Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия

 по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей ТНР

 (подготовительная группа)

 

Тема: «Звуки (р-рь). Буква Р»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 19

Конспект занятия

 по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей ТНР

 (подготовительная группа)

Тема: «Звуки (р-рь). Буква Р»

Ангарск. 2022

Форма занятия: фронтальное

Цель: Создание условий для закрепления правильного произношения звука (р). Знакомство с буквой р.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять знания о механизме образования звука [р]; его акустических особенностях;
  • закреплять правильное произношение звука [р] изолированно, в словах, в словосочетаниях;
  • познакомить с буквой;
  • активизировать словарный запас.

Коррекционно- развивающие:

-формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, подвижность артикуляционного аппарата;

-развивать умения производить анализ артикуляции звука;

 -совершенствовать фонематический слух;

- формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

-совершенствовать навыки чтения слогов, слов, предложений;

-развить общую и мелкую моторику, умение ориентироваться  в тетрадях;

- профилактики зрения;

- развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиальный, визуальный, кинестетический, тактильный);

Коррекционно-воспитательные:

-  способствовать воспитанию самоконтроля за речью;

- поддерживать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

- продолжать развитие партнерских отношений;

-способствовать воспитанию у детей привычки аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

  Индивидуальная работа: будут использоваться приемы, направленные на индивидуальную поддержку (активности, самостоятельности) и на индивидуальные  особенности каждого ребенка.

Дифференцированный подход: предложить задание повышенной сложности Данилу С,  в работе с Димой У. обратить внимание на снятие эмоциональной напряженности, Егору С. повторять задание несколько раз.

Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки на звук (р), модели звуков, демонстрационный и раздаточный материал для звукового анализа, кассы букв, тетради, карандаши, сухой бассейн с мелкими предметами и буквами, карточки со слогами, карточки с предложениями.

Ход:

I. Вводная часть. Организационный момент.

Дети входят в группу.

Логопед:-  Я знаю, что вы любите узнавать всё новое. Давайте вспомним наше правило:

Дети: - Хорошо учить того, кто хочет много знать.

1. Самомассаж головы и тела:

- Чтобы наш мозг мог проснуться и получать новые знания, давайте его разбудим.

 - постукивание кончиками пальцев по голове,

- растирание ушей;

- похлопывание по плечам ладошкой;

- похлопывание по рукам, ногам кулачками;

 -похлопывание ладошками по животу;

- похлопывание кулачками по спине.

II. Основная часть.

1.Сообщение темы занятия

- Ребята, а вы хотите узнать, какой звук пришёл к нам в гости?

Тогда будьте внимательны. Перед вами картинки. По первым звукам нарисованных предметов вы составляете слова:

Картинки – рыба, окна, забор, апельсин – роза;

                    радуга, уши, кот, ананас -        рука;

         рак, обруч, малина, арбуз -     Рома

Когда ребёнок называет первые звуки и составляет слово, на интерактивной доске появляется предмет.

 Послушайте еще раз, как звучат слова, и скажите, какой общий звук вы услышали? Да, это звук (р). И сегодня мы будем  играть со звуком (р) и познакомимся с буквой р.

2.Акустический и артикуляционный уклад звука (р)

 - Ребята, что вы можете рассказать о звуке (р)? Какой он? (согласный твёрдый звонкий)

 - Почему согласный?

 - Почему звонкий?

Обращается внимание на артикуляцию звука и работу голосовых складок.

- Какой фишкой будем обозначать?

- Какая модель подходит для обозначения звука (р)? Почему? 

- Почему не подходит другая модель?

Среди моделей, обозначающих артикуляцию звуков (р, л, ш),  дети выбирают нужную.

 - Давайте представим, что звук (р) живой.

 - Что он любит делать?  - работать, радоваться,  дружить, рычать  (дети подбирают слова со звуком (р).

 - Какую одежду носит?  - сарафан, свитер, шорты, рукавицы, рубаху.

 - Что любит кушать? – торт, мороженое, помидоры, макароны, сыр.

3.Дыхательное упражнение - расслабляющее рычащее дыхание.

- Представьте, что звук (р) попал в ваши лёгкие и просится на волю. Глубоко и медленно вдыхаем, разводя руки в стороны, и медленно выдыхаем, соединяя руки перед собой, произнося звук (р) (3 раза).

4. Выделение звука изолированно, в слогах, словах

(СУ-Джок терапия)

 -  Глаза закрыты, сожмите массажный мячик, если услышите звук (р):

     р, с, п, р, к, м, д, р;

 - Прокатите мячик по руке от плеча к кисти, если услышите слог со звуком (р):

     ар, мы, ру, да, ор, ка;

- Покатайте  мячик между ладошек, если услышите слово со звуком (р):

  ворона, стена, забор, рыба, пол, сапоги, гроза,  молоко, помидор.

5.Формирование навыков звукового анализа и синтеза.  Игра «Найди картинки»:

 - Найдите в группе картинки и разложите их в три столбика: звук (р) в начале, середине, конце.

  1.  Закрепление произношения звука.

(«речедвигательная ритмика» Мухиной А.Я.)

- Ребята, а где мы можем услышать звук (р)? Кто или что может издавать этот звук? (рычание тигра,  шум мотора  и т.д.). Как можно руками  изобразить звук (р)?

Дети показывают разные движения. Выбирается одно для обозначения звука, например, вращение рук, согнутых в локтях перед собой.

- Я называю звуки, а вы показываете их руками: а, о, у, р, м, к,

 -  слоги: ар, ор, ру;

 - слова: рама, рот, шар.

А теперь отгадайте моё зашифрованное слово. Логопед показывает движения руками, а дети отгадывают: парта

  1. Звуко-слоговой анализ слова парта

Дети работают самостоятельно с раздаточным материалом.

Алгоритм работы воспроизводится на интерактивной доске (слово, слоги, характеристика звуков и обозначение цветом)

  1. Знакомство с буквой.–

-Ребята, мы можем в слове парта все звуки заменить на буквы? (нет)

    - Почему? ( потому что нам нужно познакомиться с буквой, которая обозначает звук (р)

Демонстрация буквы:

 - На что похожа буква?

-  Сделайте из пальчиков;

-  из ниточек;

-  Найдите в сухом бассейне ( среди мелких предметов дети с закрытыми  глазами находят букву р из пластмассы, пластилина, картона, дерева, меха).

- Напишем в воздухе – рукой, ногой, головой.

-  Напишем на спине у друга.

 - В какую сторону смотрит буква?

- Найдите в кассах;

- Замените в слове парта все звуки на буквы.

  1. Физминутка  -

Раз, два  – руки выше. 
Три, четыре  - плечи шире. 
Раз, два, три, четыре –

Мы на месте походили.

Раз – присели, два – привстали, 
Три – согнулись и достали: 
Ручкой правою - носок, 
Ручкой левой – потолок, 
А теперь давайте вместе

 Все попрыгаем на месте.

  1. Пальминг – гимнастика для глаз с использованием тепла ладоней

  1. Печатание буквы в тетради

  1.  Чтение слогов и составление слов.

    Работа в командах. Дети делятся на две команды. Каждой команде даются карточки со слогами, из которых нужно составить слова.

      1-я команда: ры, за,  ма, бор, ба, ра – рама, забор, рыба;

      2-я команда: ры, ки, нок, Ро, ру, ма – рынок, руки, Рома

  1. Работа с предложением

 

Каждому ребёнку выдаётся карточка с напечатанным предложением. В словах пропущена буква р.  Дети  вставляют букву  и читают предложение.  Учитываются индивидуальные особенности детей. Предложения разные по степени сложности.

Если позволяет время, каждый ребёнок составляет схему и печатает предлжение в тетради:

У И.ы  ш.р.

У  .омы и  Ки.ы  ка.андаши.

У ко.овы  .ога.

У  .омы  к.асный  ба.абан.

.ыбак ловит   .ыбу.

Ве.ра  и  И.а  иг.ают.  

В саду  .астут  .озы.

   Ю.а  по.вал .укав  .убашки.

   Ба.ан стоит у во.от.

III. Итог занятия

- Наше занятие подошло к концу.  Давайте ещё раз вспомним, какой звук мы произносили красиво и правильно? С какой буквой познакомились? Всё ли у вас получилось? Кому было трудно? Кому интересно? Кому скучно? А кто почувствовал, что он поумнел?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Наш детский сад осуществляет художественно -эстетическое направление развития детей на основе русской народной культуры. Занятие по данному конспекту проведено много лет назад. Отп...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем Буратино"

Занятие по подготовке к обученю грамоте в старшей группе, с использованием элементов методики В.Ф.Базарного...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе « Звук Ш»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе« Звук Ш»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....