Открытое занятие по обучению грамоте «Весна»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ерко Татьяна Юрьевна

Цель: Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания народных примет, поговорок, закличек, загадок о весне, народных весенних игр

-Закреплять умение детей сопровождать речь движениями.

-Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление детей;

Развивать зрительное и слуховое внимание дошкольников;

-Развивать речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом, умение доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и в окружающей действительности весной.

-Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки.

-Воспитывать у детей интерес к народному календарю через знакомство с народными поговорками, с народными названиями весенних месяцев.

Словарная работа. Зимобор, протальник, капельник, грачевник, солнцегрей, снегогон,березозол,ручейник,ледолом, травень, цветень, росеник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moy_zanyatie_aprel.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 1 с. Заветное

Открытое занятие по обучению грамоте «Весна»

Учитель-логопед Ерко Т.Ю.

2020 г.

Цель: Систематизировать и закрепить знания о характерных признаках весны.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи:

Образовательные:

-Закреплять знания народных примет, поговорок, закличек, загадок о весне, народных весенних игр

-Закреплять умение детей сопровождать речь движениями.

-Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

-Развивать логическое мышление детей;

Развивать зрительное и слуховое внимание дошкольников;

-Развивать речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом, умение доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и в окружающей действительности весной.

-Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки.

-Воспитывать у детей интерес к народному календарю через знакомство с народными поговорками, с народными названиями весенних месяцев.

Словарная работа. Зимобор, протальник, капельник, грачевник, солнцегрей, снегогон,березозол,ручейник,ледолом, травень, цветень, росеник.

Форма проведения речевой работы: беседа, диалог.

Предварительная работа: вспомнить с детьми признаки весны, рассмотреть их на сюжетных картинках, научить дошкольников наблюдать признаки весны в природе в ходе проведения прогулки; разучить поговорки о весне, заклички, учить детей отгадывать весенние загадки, познакомить детей с весенними народными играми, с картинами А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Март»«Весна. Большая вода»; чтение художественной литературы по теме «Весна»

Оборудование: проектор, презентация, музыкальная колонка, аудиозапись И. П. Чайковский «Жаворонок», аудиозапись «Весенняя капель», картинки для поощрения детей.

Ход непосредственно образовательной деятельности

(Дети находятся в зале и замечают письмовоспитатель обращается:)

Воспитатель:

Кто—то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кто письмо, как мышку,

На окошко заманил?

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

И загадку отгадать.

«Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит к нам пришла …

Детивесна.

Воспитатель: Правильно, это письмо от Весны.

Воспитатель: Давайте порадуем Весну, вспомним весеннюю закличку.

Дети встают в круг, держась за руки.

«Веснавесна красная! Приди, весна, с радостью,

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

С радостью, радостью, С великой милостью.

(идут в другую сторону)

С льном высоким,

(останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох)С корнем глубоким

(приседают, опускают руки, выдох)

С дождями, ливнями, С хлебами обильными».

(взявшись за руки, бегут по кругу).

Воспитатель: Что же пишет нам весна? (воспитатель «читает письмо)

-Я очень рада встрече с вами.

 (Воспитатель обращает внимание детей на экран.)

Воспитатель: Да, теперь я вижу улыбку весны. А что дарит весне улыбку, что делает ее светлой, теплой, радостной?

Дети: Солнце

Воспитатель: А сейчас поиграем с солнечным зайчиком.

Гимнастика для глаз.

Солнечный мой заинька, (вытягивать вперед ладошки)

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька 

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

Вот закрыли мы глаза, 

А солнышко играет:

Щечки теплые лучами

Нежно согревает. 

Воспитатель: Пригревает весной солнышко, резвятся солнечные зайчики. Сосульки начинают таять. Капель так и звенит. В народном календаре весенний месяц, когда начинается капель называли «капельник».А сейчас этот месяц как называют?

Дети: Март

Воспитатель: Приглашаю вас в игру. Дети встают полукругом от воспитателя. Игра с мягким солнышком.

Воспитатель: Я буду говорить современное название месяца, а вы- его народное название.

Март- Зимобор, он с зимой борется,

Март- Капельник, начинается капель,

Март- Грачевник, прилетают грачи

Март- Солнцегрей, солнышко начинает пригревать.

Апрель- Протальник, появляются первые проталины,

Апрель- Снегогон, снег быстро тает.

Апрель- Березозол, заготавливают березовый сок.

Апрель- Ручейник, появляются ручьи

Апрель- Ледолом, на реках ломается лед, начинается ледоход

Май- Травень, появляется молодая трава

Май- Цветень, расцветает много цветов

Май- Росеник, по утрам обильные росы.

(Дети повторяют название месяца за воспитателем, а затем говорят народное название и объясняют, причину названия.)

- Молодцы. Вы знаете много народных названий месяцев весны.

Начинает звучать музыка И. П. Чайковского «Песня жаворонка»

Воспитатель: ребята, какая красивая музыка. Присядьте и послушайте.

(Дети садятся на стульчики и слушают музыку.)

После того, как музыка закончилась.

Воспитатель. Эту музыку написал Петр Ильич Чайковский.

Что вы можете сказать о музыке, какая она, какие чувства вызывает?

Дети: Нежная, красивая, весенняя, радостная, веселая, в ней слышно пенье ручейка, и звон капели.

Воспитатель: Эта мелодия называется «Песня жаворонка»

Она похожа на звонкую, чистую песню жаворонка.

В старину эту маленькую птичку ждали все. Считалось, что переливчатые трели жаворонка будят природу от зимнего сна.

Весной к нам возвращаются и другие перелетные птицы.

Какие? Кто помнит?

Дети: жаворонок, утки, грач, ласточка, гуси, цапля, журавли, лебеди, скворец, зяблик, соловей, ласточка, стриж

(Ребята,давайте посчитаем сколько слогов в этих словах, в названии птиц)

ВоспитательВ народе говорят так«Грач на горе- весна на дворе»

-Вспомните, как называется эта народная мудрость.

Дети: поговорка.

Посмотрите,вот он ГРАЧ , Давайте сделаем звуковой анализ слова.

Воспитатель: А вы поговорки о весне знаете?

(Дети вспоминают и говорят поговорки)

Как в марте зима не злится, да весне покорится.

Весенний день год кормит. Весенний дождик лишним не бывает. Кто весной трудиться рад – будет осенью богат. Много воды – много травы. Грач на горе – весна на дворе.

Март – с водой, апрель с травой, май с цветами.

Весенний день – что ласковое слово.

Матушка – весна всем красна

Апрельские ручьи землю будят.

Пришел май- под кустом рай.

Весной трёх погожих дней рядом не бывает.

Май леса наряжает и лето в гости поджидает.

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Апрельский цветок ломает снежок

Солнышко с апрельской горки в лето катится

Воспитатель. Дети назовите мне приметы весны?
Дети.
Ранний прилет жаворонка - к ранней весне
Когда прилетают дрозды, значит, морозов уже не будет
Если в марте видно дятла, то весна поздней будет
Увидел скворца - знай: весна у порога
Весной паутины много - будет жаркое лето.

Воспитатель: Молодцы, много поговорок вспомнили.

-А как люди придумывали поговорки?

Дети: люди подмечали, запоминали, что происходит с приходом весны в природе каждый год, а потом по наблюдениям придумывали поговорки.

Воспитатель: Да, все верно.

Воспитатель: С приходом весны дети стараются больше играть на улице.

И мы поиграем в весеннюю игру . «Ручеек»

Дети становятся в пары, образуя коридор.

Текст Движения

Идет матушка Весна,

Отворяй ворота.

Первым март прошел,

Всех детей провел.

А за ним апрель,

Открывай окно и дверь.

А уж как пришел май,

Сколько хошь теперь гуляй!

Воспитатель: Представляете, эту игру народ придумал давно, а играть в нее и сейчас интересно.

присаживайтесь на свои места.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Что для вас было интересным? Что запомнилось?

Дети: Было интересно получить письмо от весны

Еще мы вспоминали поговорки о весне, народные названия весенних месяцев, слушали песенку жаворонка.

Воспитатель: Как много вы запомнили . Весна приготовила вам в подарок хорошее настроение! Ведь весной так хочется радоваться, улыбаться! 

Весна дарит вам маленькие солнышки. Пусть у вас всегда будет отличное настроение!

Под музыку  воспитатель раздает детям эмблемы с изображением солнца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ЗПР на тему: " Звуки Б и БЬ.Буква Б " ( проведено в рамках  педагогической практики для студентов МП...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Грамоте учиться – всегда пригодиться»

Учить детей проводить звуковой анализ слова, упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи» Задачи обучающие:- закреплять навык различения гласных и согласных звуков;- формировать навык звук...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе: « Маленькие грамотеи »

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе:« Маленькие грамотеи »...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте по теме: «Грамотеи»

Конспект открытого занятия по обучению грамотев подготовительной группе по теме: «Грамотеи»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...