Шпаргалка для воспитателей по подготовке к обучению грамоте
консультация по обучению грамоте

Терехова Алена Андреевна

Шпаргалка для воспитателей ДОО по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шпаргалка для воспитателей

Проводя работу по подготовке к обучению детей грамоте и развивая фонематический слух, следует помнить, что…

• Наша речь состоит из предложений.

• Предложение – это законченная мысль.

• Предложения состоят из слов.

• Слова состоят из звуков.

• Звук – то, слышим и произносим.

• Буква – то, что пишем и читаем.

• Звук на письме обозначается буквой.

• Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше – ниже, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. Во время обучения дошкольников грамоте гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв – десять: - шесть – А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре – йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Е.

Я – ЙА

Ю – ЙУ

Е – ЙЭ

Ё – ЙО

• в начале слова (яма, юла);

• после гласного звука (маяк, заюшка);

• после мягкого и твердого знаков (семья, подъем).

Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

1. Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок и проверяется рукой, положенной на горло (горлышо дрожит).

• звонкие согласные звуки - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

2. Твердость и мягкость согласных звуков определяется на слух.

• согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х;

• всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

• всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые согласные звуки в процессе обучения дошкольников грамоте обозначаются синим цветом, мягкие – зеленым.

Упражнения на выделение заданного звука

1. «Услышишь – хлопни» (с закрытыми глазами).

2. «Одень колечко на пирамидку».

3. «Положи шарик в ведерко (стаканчик)».

4. «Положи фасоль (горошину) в стаканчик (бутылку)» (1 вариант).

5. «Положи фасоль черного цвета, если услышал заданный звук; фасоль белого цвета, если заданного звука не услышал» (2 вариант).

6. «Положи круг красного цвета на квадратик желтого цвета, если услышал заданный звук» (1 вариант).

7. «Положи красную кнопочку мозаики на квадрат желтого цвета, если услышал заданный звук» (2 вариант).

8. «Поставь матрешку (любую мелкую игрушку, счетную палочку) на квадрат желтого цвета, если услышал заданный звук».

9. «Намотай шнурок на пальчик».

10. «Завяжи узелок на шнурке».

11. «Приколи прищепку» (на любую геометрическую фигуру).

12. «Скажи наоборот» (А, О, У – У, О, А).

13. «Скажи наоборот» (СА – АС, СО – ОС).

14. «Подбери слова» (на заданный звук).

15. «Подбери слова» (с заданным звуком в начале слова, середине, конце слова).

16. «Найди в комнате предметы» (с заданным звуком).

17. «Нарисуй картинку» (на заданный звук; звук в начале слова, середине, конце слова).

18. «Выбери самое короткое и самое длинное слово».

19. «Найди картинку» (заданным звуком).

20. «Разложи картинки» (1 ряд с заданным звуком, 2 – без него)

21. «Разложи картинки (слева с заданным звуком, справа – без него)

22. «Разложи картинки»  ряд: одну с заданным звуком, другую без него)

23. «Переверни картинки» (обратной стороной с заданным звуком)

24. «Составь схему» (заданного слова).

25. «Подбери слово к схеме».

Упражнения на закрепление образа буквы

1. «Сложи букву» (выкладывание букв из палочек, кнопочек мозаики, полосок бумаги, геометрических фигур, крышек из-под бутылок, фасоли, гороха, макарон и др).

2. «Сложи из частей» (разрезанные буквы).

3. «Нарисуй букву» (на манной крупе).

4. «Узнай букву и обведи» (по точкам, через кальку, закрытая «заборчиком»).

5. «Узнай букву по фрагменту» (часть буквы закрыта тканью, картоном).

6. «Дорисуй букву» (вторую половину).

7. «Путаница» (наложенные буквы).

8. «Найди одинаковые буквы» (на рисунке).

9. «Найди неправильно написанные буквы».

10. «Зачеркни (обведи в круг) неправильно написанные буквы».

11. «Узнай букву» (пишется пальчиком, счетной палочкой на ладошке»

12. «Узнай букву» (пишется пальчиком, счетной палочкой на спине)

13. «Узнай букву на ощупь».

14. «Слепи букву» (из пластилина).

15. «Нарисуй букву» (шерстяными нитками на бархатной бумаге).

16. «Найди спрятанные буквы».

17. «Соедини букву с картинкой».

Занимательный материал

1. Головоломки:

• Буква потерялась: кула., кра., аква.иум, б.р.бан и др.

• Слово рассыпалось: АРСТА (астра, АЗУБР (арбуз, ААРМ (рама, ААММ (мама) и др.

• Найдите слово в слове: БРАК (рак, БУСЫ (усы, ДОБРО (бор) и др.

• Волшебная цепочка: вата – ваза, ветка – сетка; сок – шок, шина - Нина, и др.

• Найдите лишнее слово: круг, плуг, друг, волк, тигр, грач.

2. Анаграммы (новые слова, состоящие из тех же букв, но расположенных в другом порядке):

• АТЛАС (салат), АДРЕС (среда), АРМИЯ (Мария), АВТОР (товар, отвар) и др.

• Ребусы, кроссворды, перевертыши, слоговое лото и др.

3. Стихи к буквам, например:

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко:

Ноги ставит широко.

(А. Шибаев)

У – сучок в любом лесу

Ты увидишь букву У.

(В. Степанов)

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

(А. Шибаев)

Примерная структура НОД по подготовке к обучению грамоте.

1. Организационный момент.

Цель организационного момента: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков, а также осуществлять коррекцию психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Организационные моменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

2. Повторение пройденного материала.

Цель: актуализировать знания детей.

Повторение проводится в игровой форме, например игра с мячом. Это могут быть игры на различение понятий «звук» - «слово», «гласный звук» - «согласный звук», припоминание слов с заданным звуком и т. п.

3. Сообщение новой темы.

Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

В игровой форме, через проблемную ситуацию дети под руководством педагога определяют новый звук.

4. Характеристика звуков по акустическим признакам.

Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • - уточняются акустические признаки звуков: гласный – согласный, согласный мягкий – твердый, звонкий - глухой;
  • - звуки обозначаются цветными символами.

5. Закрепление нового материала.

Цель: развивать фонематические процессы, совершенствовать навык звукового анализа.

Детям предлагаются игры на выделение звука из ряда звуков, слогов, слов, предложений; определение первого и последнего звука в словах, определение позиции звука в слове, называние слов на заданный звук, отбор картинок с заданным звуком, дифференциация мягких и твердых согласных звуков. Выполнение звукового анализа слова сначала выполняется совместно с педагогом, затем самостоятельно детьми, далее можно предложить подобрать слова к заданной схеме.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки заключаются:

  • в снятии усталости напряжения;
  • во внесении эмоционального заряда;
  • в совершенствовании общей моторики;
  • в выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.

7. Знакомство с буквой.

Цель: определить связь звука с его графическим образом.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют печатную букву. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Определяется, на что похожа буква. Можно предложить вылепить букву из пластилина, выложить из пуговиц, палочек, крупы, рисование буквы на манке, показ буквы руками, телом.

8. Формирование навыков чтения и печатания.

Цель: совершенствовать навык слогового чтения.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось?

9. Подводится итог занятия.

Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным, кто успешнее справился с заданиями и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительного дошкольного возраста по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) воспитателя Бурлаковой Елены Семеновны

Дети знакомятся со звуками,определяют первый звук в слове,определяют длинные и короткие слова,используется мнемотаблица,подвижные логические игры...

Консультация для воспитателей "Символико-моделирующая деятельность детей дошкольного возраста. Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте"

Решая задачу коррекционно-развивающего обучения мной разработана серия многофункциональных игр и пособий с применением метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте, осн...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Методическая разработка для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний» в подготовительной к школе группе

Воспитывать любовь к чтению и грамматике; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях букв, гласных и согласных звуков, находить заданный звук; разв...

Консультация для воспитателей по подготовке к обучению грамоте "Обучая, играем"

Консультация для воспитателей по подготовке к обучению грамоте "Обучая, играем"...