НОД по формированию у дошкольников монологической речи на тему «Путешествие по сказочному лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Сенотова Наталья Владимировна

Тема НОД: Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».


Цель: формировать у дошкольников монологическую речь

Задачи:

Обучающая: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

Развивающая: развивать умение подбирать однокоренные слова; подбирать синонимы и антонимы;

Воспитательная: воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_razvitie_rechi.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области»

__________________________________________________________________

                                                                                   Россия, 412587, Саратовская область,

                                                                                   Новобурасского района, с. Тепловка

                                                                                   ул. Советская, д.17      

                                                                                   Тел: 8(84557)2–51–74                                              

        E-mailmdou1teplovka@mail.ru

        Сайт: http://www.http://ds1teplovka.ucoz.ru

НОД по формированию у дошкольников монологической речи

на тему «Путешествие по сказочному лесу. 
Сочинение сказки на тему

 «Как ежик выручил зайца»».


Разработала:

                                                                                                                Сенотова Наталья Владимировна

воспитатель высшей категории

                                                               МДОУ «Детский сад № 1с.Тепловка Новобурасского района Саратовской области»

2017 г.

Примерная основная общеобразовательная программа: комплексная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Возрастная группа: старшая группа

Тема НОД: Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»».


Цель: формировать у дошкольников монологическую речь

Задачи:

Обучающая: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

Развивающая: развивать умение подбирать однокоренные слова; подбирать синонимы и антонимы;

Воспитательная: воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов;

Виды деятельности:  игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: групповая

Формы реализации детских видов деятельности: экскурсия, беседа, игровые ситуации.

Оборудование: картинки – ёжик, зайчик, белка; шишки – еловые, сосновые; волшебная палочка.

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Орг.момент

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? На прогулку в сказочный весенний  лес!

У меня есть волшебная палочка, с её  помощью мы отправимся в сказку.

Но для этого вы все закроите глаза, а я буду считать до трёх и до каждого дотронусь своей палочкой.

На счёт три вы откроите глаза. И так начнём.

Звучит спокойная классическая музыка.

Ответы детей.

                 

Дети открывают глаза.

 

Основная часть

Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились в сказочном весеннем лесу. Посмотрите, как красиво кругом.

Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна.

Недаром поэты называют весну «утром года».

Вы рады весне?

 Мы долго ждали весну, значит, какая весна?

Ребята ,а кто знает, какая бывает еще весна?

 Назовите весенние месяцы.

Март, апрель, май –

Их не забывай!

В народе месяц март называют протальник.

А знаете, почему его так называют?  Проталины – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли.

На проталинах из-под снега появляются первые цветы.

Как называется первый весенний цветок?

 Почему он так называется?

 А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон.

 Почему?

 А май называют цветень. Как вы думаете, почему?

Воспитатель: А теперь послушайте загадки:

1)Что за зверь такой  лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы?  (Заяц.)

2)Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. ( Ёжик.)

 Воспитатель показывает картинки ежа и зайца .

Воспитатель: Зачем ежу иголки?

 Какие ещё бывают иголки?

Где живут ёж и заяц?

Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным. Заяц трусливый.

А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый. ( боязливый, пугливый…..)

Воспитатель: Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный…)

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель помогает.

Воспитатель: Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый?

Воспитатель: Можно сказать, что заяц трусливый?

Воспитатель: А что заяц пугливый?

 Это близкие по смыслу слова, слова-друзья.

Воспитатель предлагает детям составить описание ежа и зайца.

Образец: Описать – значит рассказать, какой ёж, его внешний вид, действия и повадки. Я расскажу про зайца. Он серый, пушистый, с длинными ушами, косыми глазами, быстроногий и симпатичный зверёк. Зайцы любят капусту и морковку. Мне очень нравятся зайцы.

Воспитатель: А теперь расскажем про ёжика.

Воспитатель: А теперь давайте придумаем сказку о том, как ёжик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ёж мог выручить своего друга.

Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

Следует опросить не менее пяти детей – они могут рассказывать группами. После двух-трёх рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

Физминутка:

«Весна пришла»

     Солнце, солнце высоко(На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло(Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей,(Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните (Ходьба по кругу)

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Рыжая, пушистая,

На сосну взбирается,

Шишками кидается.  (Белка.)

Воспитатель показывает детям картинку белки.

Кто это?

Воспитатель: Закончите предложения: белка бросила в волка(шишку)

На лбу у волка выросла(шишка)

Какие шишки бросала белка?

Воспитатель показывает картинки шишек еловых и сосновых. Дети делают сравнение.

Воспитатель: Что вскочило у волка на голове?

Воспитатель: Еловая? Сосновая? Какая?

Воспитатель: Какое весёлое слово «шишка»! Подберите к нему сходные слова. Шишка – мышка…

Воспитатель: Белка угостила ежа орехами, а он не смог их (съесть)

Ёж взял молоток и (расколол орехи)

Что ещё можно колоть? Дрова.

Чем можно уколоться? Иглой.

 Почему? Игла острая, колючая.

Про что мы говорим …острая? Про иглу, пилу, вилку.

 Что бывает …острый? Нож, язык, слух, перец, нюх, ум.

Острые ….? Ножницы, иглы.

 Закончите фразу так, чтобы было складно.

Где ты белочка гуляла? Я орешки собирала.

Ты кого, ежок, нашёл? Я вам белочку привёл.

А ежиха в лес пошла… Спелых ягод принесла.

 Быстро белочка скакала…Все орешки растеряла.

 В стороне стоял грибок…Ёж его найти не смог.

Ответы детей

Долгожданная. 

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети: Да, похожи.

Дети описывают ежа.

Дети выполняют движения по тексту.

Дети: Еловые, сосновые.

Ответы детей.

Дети: Шишка.

Ответы детей.

Дети: Пышка, малышка, трусишка, мартышка…..

Ответы детей.

Заключительная часть (рефлексия)

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, пора нам возвращаться в детский сад, но когда мы вернёмся, то нарисуем всё, что понравилось в нашей прогулке, оставим свои впечатления на рисунке. Можете нарисовать трусливого зайца, смелого ёжика, пушистую озорницу белочку. Закрывайте глаза, я досчитаю до трёх, прикоснусь к вам своей волшебной палочкой и мы окажемся в своей группе.

Звучит медленная музыка. Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и нарисовать рисунки - впечатления о путешествии по весеннему лесу.

Дети рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Как ежик выручил зайца».

В этом конспекте дети учаться составлять сказки, подбирать слова синонимы, описывать внешний вид персонажей....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»

Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...

Технологическая карта НОД образовательной ситуации на тему Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные сл...

Конспект занятия в подготовительной группе Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Конспект занятия в подготовительной группе Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»...

Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

Содержание:- Ребята, сегодня к нам пришли два гостя. Угадайте их.Что за зверь леснойВстал, как столбик под соснойИ стоит среди травы,Уши больше головы? (Заяц)...

Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

Материал для развития связной речи детей, путем придумывания сказки на заданную тему, обучает умению описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; умения оценивать рассказы друг друга. О...

Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступ­ки, переживания; оценивать рассказы друг друга....