Конструкт занятия
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Анцыгина Лариса Анатольевна

Занятие с детьми подготовительной группы к 60-летию полета Ю.Гагарина в космос

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4._konstrukt_zanyatiya.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ

ФОРМА: Занятие (подгрупповое). 

ТЕМА ДОУ: Космос. 

ТЕМА ФОРМЫ: Звуки [р, р’]? Буквы Рр. 

ЦЕЛЬ: закрепить знания и умения детей, полученные на занятиях по обучению грамоте на речевом материале лексико-грамматической темы «Космос». 

ЗАДАЧИ: обогащение и активизация словаря по теме «Космос»; развитие лексико-грамматического строя речи; совершенствование умения составлять предложения; воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Закрепление правильного произношения звука [] в слогах, словах, предложениях. Развитие зрительного восприятия, воображения детей, фонематических процессов, памяти, внимания, мышления, умения обосновывать и доказывать свой ответ.  

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. «НЛО, инопланетянин, планета Ра», плакат с солнечной системой, портретное фото Ю. Гагарина, С. Королёва, детали крупного ЛЕГО-конструктора, презентация к занятию, раздаточный материал.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: словарная работа по теме космос, словообразование, формирование навыков звукового анализа на ранее изученных звуках.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: домашние задания по лексико-грамматической теме «Космос», закрепление знаний об изученном звуке в домашнем задании по карточкам, придумывание чистоговорок со звуками [р, р’].

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА: эмоционально включает в деятельность. Задает вопрос, стимулирует процесс мышления. Поощряет детей к высказыванию.  Осуществляет индивидуальную помощь. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы. Вовлекает детей в совместное планирование. Инициирует общее обсуждение. Предоставляет детям возможность найти решение. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Задает вопрос, стимулирует процесс мышления, любознательность.  Инициирует поиск ответов на вопросы. Наблюдает за детьми в процессе выполнения задания. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы. Вовлекает детей в совместную деятельность. Инициирует общее обсуждение. Предоставляет детям возможность найти решение. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы. Практикуются в осуществлении выбора. Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы.  

СРЕДСТВА ПЕДАГОГА: использует наглядные информационные средства, словесную инструкцию, нейропсихологические упражнения, дидактический материал.

ДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА: дети составляют предложения, используют сложные грамматические конструкции; делают умозаключения, выбор, сортируют, объясняют свои выбор; делают умозаключения, наблюдают за преобразованием; осуществляют самоконтроль, самооценку; ищут и находят решение; делают умозаключения, выводы; работают со схемами в игровой, занимательной форме; проявляют изобретательность; классифицируют, обобщают, переносят полученный ранее опыт в самостоятельную деятельность; выстраивают полный ответ, предложение; самостоятельно определяют, с каким звуком надо работать, дают характеристику, доказывают, опираясь на прошлый опыт; фантазируют. СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: вербальные и невербальные средства общения; взаимодействие со взрослым, сверстниками; отклик на эмоции друг друга; планирование своих действий, направленных на достижение поставленной цели, владение конструктивными способами взаимодействия друг с другом; умение работать в группе, договариваться, работать по правилу, выполнять инструкции.

 

Этапы, последовательность 

Содержание совместной деятельности 

Результат 

Мотивационный этап Эмоциональный настрой на совместную деятельность Проблематизация ситуации. Постановка цели.

Перед вами портреты двух очень знаменитых людей (Ю.А. Гагарин, С.Королёв)

Кто знает, чем знаменит Ю. Гагарин. В космической ракете с названием «Восток» он первый на планете подняться в космос смог. Это было 60 лет назад.

А кто же такой С. Королёв? Кто знает (это конструктор, который и сконструировал этот космический корабль).

Шум, скрежет падающего объекта. Что такое? К нам приземлился необычный летающий объект. И из него вышел…инопланетянин. Он не может сказать, как его зовут (аудиозапись невнятного бормотания из которого узнаваемо: алапу,  аклерат,  атеналп, аР, ытобор, сяламолс, льбеиг)  Как вы думаете, что он сказал? Вам не кажется, что он просит о помощи? Можем ли мы тебе чемто помочь?  

Эмоциональный настрой. Включение в проблемную ситуацию Определена цель работы.

Планирование.  

Выработка алгоритма действия. 

Нужно починить НЛО Необходимые детали находятся на планетах, в названии которых есть звук [р], получить их можно, выполнив задание. Так мы поможем инопланетянину воротиться домой. Инопланетянин указывает на карту с планетами, где высвечивается маршрут с цифрами.  

Отправляемся в космический полет?

Мы построим, мы построим самый лучший звездолёт Всё проверим, всё устроим и отправимся в полёт.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра.

Ети-ети-ети, полетим в ракете.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры, надевай скафандры.

Запускаем двигатели, включаем огни (прыжки на нейроскакалке). Вот мы и в космосе.

Определена последовательность выполнения заданий

Основная деятельность Активизация речевых центров. Речевые и мыслительные игры.

Семь заданий. Карточки с заданиями обозначены цифрами и прикреплены к планетам, в названии которых есть звук [р] – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, вымышленная планета «Ра», с которой упал инопланетянин обозначена контуром бесцветная (на каждой планете получаем деталь НЛО и цветную частичку планеты инопланетянина).

Входим в зону турбулентности. Занять свои кресла! (дети садятся). Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.          

Упражнение «Четвертый лишний»          

Солнце, Луна, звезда, лампа          

Марс, Земля, ракета, Сатурн          Ракета, спутник, луноход, самолет 

Ракета приземлилась на планету Меркурий.  

Куда приземлилась ракета? Ракета приземлилась на Меркурий. И вот первое задание: проговорить цепочку «космических» слов: астероид, космодром, ракета, астронавт (на карточке слова и нейроупражнения пальцами). Какой общий звук в словах. Кто может сказать характеристику звука?

Ну что же, летим дальше? Куда приземлилась ракета? Ракета приземлилась на Венеру. А вот и второе задание. Как называется костюм, который защищает тело космонавта (скафандр). Вам необходимо составить звуковую схему, соединив кружочки.  

Вот какое созвездие у нас получилось. Совсем как в звездном небе.

Ну что, летим дальше? Куда приземлилась ракета? Ракета приземлилась на Марс.  

Марс красная планета. И все там красного цвета. Да еще и удивительные животные. Рассмотрите внимательно животное, которое живёт здесь. Его части тела напоминают известных нам животных. Давайте составим предложения об этом невиданном звере, которые будут начинаться так: “У этого животного…”  

 Логопед (или ребенок) с помощью инструмента “лупа” выделяет нужную часть тела.  

Дети. У этого животного крокодилий хвост.          

У этого животного орлинные лапы.          

У этого животного поросячий нос.          

У этого животного верблюжьи горбы.          

У этого животного коровьи копыта. 

Рассмотрите внимательно животное, которое живёт здесь. Его части тела напоминают известных нам животных. Давайте составим предложения об этом невиданном звере, которые будут начинаться так: “У этого животного…”  

Логопед с помощью инструмента “лупа” выделяет нужную часть тела.  

Дети. У этого животного крокодилий хвост.          

У этого животного птичьи лапы.          

У этого животного поросячий нос.          

У этого животного верблюжьи горбы.          

У этого животного лошадиные копыта.

Летим дальше. Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить против метеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг. Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.  

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна.  

Мы на Юпитере. 

В космосе невесомость. Давайте попробуем её ощутить. Выполняют задания стоя на доске… Дидактическая игра «Составь предложение». 

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды. 

Мы, Земля, живем, планета, на. 

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет. В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят. 

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

Мы на Сатурне. Сатурн окружают кольца. Мы с вами тоже нарисуем кольца.

На лабиринтах двумя руками рисуют круги (двурукое рисование. Сначала обеими руками от центра к периферии, затем от периферии к центру и последний вариант – правая рука от центра к периферии, а левая от периферии к центру одновременно и наоборот).

Вот и Уран.

Стихотворение по мнемотаблице.

В тёмном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете

День летит и ночь летит В низ на землю он глядит.

Планета нашего инопланетянина - Ра. Тут проживают только железные роботы. Как вы думаете какие они? Соберите жителей планеты Ра.

Ребята, а на земле, в садике уже ждут нашего возвращения. Идите в свои ракеты (мяч с ушками, лежа на животе перекатываются вперед  -  назад и продолжают предложения: Я – лечу на космодром. Он – летит на космодром. Мы – летим на космодром. Они – летят на космодром).

Возвращаемся на землю.

Наше путешествие подошло к концу. У меня для вас есть подарки. Настоящая космическая еда в тюбиках.

Поддержка интереса к заданиям.

Удержание цели до конца занятия. Речевой аппарат и слуховой анализатор подготовлены к активной работе с конкретным звуком.  

Дети владеют необходимыми умениями и навыками анализа, синтеза на примере изученных звуков.  

Соотношение результата с целью, которую ставили в начале работы. Итог занятия. 

Дорогие космонавты, вам понравилось путешествие? А что вам понравилось (выйти на помощь другим).

А мне понравилось то, что мы помогли совсем незнакомому нам жителю другой планеты. А ещё понравилось заниматься с вами.

До свидания.

Результат соотнесен с целью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт занятия по сенсорному развитию

Муниципальное казенное дошкольного образовательного учрежденияПионерский детский сад №32 «Малыш»Талицкого ГО...

конструкт занятия экологического кружка «Азбука природы» "День леса" для подготовительной группы

Тема:     День леса.Возрастная группа:     Подготовительная к школе группаФорма совместной деятельности:     занятие экологического кружка «...

Конструкт занятия "Кошка с котятами в гостях у ребят"

Конструкт занятия по технологии эмоционального погружения....

Конструкт занятия по програме "Сообщество" «Путешествие маленькой капельки»

Программные задачи:-  познакомить детей со свойствами воды:теплая, твердая, прозрачная, холодная, чистая,   - подвести детей к пониманию, что без воды не могут жить   растения...

Конструкт занятия по программе «Сообщество»

Воспитание ценностного отношения к окружающему миру в процессе обобщения представлений о цветах как живых организмах....

Конструкт занятия в 1 мл.гр. Тема: "Дождик, дождик кап-кап-кап".

                                 Конструкт занятия по рисованиюТема: «Дождик, дождик кап, кап, кап»Возрастна...

Конструкт занятия в подготовительной группе

Подробный конструкт занятия для подготовительной группы по ФГОС...