Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рябцева Анна Николаевна

Материал для развития связной речи детей, путем придумывания сказки на заданную тему, обучает умению описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; умения оценивать рассказы друг друга. Обучает подбирать однокоренные слова, синонимы; воспитывает чуткость к смысловым оттенкам слова; учит подбирать антонимы; помогает усвоить значения многозначных слов; учит регулировать силу голоса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца»

Задачи

Связная речь: учить детей придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;

Грамматика: учить подбирать однокоренные слова;

Словарь: учить подбирать синонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; учить подбирать антонимы; помочь усвоить значения многозначных слов;

Звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса.

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадки Н. Артюховой:

- Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной стоит среди травы, Уши больше головы? (заяц)

- Сердитый недотрога живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки — ни одной. (еж)

Дети отгадывают, что это заяц и еж. Воспитатель спрашивает: почему у ежа много иголок, зачем они ему, какие еще бывают иголки? Где живут еж и заяц? (В лесу.)

Какие слова можно образовать от слова лес? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок.)

При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы:

Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу.) (Лесная.)

Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник.)

Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок.)

А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.

Еж был смелый, а заяц — какой? (Трусливый.) Сейчас слушайте внимательно, задание будет трудным.

Заяц трусливый. А как сказать про него по-другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый (боязливый, пугливый...).

Смелый еж. Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный...).

Если дети не смогут самостоятельно подобрать синонимы, воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Да, похожи. Можно сказать, что заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова-друзья».

Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как еж выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем, и как еж мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной. Воспитатель обучает  детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания.

(Следует спросить не менее пяти детей — они могут рассказывать группами.) После двух-трех рассказов воспитатель спрашивает, чья сказка понравилась больше и почему.

А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди  «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в нем слова, противоположные по смыслу.

Скажу я слово высоко,        

Скажу тебе я слово трус,

А ты ответишь... (низко).        

Ответишь ты...(храбрец).

Скажу я слово далеко,        

Теперь начало я скажу —

А ты ответишь... (близко).        

Ну, отвечай... (конец).

        Давайте все вместе расскажем стихотворение еще раз, —

предлагает воспитатель.

В заключение дети хором проговаривают громко, тихо и шепотом первую строфу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка».

Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки».

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. По мнению психологов и педагогов,...

Перспективный план развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 2018- 2019 учебный год

В материале указаны задачи работы на год, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями....

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Коррекционно-образовательные задачи. Актуализация словаря по теме "Сказочные герои". Формирование целостного впечатления об изображённом на серии картинок. Совершенствование навыка составлен...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"

Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Для формирования связной речи ребенка основополагающим средством считается применение русской народной сказки, что подтверждается приемами и методиками формирования речи старших до...