Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Материал для развития связной речи детей, путем придумывания сказки на заданную тему, обучает умению описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; умения оценивать рассказы друг друга. Обучает подбирать однокоренные слова, синонимы; воспитывает чуткость к смысловым оттенкам слова; учит подбирать антонимы; помогает усвоить значения многозначных слов; учит регулировать силу голоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sod_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrast1.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»
Задачи
Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;
Грамматика: учить подбирать однокоренные слова;
Словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов;
Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадки Н. Артюховой:
- Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной стоит среди травы, Уши больше головы? (заяц)
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки — ни одной. (еж)
Дети отгадывают, что это заяц и еж. Воспитатель спрашивает: почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие еще бывают иголки? Где живут еж и заяц? (В лесу.)
Какие слова можно образовать от слова лес? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.)
При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы:
Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу.) (Лесная.)
Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник.)
Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)
А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.
Еж был смелый, а заяц — какой? (Трусливый.) Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным.
Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый (боязливый, пугливый...).
Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный...).
Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Да, похожи. Можно сказать, что заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».
Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как еж выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем, и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной. Воспитатель обучает детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания.
(Следует спросить не менее пяти детей — они могут рассказывать группами.) После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.
А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в нем слова, противоположные по смыслу.
Скажу я слово высоко,
Скажу тебе я слово трус,
А ты ответишь... (низко).
Ответишь ты...(храбрец).
Скажу я слово далеко,
Теперь начало я скажу —
А ты ответишь... (близко).
Ну, отвечай... (конец).
Давайте все вместе расскажем стихотворение еще раз, —
предлагает воспитатель.
В заключение дети хором проговаривают громко, тихо и шепотом первую строфу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка».
Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. По мнению психологов и педагогов,...
Перспективный план развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 2018- 2019 учебный год
В материале указаны задачи работы на год, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями....
Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
Коррекционно-образовательные задачи. Актуализация словаря по теме "Сказочные герои". Формирование целостного впечатления об изображённом на серии картинок. Совершенствование навыка составлен...
Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"
Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки
Для формирования связной речи ребенка основополагающим средством считается применение русской народной сказки, что подтверждается приемами и методиками формирования речи старших до...