Занятие по обучению грамоте "Звук т и буква Т"
план-конспект занятия по обучению грамоте

Ермолаева Елена Александровна

Формировать умение выделять звуки «т - т’»,  на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Звук «т - т’», буква Т»

для детей группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 5 до 6 лет

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

- Формировать умение выделять звуки «т - т’»,  на слух и в произношении из звукового ряда, ряда слогов, слов.

- Знакомство с буквой Т.

- Учить называть слова с заданным звуком.

Развивающие:

- Развивать фонематический слух.

- Развивать слуховое и зрительное внимание, память.

- Развивать навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность, творческую активность.

- Воспитывать усидчивость.

- Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

- Воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Предварительная работа :Работа с чистоговорками, разучивание игры: «Узнай звук».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: картинка - схема с изображением «тигр» и «танк», красные – 2 шт., синюю – 5 шт., зеленую – 1 шт., изображение буквы Т, указка.

Раздаточный материал: зеркала (на каждого ребенка),пеналы с фишками, счетные палочки (на каждого ребенка).

Ход занятия:

I.Вводная часть. Мотивационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Вчера в школе он изучал одну букву. Но он забыл как она называется. И просит вас о помощи. Ну что поможем Незнайке?

Но прежде чем мы приступим, давайте немного разомнем наш язычок.

«Зима»

Утром заинька проснулся,

Потянулся                                            (язык тянуть вверх),

улыбнулся                                            («Улыбка»)

Про зарядку не забыл,                        («Качели»)

Окна широко открыл.                         (открыть рот)

 Посмотрел он за окно

На земле белым-бело

Вьюга воет и метёт                             (языком по губам водить)

Ёлкам песенки поёт.                           (на выдохе У-У-У)

 Зайка чашечку достал                        («Чашечка»)

Чай с вареньем выпивал.                    («Вкусное варенье»)

И во двор собрался быстро

Всё лопаткой чистил чисто.               («Лопаточка»)

 А потом он шёл гулять,

Всех животных навещать.

Там в берлоге много храпу,

Мишка спит, сосёт он лапу.              (втягивать и отпускать щёки)

 Дятел по стволу стучит,                    («Дятел»)

А в дупле бельчонок спит.                 («Лопаточка»)

Навестил своих друзей

И домой бежит скорей.

«Улыбка». Удерживать губы в улыбке, зубы при этом не видны.

«Качели».Улыбнуться, открыть рот - кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы.

«Чашечка».Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

 «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки", облизать верхнюю губу.

«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

 «Дятел». Улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ...".

Дыхательная гимнастика

«ЗИМА»

"Греем наши ручки"

"Проверяем кончик носа"

"Сделаем носик тоненьким" "Примазываем ушки,  чтоб не отклеились"

"Сдуем снежинку с ладони"

Соединить ладони и потереть ими до нагрева

Слегка подергать кончик носа

Указательными пальцами массировать ноздри

Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами

Вдох через нос, выдох через рот

Чистоговорки.

Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.
Ти-ти-ти – съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то –поиграли мы в лото.

II. Основная часть.

Воспитатель: Какой звук вы больше чаще всего слышите? (ответы детей)

Произнесите звук [т], воздушная струя проходит свободно или встречает препятствие?  (встречает препятствие). Значит звук [т] согласный.Звенит ли голос в горлышке? Проверьте рукой, произнесите звук [т]. Голос спит. Значит звук [т] глухой. Звук [т] твёрдый или мягкий? Твёрдый, а как будет звучать мягкий?  [ть].

Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Узнай звук»

Я буду произносить звуки, слоги и слова со звуками [т-ть]. А вы должны будите их поймать.

Звуки:[п], [к], [т], [м], [г] и т. д.

Слоги: па, во, то, пу, ок, ут, ак, ка и т. д.

Слова: калач, танк, гости, лук, волк, Таня, тигр, кол, сено, луг, машина, гол и т. Д

Физкультминутка 

«Если нравится тебе, то делай так…» (аудиозапись песни – игры)

Звуковой анализ слов «тигр» и «танк». 

Знакомство с буквой Т.

Звуки мы слышим и произносим, буквы мы пишем и читаем. Чтобы прочитать и написать названия предметов нам нужно познакомиться с новой буквой. Звуки [т-ть] мы обозначаем буквой Т, т.

 

Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась

Выкладывание буквы Т из счетных палочек

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

 Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь…   (тишина)

***

По небесам оравою

Бредут мешки дырявые,

 И бывает иногда:

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой…   (тучи) 

***

аш приятель тут как тут.

Всех домчит он в пять минут.

Эй, садись, не зевай,

Отправляется…   (трамвай)

 ***

– Почему корова эта Маленького роста?

– Отвечает Вове Света:

– Очень даже просто,

 Это же – ребенок,

Это же…   (теленок)

Скороговорка: От топота копыт пыль по полю летит.

III.Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости приходил? Вы смогли ему помочь?

Ребята, а сейчас я приглашаю вас на улицу, поиграть в любимые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук и буква М. Родная земля-матушка"

Основная цель занятия: обобщить представления по теме "Хлеб.С\х профессии", знания о звуках и букве на лексическом материале. Конспект может быть использован логопедами и воспитателями....

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К"

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой К" для детей подготовительной к школе группы с использование учебно-методического комплекта "Ступеньки детства" (авт.О.И.Бадулина, Н.М.Конышев...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

занятие по обучению грамоте "Звук и буква "С""

Технологии:•        использование игровых методов;•        игровые технологии, направленные на развитие зрительного  внимания...

Занятие по обучению грамоте "Звук и буква П"

Занятие в подготовительной группе по обучению грамоте для детей с ОНР....