Открытое занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка по Родному городу".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Самойленко Татьяна Львовна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по обучению грамоте  (на материале краеведения)

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ ГОРОДУ».

Подготовительная логопедическая группа.

Учитель-логопед Т.Л. Самойленко

 

Калининград 2021г.

 

Тема: Путешествие по родному городу (обобщающее занятие).

Цель: Обучение грамоте детей на краеведческом материале о достопримечательностях родного города.

Задачи:

 - совершенствовать фонематический слух, навыки определения наличия звуков К, Кь в слове; деление слов на слоги различными способами, анализа предложения, составления слов из слогов, букв;

- уточнять, активизировать и расширять словарь по теме «Наш город Калининград»;

- закреплять знание детей об историческом прошлом и настоящем родного города;

- воспитывать у детей любовь к своему городу.

Оборудование:

открытки с видами Калининграда;

 музыка к физминутки, карточки с буквами, словами;

схемы-модели деления на слоги;

 цветовые обозначения (синий и зеленый квадраты) звуков К, Кь;

схемы предложений (индивидуальные);

большая карта «Калининград», табло с недописанными буквами; карточки с ? ! знаками;

карандаши.

 

Ход занятия:

Сообщение темы:

- Занятие будет посвящено нашему родному городу.

а) Д/и «Спрашиваешь? – отвечаем!» нужны два знака «?» и «!»

Логопед спрашивает, дети отвечают, повторяя то же самое, но не с вопросительной интонацией «?», а с восклицательной «!».

- Мы живем в портовом городе?  (Мы живем в портовом городе!)

- Мы жители янтарного края? (Мы жители янтарного края!)

- Мы живем на самом Западе нашей страны?

- Как называется наш город?

б) Д/и « Допиши буквы в названии города»

   К А Л И Н И Н Г Р А Д

- Написание начальной большой буквы в названии городов.

Материал: Большая картинка с изображением города, карточки «?», «!»; табло с недописанными буквами, карандаши.

Экскурсия по городу.

Наш город интересен и удивителен.

- Что можно показать гостя и туристам?

а) отбор картинок в названии которых есть звук на который начинается название нашего города (К).

Характеристика звука  [К] (согласный, глухой, твердый)

- как назывался наш город ранее? (Кёнгсберг)

- как звучит первый звук в этом слове?

- характеристика звука [Кь].

Условная запись звуков  (обозначение) звуков [К] и [Кь].

 

Д/и «Положи квадратик на картинку»

10 картинок . Квадрат кладется на картинку в названии которой есть звуки К, Кь:

- Кафедральный собор +

- Историко-художественный музей +

- Музей Мирового океана +

- Королевские ворота +

- Драматический театр +

- Река Преголя +

- Дворец культуры Моряков ++

- Памятник покорителям космоса+++

 

Дополнительный вопрос:

- Где в слове находится звук? (в начале, середине, конце), фото-картинки , зеленые и синие фишки.

 

Физминутка под музыку с движениями.

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем,

Светофоры и машины,

Площади и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

 

 

Д/и «Делим на слоги» (с опорой на схемы-модели)

 

- пальцами: светофоры и машины,

- хлопками: площади,

- схемой: магазины,

- подбородок: скверы,

- гласными: улицы,

- ногами: мосты

 

- Со словами мы играем их по разному разделяем!

 

Другие способы:

Любимый способ:  ВО – РО – ТА + картинка

                                 СО – БОР + картинка

                                 БАШ – НИ + картинка

Дополнительные вопросы:

- назови первый слог, последний, ударный слог.

 

Материал: музыка к физминутке, модели-схемы деления на слоги.

 

Ребус.

Чтение слова по мере уменьшения букв (КАНТ)     а К т Н

- В нашем городе много памятников великим людям.

- Отгадайте имя великого человека, которым гордится наш город. Читать нужно не подряд все буквы, а постепенно выбирая по росту, начиная с самой большой Кант.

- Кто такой Кант?

 

Д/и «Буквы рассыпались» (порт, мост, парки)

Сначала прочитать.

Соревнование двух команд (деление синий – зеленый цвета).

Составление слов  после предварительного анализа П..О…Р…Т. Чтение. Соотнесение слова с картинкой.

Можно провести преобразование слов:

Порт – торт                                                  ворота - ворона

Мост – рост                                                  собор - бор

Парки – пар                                                  башни – басни

 

Составление предложений по картинке и слову.

Анализ и схематичная запись предложения.

(Мы любим наш город).

Вспомнить правила предложения.

 

Итог: - Берегите, улучшайте свой город!

- Я увидела, что вы знаете и любите свой родной город, узнаете исторические достопримечательности. Было видно, что вы умеете делить слова на слоги, составлять из букв и слогов; все услышали, как вы умеете составлять предложения, а затем их записывать с помощью полосок. Вы – настоящие калининградцы.

 

Материалы:

- ребус

- рассыпанные буквы

                           слоги - все в двух экземплярах;

- картинки:  порт            башни

                     мост             ворота

                     парки           собор

- Схемы предложений.

                     

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Путешествие по родному городу""17.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по обучению грамоте  (на материале краеведения)

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ ГОРОДУ».

Подготовительная логопедичская группа.

Учитель-логопед Т.Л. Самойленко

Калининград 2021г.

Тема: Путешествие по родному городу (обобщающее занятие).

Цель: Обучение грамоте детей на краеведческом материале о достопримечательностях родного города.

Задачи:

 - совершенствовать фонематический слух, навыки определения наличия звуков К, Кь в слове; деление слов на слоги различными способами, анализа предложения, составления слов из слогов, букв;

- уточнять, активизировать и расширять словарь по теме «Наш город Калининград»;

- закреплять знание детей об историческом прошлом и настоящем родного города;

- воспитывать у детей любовь к своему городу.

Оборудование:

открытки с видами Калининграда;

 музыка к физминутки, карточки с буквами, словами;

схемы-модели деления на слоги;

 цветовые обозначения (синий и зеленый квадраты) звуков К, Кь;

схемы предложений (индивидуальные);

большая карта «Калининград», табло с недописанными буквами; карточки с ? ! знаками;

карандаши.

Ход занятия:

Сообщение темы:

- Занятие будет посвящено нашему родному городу.

а) Д/и «Спрашиваешь? – отвечаем!» нужны два знака «?» и «!»

Логопед спрашивает, дети отвечают, повторяя то же самое, но не с вопросительной интонацией «?», а с восклицательной «!».

- Мы живем в портовом городе?  (Мы живем в портовом городе!)

- Мы жители янтарного края? (Мы жители янтарного края!)

- Мы живем на самом Западе нашей страны?

- Как называется наш город?

б) Д/и « Допиши буквы в названии города»

   К А Л И Н И Н Г Р А Д

- Написание начальной большой буквы в названии городов.

Материал: Большая картинка с изображением города, карточки «?», «!»; табло с недописанными буквами, карандаши.

Экскурсия по городу.

Наш город интересен и удивителен.

- Что можно показать гостя и туристам?

а) отбор картинок в названии которых есть звук на который начинается название нашего города (К).

Характеристика звука  [К] (согласный, глухой, твердый)

- как назывался наш город ранее? (Кёнгсберг)

- как звучит первый звук в этом слове?

- характеристика звука [Кь].

Условная запись звуков  (обозначение) звуков [К] и [Кь]

Д/и «Положи квадратик на картинку»

10 картинок . Квадрат кладется на картинку в названии которой есть звуки К, Кь:

- Кафедральный собор +

- Историко-художественный музей +

- Музей Мирового океана +

- Королевские ворота +

- Драматический театр +

- Река Преголя +

- Дворец культуры Моряков ++

- Памятник покорителям космоса+++

Дополнительный вопрос:

- Где в слове находится звук? (в начале, середине, конце), фото-картинки , зеленые и синие фишки.

Физминутка под музыку с движениями.

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем,

Светофоры и машины,

Площади и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья и кусты.

Д/и «Делим на слоги» (с опорой на схемы-модели)

- пальцами: светофоры и машины,

- хлопками: площади,

- схемой: магазины,

- подбородок: скверы,

- гласными: улицы,

- ногами: мосты

- Со словами мы играем их по разному разделяем!

Другие способы:

Любимый способ:  ВО – РО – ТА + картинка

                                 СО – БОР + картинка

                                 БАШ – НИ + картинка

Дополнительные вопросы:

- назови первый слог, последний, ударный слог.

Материал: музыка к физминутке, модели-схемы деления на слоги.

Ребус.

Чтение слова по мере уменьшения букв (КАНТ)     а К т Н

- В нашем городе много памятников великим людям.

- Отгадайте имя великого человека, которым гордится наш город. Читать нужно не подряд все буквы, а постепенно выбирая по росту, начиная с самой большой Кант.

- Кто такой Кант?

Д/и «Буквы рассыпались» (порт, мост, парки)

Сначала прочитать.

Соревнование двух команд (деление синий – зеленый цвета).

Составление слов  после предварительного анализа П..О…Р…Т. Чтение. Соотнесение слова с картинкой.

Можно провести преобразование слов:

Порт – торт                                                  ворота - ворона

Мост – рост                                                  собор - бор

Парки – пар                                                  башни – басни

Составление предложений по картинке и слову.

Анализ и схематичная запись предложения.

(Мы любим наш город).

Вспомнить правила предложения.

Итог: - Берегите, улучшайте свой город!

- Я увидела, что вы знаете и любите свой родной город, узнаете исторические достопримечательности. Было видно, что вы умеете делить слова на слоги, составлять из букв и слогов; все услышали, как вы умеете составлять предложения, а затем их записывать с помощью полосок. Вы – настоящие калининградцы.

Материалы:

- ребус

- рассыпанные буквы

                           слоги - все в двух экземплярах;

- картинки:  порт            башни

                     мост             ворота

                     парки           собор

- Схемы предложений.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая азбука»

Занятие с использованием фонетической сказки и мнемокарточек по гласным звукам и буквам....

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

Здесь Вашему вниманию представляю конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 4 Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите. Задачи: Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита. Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, во...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Посылка Деда Грамотея»

Конспект открытого занятия по обучению грамотедля детей старшего дошкольного возраста«Посылка Деда Грамотея»                  Задачи:закре...