Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Букваря»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Слизкая Оксана Юрьевна

Цель:

формирование знаний детей о классификации гласных и согласных букв и звуков;

формированию предпосылок к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать совершенствованию фонематического слуха: умению выделять звук в слове, определять его место в слове.

Способствовать закреплению графического образа букв.

Способствовать развитию умения соотносить слово с заданной моделью;

Способствовать формированию умения составлять слова из предложенных слогов.

Развивающие:

Способствовать развитию фонематического восприятия.

Способствовать развитию памяти и внимания.

Воспитательные:

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Букварию»

Цель:

формирование знаний детей о классификации гласных и согласных букв и звуков;

формированию предпосылок к обучению грамоте.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать совершенствованию фонематического слуха: умению выделять звук в слове, определять его место в слове.

Способствовать закреплению графического образа букв.

Способствовать развитию умения соотносить слово с заданной моделью;

Способствовать формированию умения составлять слова из предложенных слогов.

Развивающие:

Способствовать развитию фонематического восприятия.

Способствовать развитию памяти и внимания.

Воспитательные:

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Воспитывать любовь к родному языку.

Средства: ИКТ, интерактивная доска.

для детей: карточки с заданиями на каждого ребёнка.

Способы:

практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

наглядные: интерактивная игра.

словесные: скороговорка.

Предварительная работа: изучение гласных и согласных букв и звуков, их классификации (гласные – ударные и безударные, согласные – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие), выполнение фонематического анализа слова, деление слов на слоги, чтение и разучивание скороговорок.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой:

- Ребята, сегодня к нам пришли гости – воспитатели нашего детского сада, а гостям мы всегда рады. Они пришли посмотреть, как мы с вами занимаемся. Давайте поприветствуем их. (Здравствуйте!)

-Ребята, скажите мне, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое) -Замечательно! Давайте это настроение сохраним на протяжении всего занятия.

Логопед: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо – звуковое. Давайте послушаем его (звучит запись «письма» от Королевы Знаний).

Сообщение темы занятия.

«Мои дорогие юные друзья! Скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Букварию! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Букварии вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. Тогда я поздравляю вас заранее. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час!!!

Королева Знаний.

- Вот так сюрприз, Королева знаний прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить эти задания? (Да).

- Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Букварию? (да)

-Ребята, нас в пути будет сопровождать помощник – Буквоежка. Он приглашает нас на поезде отправиться в увлекательное путешествие. Давайте построим с вами поезд и произнесём волшебные слова: «Раз-два-три — в Страну Букварию нас вези!»

Звучит волшебная музыка.

2. Закрепление изученного материала.

Вот мы и в стране Букварии.

Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)

Итак, ребята, мы свами приехали на станцию, которая называется «Гласные буквы».

Станция № 1. «Гласные буквы».

"Найди звёздочки с гласными буквами"

Цель: развитие фонематического слуха, умение различать гласные и согласные буквы и звуки.

«Найди букву»

Цель: развитие фонематического слуха, умение подбирать букву, соответствующую картинке на слайде.

«Волшебные превращения»

Цель: развитие фонематического слуха, умение преобразовывать слова путем замены в них гласных звуков и получать новые слова.

«Поставь ударение»

Цель: развитие фонематического слуха, умение делить слова на слоги, различать гласные ударные и безударные.

«Рассели картинки по домикам»

Цель: развитие фонематического слуха, умение определять место звука в слова – в начале слова, в середине слова, в конце слова.

-Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

А мы с вами на поезде отправляемся на следующую станцию. (Дети выстраиваются «паровозиком» и, проехав круг по группе, приезжают к интерактивной доске.

-Мы приехали на станцию под названием «Согласные буквы».

Станция №2. «Согласные буквы».

"Определи твёрдые и мягкие согласные"

Цель: развитие фонематического слуха, формирование у детей осознанного восприятия твердых и мягких согласных звуков, умения различать понятия звук и буква, правильно употреблять термины «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

«Найди парные согласные по твёрдости-мягкости»

Цель: развитие фонематического слуха, формирование у детей осознанного восприятия твердых и мягких согласных звуков, умения подбирать пару по твёрдости-мягкости (картинки, первые звуки которых твёрдые или мягкие).

"Звонкие – глухие согласные"

Цель: развитие фонематического слуха, формирование у детей осознанного восприятия звонких и глухих согласных звуков, умения подбирать пару по глухости-звонкости.

«Какие буквы объединяют эти предметы?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения на слух определять одинаковые буквы в словах.

-Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Букварии.

Предлагаю вам немного размяться.

Физкультминутка музыкальная.

-Итак, ребята, мы с вами отправляемся дальше (дети паровозиком оббегают круг по группе). И прибываем на станцию под названием «Слоги».

Станция № 3. «Слоги».

«Подбери слог»

Цель: формирование умения делить слова на слоги, чтение и составление слогов с помощью предложенной на слайде картинки.

«Сколько слогов в словах?»

Цель: формирование умения делить слова на слоги в соответствие с правилом – сколько в слове гласных, столько и слогов; чтение и составление слогов с помощью предложенных на слайде картинок.

«Рассели сказочных героев по домикам»

Цель: формирование умения делить слова на слоги в соответствие с правилом – сколько в слове гласных, столько и слогов; распределение картинок по домикам с цифрой, обозначающей количество слогов.

-Молодцы, ребята! Предлагаю вам немного отдохнуть и послушать весёлую скороговорку (артикуляционная гимнастика). Дети повторяют скороговорку, которая показана на экране.

- Ребята, ну а нам пора снова оправляться в путь. (дети оббегают кругом группу и возвращаются к экрану). Следующая станция, на которую мы приехали, называется «Слова». Посмотрим, какие здесь нас ожидают задания.

Станция №4. «Слова».

«Составь слово из первых букв»

Цель: развитие фонематического слуха, умение определять первую букву в словах, затем читать слово.

«Расшифруй слова»

Цель: развитие звуко-буквенного анализа; автоматизация звуков в словах;

умение соотнести картинку со звуковой схемой.

«Заколдованные слова»

Цель: формирование умения разгадывать ребусы и получать новые слова.

-Молодцы, ребята! С этим заданием вы также справились на «отлично».

А мы свами отправляемся дальше в путь и прибываем на последнюю станцию под названием «Предложения». (дети оббегают паровозиком вокруг группу).

Станция № 5. «Предложения».

«Определи интонацию»

Цель: формирование знаний о вопросительной и восклицательной интонации в предложениях; умение составлять предложения по предложенным картинкам; развитие речевой активности.

«Составь связный рассказ»

Цель: формирование умения соотносить количество слов со схемой предложения и предложенной картинкой на слайде; развитие речевой активности, внимания, мышления; умение составлять небольшой связный рассказ.

«Предложения заблудились»

Цель: формирование умения выстраивать события в хронологическом порядке в виде простых предложений, описывающих картинки на слайде; развитие речевой активности, внимания, мышления; умение составлять небольшой связный рассказ.

-Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

Пальчиковая гимнастика. (Ребята а сейчас мы немного отдохнём).

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? — Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.

- Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.

-Ребята, также Королева Знаний для вас оставила задания. Давайте посмотрим на них и постараемся с ними справиться. (На столах у детей лежат карточки с заданиями).

3. Итог занятия.

-Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Букварию, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глаза! (воспитатель произносит слова: Раз, два, три — в группу нашу нас вези!)

Итог занятия.

Логопед: Какое было занятие? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего вам понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".

Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»

Обобщить знания  детей  по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий),  гласные буквы».Развивать  фонематический сл...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие буквы О в город Алфавит"

Цель : познакомить детей со звуком и буквой ОЗадачи : Сформировать навык правильного произнесения звука ОРазвивать фонематическое восприятие : учить выделять звук в начале, середине и конце словаРазви...