и раздаточные карточки с ребусами слов: ПИРОГ, ЁЛКА,

   РЫБАК, МАСКАРАД, КОТЛЕТА, БУСЫ;

-  Карточки с написанными крупно словами: «МОЛОДЦЫ», «УМНИЦЫ»,

   «УМНИКИ», «СПАСИБО», «ВЫ МЕНЯ ПОРАДОВАЛИ!».

           

Ход НОД:

Действия воспитателя

Действия детей

Дети вместе с воспитателем встают в круг.

Предлагаю начать занятие с проговаривания

«вместеговорилочки»:

А сейчас давайте поиграем в нашу игру «Мартышка». Согласны?

«Здравствуйте, я – мартышка!

А я - ……..»

В конце игры представляю детям нашу

гостью – мартышку.

Зовут её Чита!

А вы для знакомства, пожалуйста, вот на

этих карточках обведите в кружочек буквы,

из которых состоит ваше имя.

Вам понятно задание?

А теперь, когда вы познакомились, приглашаю вас в гости к мартышке.

Вот здесь у нас будет место для Читы,

А здесь её любимые бананы.

Вы сегодня будете выполнять разные зада-

ния и получать за это от Читы в награду

бананы. Начнём?

Перед вами 2 вазы: красная и синяя. У каждого из вас есть цветы для этих ваз.

Определите, какой звук изображен на вашем цветке, гласный или согласный, и

прикрепите магнитом свой цветок к соответствующей вазе.

Давайте начнём с Маши. Какой у тебя звук?

-В какую вазу ты его «поставишь»?

Правильно!

Проверяю правильность выполнения задания и вручаю детям первый банан, прикрепляя магнитом в верхнюю часть мольберта.

А теперь поупражняемся в составлении

схем слов, используя наши цветные фишки.

Ваши фишки каких цветов, Камилла?

Напомните мне, что они обозначают? Лиза!

                                           

А синие, Света?

Каких, уточни, пожалуйста!

Молодец! Даша, а для чего нам нужны зелёные фишки?

Прошу детей составить схему слова «ЛУК»

Дети анализируют звуковой состав слова,

Помогаю им соблюдать логику и алгоритм

звукового анализа слова.

Предлагаю составить следующую схему:

слово «ЛЮК» .

-Пожалуйста, произнесите это слово!

Чем отличаются полученные схемы?

Какое ещё слово может подойти к нашей

схеме? Маруся!

Молодец!

Предлагаю детям составить схему для

имени мартышки – ЧИТА!

Объясняю, что звук «ч» во всех словах

будет мягким и всегда на схемах его нужно

отмечать зелёной фишкой.

Проверим?

Молодцы! И с этим заданием вы справились! Получайте банан!

Предлагаю детям отдохнуть. Физкультминутка:

Мы – весёлые мартышки!

Мы играем громко слишком!

Мы в ладоши хлопаем!

Мы ногами топаем!

Надуваем щёчки!

Скачем на носочках!

Оттопырим ушки!

Возьмёмся за макушки!

Как скажу я слово «три»,

Все с мордашками замри!

А теперь хорошо бы у нас навести порядок!

Вот здесь перепутанные слоги знакомых

Вам слов. Пожалуйста, наведите порядок и

Соберите правильно слова.

Потрудились хорошо! Заработали ещё один банан!

У вас на столах есть карточки с зашифрованными словами. Пожалуйста,

Вместе подумайте и назовите мне эти слова.

Задание проверяем вместе: показываю

демонстрационную карточку с ребусом, дети отвечают.

А теперь последнее задание! Вы должны

придумать и сказать слова, которые звучат

одинаково. Как это называется, Алиса?

Правильно!

                                                     Весы…

                                                     Утка..

                                                     Рябина..

                                                     Рак..

                                                     Медаль…

                                                      Соль..

                                                      Матрёшка…

                                                      Рубашка…

                                                      Банан…

Хорошо у вас получилось!

Сколько же вам удалось заработать сегодня

бананов?

Ого! Я даже не знаю, как вас похвалить?

А знаете, что? Похвалите-ка вы себя сами!

Показываю детям карточки с поощрительными словами.

Дети выбирают себе пару.

Это ты!

А это – я!

Ты хороший у меня!

Мой дружочек дорогой,

И не нужен мне другой!

Дети импровизируют во время игры, представляя

себя и называя своё имя.

Дети подходят к столам и

выполняют задание.

Дети проходят к столам,

Садятся.

Да!

Маша: - «Д», он согласный.

- в синюю.

Дети выполняют задание, по очереди подходя к мольбертам.

Красные, сини и зелёные.

Красные – для обозначения гласных звуков,

-для обозначения согласных звуков.

-для обозначения твёрдых

согласных.

Они обозначают мягкие согласные звуки.

Дети работают с цветными

фишками, составляя схемы

и анализируя слово.

- лююк!

Дети интонационно дифференцируют мягкий звук «ЛЬ», поочерёдно

произнося: «луук» - «лююк».

Лёд! Мел!...

Дети выполняют, помогая друг другу.

Дети придумывают и про-

износят слова со звуком

«ч»: чайник, человек,

чашка, мячик…

Дети хором произносят текст, сопровождая его

соответствующими действиями.

Дети выходят к мольбертам и выполняют

задание.

Дети работают в парах,

разгадывая ребусы.

- Рифма!

Усы, часы

Дудка

Корзина

Мак

Педаль

Роль

Гармошка

Ромашка

Барабан

Дети считают.

Дети по желанию читают

предложенные слова:

МОЛОДЦЫ!

УМНИЦЫ! УМНИКИ!

ВЫ МЕНЯ ПОРАДОВАЛИ!

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) в подготовительной группе. Тема: Звуки [х-х’] и буква Хх.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием презентации. Тема: Звуки [х-х\'] и буква Хх....

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.

Конспект образовательной деятельности  по речевому развитию (обучение грамоте) в старшей группе.Тема: знакомство с звуком «ж»...

конспект образовательной деятельности "Речевое развитие" (обучение грамоте) в подготовительной группе

Развивать умение детей выделять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги....

Конспект НОД речевое развитие. Обучение грамоте детей старшей группы. Тема: «Гласные и согласные звуки»

Цель: Ознакомление детей с понятиями: гласный и согласный звук. Звуковой анализ мак и шар.Задачи:Образовательные:Формировать умение детей выделять отдельные звуки в слове.Развивающие: Продолжать разви...

Конспект по "Речевое развитие. Обучение грамоте." в старшей группе.

Конспект по "Речевому развитию. Обучение грамоте." в старшей группе по теме: "Звуковой анализ слов "дом" и "дым""...