Конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Баталова Татьяна Ивановна

Здесь Вашему вниманию представляю конспекты занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект   итогового  занятия   по  обучению  грамоте

в  старшем  дошкольном  возрасте.

Тема: «Буква  Л и  звуки  Л, Ль.

Задачи:

Коммуникативные:

-Продолжать  учить  звуковому   анализу  слов.

-Закреплять  умение  определять   место   звука   в  слове.

-Закреплять   умение   делить   слова   на   слоги.

-Совершенствовать   фонематический   слух, навыки  звукового   анализа, навыки  слогового  чтения.

Социализация:

-Закреплять  умения  соблюдать   правила  участия   в   играх.

-Воспитывать   желание  активно   работать   на  занятии, доброе  отношение  друг  к  другу.

Здоровье:

-Развивать  мелкую  мускулатуру   пальцев  рук.

Художественная  литература:

Развитие   фонематического  слуха.

Оборудование: Предметные  картинки, схемы  для  звукового  анализа  слов, карточки   для  определения  звука  в  слове, карточки  с  буквами.

Ход  занятия:

1.Организационный   момент.  

Стоя  в  кругу  назвать   соседа  ласково.   Протянуть   руки   вперед  и  как  «  солнечные   лучики»   соединить  их   в  центре   круга

2.Пальчиковая   гимнастика.

«Замок», «Пальчики», «Хомка».

3.Артикуляционная  гимнастика.

«Язычок  пошел погулять», «Маланья – болтунья».

4.Стоя   за  спинками   стула  назвать    слова,  относящиеся  к  определенной группе  предметов.

5.Сегодня  мы  с  вами  опять  побываем  в   волшебном  городе ,    где   живут   звуки. Некоторые  звуки  можно  петь.  как  они  называются  / гласные/- 6  гласных   звуков.Другие  звуки  при  произнесении  встречают  преграду. Какие   это   звуки  /согласные/.

В  группу  входит  девочка. Меня  зову  Лиза ,  а  вот  первая  буква  моего  имени /показ  буквы/.

А  у  меня  еще   был   ключик,  но  он  сломался  помогите  его  собрать. /вручает  шкатулку  в  ней  пуговицы, буквы, медальоны/.

6.Показ  буквы  «Л».  Если  пишем  буква,  если  слышим    звук.

7.Иллюстрации  со  звуком  Л.  Определение    место   звука  в  слове. /схемы /.

8.Деление  на  слоги.

9. Д\и « Твердый  и   мягкий  звук».

10. Физминутка:  «Два  прихлопа,  два  притопа».

11.Звуковой  анализ  слов. /лук, лис/.

12. Выкладывание  из  пуговиц  буквы  Л.

13.Как  правильно  назвать  предметы,  в  которые  кладут?

Хлеб – хлебница

Сухари – сухарница

Салфетки – салфетница

Суп – супница

Салат – салатница

Масло – масленка

Молоко – молочница

Перец – перечница.

14.Выкладывание  из  пуговиц  буквы «Л».

15.Дид. / игра  -  развитие  мышления «Мой, моя, мои, мое».

15.Итог  занятия.   Вручение  подарков  из  сундучка.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР  РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД  №41  «РОСИНКА».

Конспект    итогового  занятия  

по   обучению   грамоте

(старший дошкольный возраст)

                                                                                                                  Подготовила:

                                                                                                                  Баталова  Т.И.

                                     

г. Нижневартовск,2013



Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»

Конспект открытого занятия

по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Звук, слог, слово, предложение»

Задачи:

Коммуникативные:

Закрепить умение определять место звука в слове;

Закрепить умение делить слова на слоги:

Закрепить умение читать слова, предложения;

закрепить навыка звукового состава слова;

закрепить умение составлять предложения с заданным словом;

закрепить знания о многозначных словах.

закрепить умение подбирать родственные слова.

Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.

Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

Воспитывать любовь к родному языку, умение работать в микрогруппах.

Социализация:

Закреплять умение соблюдать правила участия в играх.

Здоровье:

Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук.

Развивать общую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки, фишки, наглядное пособие “Бочонки”, карточки со слогами, карандаши, карточки для определения звука в слове по количеству детей.

Ход игры

Ребята, мы с вами в течение года честно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, составлять интересные рассказы.

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и силы, закроем глаза, и повторим все вместе.

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо.

Вспомним обязательно,

Как играли мы старательно.

Сегодня в почтовом ящике д/с я обнаружила письмо от Королевы Страны Златоустии. Страна красивой и правильной речи. Ведь недаром в давние времена человека, который говорил грамотно и красиво, называли “человек – золотые уста”.

Сегодня мы будем говорить о предложении, слове, слоге и звуке.

• Много звуков есть на свете:

• шелест листьев, плеск волны,

• А бывают звуки речи, мы их точно знать должны.

Посмотрите на бочонки. Вот они в ряд стоят, рассказать про речь хотят.

Давайте попробуем догадаться, для чего нам их прислала Королева .

• Наша речь состоит из звуков. Вот он, самый маленький бочонок.

Звуки мы слышим и говорим, а что видим, пишем и читаем? (буквы)

• Вот и второй бочонок. Подружились буквы друг с другом, и получился? (слог) –

• Третий бочонок (воспитатель вставляет бочонки друг в друга). Соединились слоги вместе, и получилось? (слово) –

• 4 бочонок. Слова подружились, соединились по смыслу и образовали? (предложение) –

• 5 бочонок. А что такое предложение? (законченная мысль). Одно предложение, другое предложение, а вот и третье подбежало, продолжая начатый разговор, и составился (текст, рассказ).

• 6 бочонок. Вот он и самый большой шестой бочонок.

Королева страны Злотоустии предлагает нам несколько упражнений выполнить:

1. Упражнение. Какие бывают звуки буквы? «Что в круге? »

– Какие могут быть согласные (твердые и мягкие) .

– Каким цветом мы обозначаем гласные (красным) .

– Каким цветом мы обозначаем твердые согласные (синим) .

– Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные (зеленым)

Какие гласные буквы пишутся:

• после мягких согласных звуков?

• после твердых согласных звуков?

2. Упражнение: «Определи место звука в названии каждого предмета и нарисуй квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте»

Каждому ребенку предлагается карточка на определенный звук. Подвиньте к себе карточки, возьмите карандаши. Отметьте, где находиться звук “с”, «м», «ф» в начале, конце или середине слова. Закрашиваем клетки.

Сколько звуков в слове?

Сколько гласных, согласных?

Назовите первый, второй, третий, четвертый звук.

Назовите гласные буквы.

Разделите слово на слоги.

Физминутка:

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу

Аист отвечает

Топай правою ногой

Топай левою ногой

Снова правою ногой

Снова левою ногой

После правою ногой

После левою ногой

Вот тогда придешь домой.

3. Упражнение. Игра “Поймай звук”. (Стоя) .

Поймай звук “м” если он есть в данном слове.

Машина, соль, сук, сок, дом, хата, мука, шум, маска, мышка, лампа, молоко, стул.

4. Упражнение: «Пирамидка». (Сидя) .

Необходимо вам составить пирамидку из картинок. Наверху пирамидки слово, которое состоит из одного слога, ниже из двух и внизу из трех слогов.

5. Упражнение. Поиграем в игру “Молчанка”. (Стоя) .

Я называю слово, а вы делите слово на слоги прыжками и показываете количество слогов на пальцах, (цифрой) .

(Миша, сорока, мел, супница, картинка, машина.)

6. Упражнение: «Составь слово из слогов» Дети, посмотрите, эта гусеница не простая, а слоговая. Слоги могут в слова превращаться. Ребята, возьмите каждый по карточке и найдите вторую половинку слова. Тот, кто найдет пару, подойдите ко мне, я проверю правильность выполнения.

Физкультминутка

Сделаем массаж рук мячиком-ежиком.

Я мячом круги катаю,

Взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

7. Упражнение: «Отгадай, какое слово получилось»

Я прочту скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще и громче.

Тот, кто догадается, что это за звук прикрепит его к доске. Догадайтесь, какое слово получилось.

В шалаше шуршат мыши.

Не красна изба углами, а пирогами.

На горе Арарат растет красный виноград.

– Что за слово получилось? (Шар.)

– Давайте попробуем образовать новое слово.

Потребуется новая скороговорка.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

Какое слово получится, если заменить первый звук в слове шар, на “ж” (жар). Молодцы!

8. Игра «Кто больше слов составит»

На магнитной доске выставлены два столбика слогов из цветных букв. Соедините слоги правого и левого столбиков так, чтобы они образовали слова.

ШИ ША

СЛИ НА

КА ВА

9. Упражнение: «Составь предложение и его схему, используя предлоги» (сюжетные картинки) .

а) Пожалуйста, составьте предложение с предлогом и обозначьте этот предлог схематической карточкой.

б) Даны две предметные картинки и предлог. Необходимо используя эти картинки и предлог составить предложение.

в) Из чего состоят предложения? (Из слов). Отложите столько фишек, сколько слов в предложении.

Наступила весна. Саша рисует красивый кленовый лист. Посадил дед репку.

Итог: Королева страны Златоустии благодарит вас за участие в играх и награждает вас медалью «Самый способный ребенок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста: "Дружим с буквами разными, гласными, согласными"

Тема: "Гласные звуки (А), (О), (У). Буквы А, О, У,"Цель: познакомить детей с гласными звуками А, О, У, буквами А, О, У....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну знаний"

Тема: "Путешествие в страну знаний"Цель: Обобщить и систематизировать у детей имеющиеся знания о звуках, буквах, словах....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Незнайка в гостях у ребят»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с ЗПРТема: «Незнайка в гостях у ребят»...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».Задачи:Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.Развивающая задача...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Звуки»

Цель: Дать представления о звуках различного происхождения.Задачи:Обучающая задача: Учить различать звуки различного происхождения, ввести и закрепить в речь глаголы, закрепить форму родительного паде...