Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Поможем домовым" в подготовительной группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сидорова Наталья Ивановна

 Занятие направлено на обучение детей звуковому анализу слова на основе закрепления навыков дифференциации согласных по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости. Представленная методика позволяет формировать у детей  умение называть слова по определённому фонематическому признаку. Приём театрализации увлекает детей сказочным сюжетом, дети незаметно для себя оказываются в игровой обучающей ситуации.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgot_k_ob._.docx324.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                    МАДОО ЦРР детский сад «Радуга»

Конспект образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте

         (речевое развитие) в подготовительной к школе логопедической группе.

                                               

                                    «Поможем Кузе и Нафане»

                     C:\Users\свой\Desktop\Дownload\original.jpg   

                                                                                                          Воспитатель: Сидорова Н.И.

                                                      Краснослободск 2022

    Цель: обучение детей звуковому анализу слова на основе закрепления навыков дифференциации согласных по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости.

    Задачи:

    Образовательные: - обучать детей звуковому анализу слова;

- закрепление дифференциации твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных звуков;

 - обучение умению сравнивать слова по их звуковому составу;

- формирование умения называть слова по определённому фонематическому признаку.

     Развивающие: - развитие фонематического слуха;

 - развитие связной речи, умения давать полный ответ;

 - обогащение словарного запаса детей;

 - развитие самостоятельности и инициативы.

      Воспитательные: - воспитывать у детей умение работать в коллективе;

 - воспитывать любознательность, любовь к родному языку;

      Материалы и оборудование:  

Демонстрационный материал: доска, указка, картинки с таблицами «Дом» и «Дым», набор фишек, макет старинной избы, куклы дед и бабка, кукла домовёнок Кузя.

Раздаточный материал: картинки – схемы слов «дом» и «дым», набор цветных фишек.

                 Ход образовательной деятельности:

       I . Вводная часть.

Воспитатель: - Поприветствуем гостей, как настоящие школьники. Садитесь.

 Воспитатель обращает внимание детей на  лежащую «спонтанно» книгу, интересуется её названием («Домовёнок Кузя»), выражает недоумение, почему она находится не на месте, ведь вчера её читали и убирали на полку. (Дети отвечают).

Воспитатель берёт в руки книгу, та «вдруг» падает, педагог поднимает книгу …вместе с Кузей.

Воспитатель:  - Кто это?! Откуда? (Дети отвечают).

Кузя (воспитатель действует от имени куклы, ведя речь с характерным диалектом):

- Да  домовой я, Кузькой зовут. Из этой книги. Вы её вчерась читали. Вчера вас сказкой потешал, а нынче за помощью пришёл. Ой, бядя – беда, огорченье! (Причитает).

Воспитатель: - Чем сможем, поможем. Рассказывай.

Кузя берёт книгу, кружится вместе с ней: - Книга – книга, покружись, да всю правду расскажи.

 Воспитатель быстро достаёт из – за ширмы и ставит на стол макет старинной избы, стороной, изображающей её внутреннее убранство, тут же дед и бабка.

Дед: - Ну что, старая, готова, поехали?

Бабка: - Я те дам – старая! А куда уж мы едем – то?

Дед: - Дык, в  город на недельку. Внук родился! Понянчить, порадоваться, гостинец отвезти.

Бабка: - Вспомнила. И вправду! Скорее, старик, поехали.

    Выходят . Макет переворачивается уличной стороной. Дед берёт чемодан.

Бабка: - Дед, а дед! Боязно без присмотра дом на неделю оставить. Нужно хорошо протапливать каждый день, чтоб дым клубом валил из трубы. Иначе всё в избе отсыреет, плесень заведётся всюду.

Дед: - Да! И за домом пригляд нужен, ведь и мыши в кладовой всё погрызут и ветер крышу повредит; дождь обещали, как бы потолок не протёк.

Бабка: - Дом не на кого оставить, разве что…..домовой ,поди, своё дело знает, может, не подведёт.         Уходят. Макет убирается.

Воспитатель: - Всё понятно. Ну, Кузя, не подведи хозяев.

Кузя: - Ой, беда, беда – огорченье! Кабы я в этом доме домовой был, был бы порядок! Вы же читали, я в многоэтажном доме с лифтом живу, в квартире у девочки Наташи.А в этом ветхом доме домовой Нафаня, друг мой. Ему, почитай, уж 200 веков,201й пошёл. Беспамятливый стал, несообразительный. И за домом забудет приглядеть, заснёт под печкой. Печь возьмётся топить, заслонку не отодвинет, так весь дым в горницу уйдёт, закоптит всё. Бедный мой друг! Хозява вернутся, корить – бранить его начнут; а сам он с расстройства заболеет и сляжет совсем.

      Воспитатель предлагает написать напоминание для Нафани, всего два слова: «Дом» и «Дым», повесить их на видном месте. «И дом будет в руках держать, и за дымом следить».

Кузя: - Ни я, ни он, ни одной буковки не разумеем.

Воспитатель: - Наши дети тоже ещё не все буквы знают. Зато могут разобрать слово по звукам и составить схему слова с помощью фишек. Смотри, Кузя, запоминай, научишь Нафаню. Схема с картинками будет на видном месте и друг  не запутается. А когда уже мы будем фишки заменять буквами, приходите оба к нам в гости, мы вас научим.

   Воспитатель предлагает детям помочь Кузе, всё ему объяснить, те соглашаются.

    II. Основная часть.

Воспитатель: - Чтобы ты, Кузя стал повеселее, мы  сначала с тобой поиграем.   Приготовьте свои пальчики.

     Пальчиковая гимнастика

Тук, тук молотком                     (кулак об кулак)

Мы построим новый дом          (одну ладонь на другую)

Этот дом – для Маши,               (загибаем пальцы поочерёдно)

Этот дом – для Саши,              

Этот дом – для Даши,

Этот – для Наташи,

Этот дом – для Ксюши,

Этот – для Андрюши.

Все соседи, все друзья,                 (поочерёдно соединяем пальцы на обеих ладонях»

Жить без дружбы им нельзя!      (хлопки).

   Воспитатель:- Повторите за мной, сильно растягивая губы. (Чистоговорка).

- «Ом – ом  –ом, мы построим новый дом».

Кузя комментирует, что нужно для постройки нового дома,  дети выполняют (проводится артикуляционная гимнастика).

  1. Роем котлован. Зачерпнули землю лопатой и горкой  высыпали. (движения языком «блюдце», «горка»).
  2. Получилась вот такая яма. (Широко рот, губы закрывают зубы).
  3. Чердачное круглое окошко. (Челюсти сомкнуты, губы широкой трубочкой).
  4. Моем окна . (Круговые движения  языком  по верхней и нижней губе).
  5. Красим крыльцо. (Кругообразные движения языком за закрытыми губами).
  6. Приколачиваем доски: т-т-т.
  7. Сверлим дырки: д-д-д.

Воспитатель предлагает новую «забаву»: повторить предложения, чётко выделяя звук «д» в словах (упражнение на развитие фонематического слуха).

-« Дед Данила делил дыню: дольку – Дине, дольку – Диме»

- «Дятел дерево долбил, всех он стуком разбудил».

Воспитатель: - Кузя, настроение улучшилось? Теперь запоминай.

- Дети, расскажите Кузе, из чего состоят слова? (Ответы детей: из звуков).

- Какие бывают звуки?  (Ответы детей: гласные и согласные).

- Объясните Кузе, как определить, что звук гласный? (Поётся, воздух свободно выходит из горла, не встречая на пути преград).

- Как понять, что звук согласный? (Нельзя спеть, воздух выходит с препятствиями).

- Какие согласные звуки бывают? (Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Звонкие произносятся с голосом, горлышко звенит – дрожит).

      Дети называют примеры парных согласных.

Воспитатель: Итак, первое слово для наших домовых – «дым».

     Звуковой анализ проводят трое детей у доски, остальные на местах.

1) Чтение слова по схеме у доски с использованием указки;

2) чтение слова по схеме у доски с интонационным выделением первого звука с  использованием указки;

3)  изолированное называние первого звука, определение его твёрдости – мягкости и называние парного к нему звука, обозначение фишкой синего цвета;

4) определение звонкости – глухости первого звука и называние парного звука;

5) чтение слова по схеме с интонационным выделением второго звука с использованием указки;

6) изолированное называние второго звука и обозначение его фишкой;

7) чтение слова по схеме у доски с интонационным выделением третьего звука с  использованием указки;

8) изолированное называние первого звука, определение его твёрдости – мягкости и называние парного к нему звука, обозначение фишкой синего цвета;

9) определение звонкости – глухости третьего звука.

     Воспитатель объясняет, что звук «м» не имеет незвонкой пары.

     Физкультминутка

Кузька – славный домовой!        (Колени пружинят, большой палец вверх)

Подружись – ка  ты со мной!    (Обнимаем себя)

Сосчитаю до пяти.                     (маршируем)

Кузька, прятаться иди!              ( Марш вокруг себя)

Раз, два, три, четыре, пять,-    (приседаем)

Кузька, я иду искать!                  (приседаем)

   Воспитатель предлагает поиграть в слово «дым»:

  1. предлагает детям снять фишки со схемы слова по звукам по порядку (д,ы,м)
  2. подзывает к себе детей в соответствии с порядковыми номерами звуков в слове;
  3. просит детей поставить фишки на схему слова, называя звуки слова вразбивку («м», «д», «ы»).

Воспитатель вешает рядом с таблицей «Дым» таблицу «Дом».

Просит детей найти в этих словах одинаковые звуки и каждый найденный звук обозначить на схеме фишкой. Дети работают самостоятельно за своими столами. Воспитатель следит за тем, как дети читают слова по схеме. Если педагог видит ошибки, он берёт руку ребёнка в свою и вместе с ним читает правильно, интонационно выделяя нужные звуки. Не дожидаясь окончания работы, воспитатель вызывает к доске ребёнка, вместе с ним ищет первый звук в слове. Потом второй ребёнок ищет ещё один звук, который есть и в том и в другом слове. Таким образом на схемах на доске и в таблицах детей отмечаются фишками первый и третий звуки. Под диктовку воспитателя дети «убирают звуки» со схем, снимая с них соответствующие фишки.

«Уберите, пожалуйста, звук «д» в слове «дом», - говорит воспитатель. Затем педагог просит поискать, какие в словах «дом» и «дым» есть разные звуки. Вызывает к доске одного из детей, объясняет, что разные звуки – это значит, что в слове «дом» такой звук есть, а в слове «дым» его нет. Вместе с детьми находит звуки «ы» и «о», обозначая их фишками. Воспитатель обращает внимание на звук «ы»,просит повторить его громко, тихо, хором, каждого ребёнка отдельно.

    Кузя: -А я слышал от совы, что нет слов на звук «ы»

Воспитатель говорит, что этот звук есть в середине и в конце некоторых слов и просит детей назвать такие слова для Кузи.

  Затем воспитатель предлагает продолжить игру «Назови слова» .Сначала детям нужно назвать первый (один и тот же) звук в словах «дом» и «дым», затем назвать его мягкую пару. После чего следует называние слов со звуком «дь».

  III. Заключительная часть.

    Воспитатель: - Дети, всё занятие нам пришлось помогать Кузе и его другу Нафане. Что мы для этого делали? (Ответы детей: делали звуковой анализ слова «дым»; находили одинаковые звуки в словах; называли слова со звуком «ы», «дь».

     Кузя: - Спасибо этому дому! Понял я всё! Легкотня! Нафане объясню. Давайте мне с доски ваши картинки и схемы. А когда будете фишки буквами заменять, нас зовите, придём.

 Дети снимают с доски демонстрационный материал, отдают Кузе, тот благодарит, прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «По страничкам азбуки»

Занятие по подготовке к обучению грамоте "По страничке азбуки" направлено на  закрепление знания об изученных звуках,  о правилах составления звуковых моделей  слов, умение состав...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е, звуком е»

Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на слово.Учить правильно составля...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Е,звуком е»

Программное содержание: Познакомить детей со звуком [е] и буквой, учить детей находить эту букву в трёх позициях, продолжать заменять и наращивать буквы в словах, формировать быструю реакцию на с...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы

     Цели:·        Уточнить артикуляцию звука [ы];·        Упражнять детей в образовании существительных мно...