Звук [ц] и буква Ц
план-конспект занятия по обучению грамоте

Звук [ц] и буква Ц

Цель: Закрепление произношения звука Ц, закрепление графического образа буквы Ц, совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов, совершенствование навыков чтения, развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Вводная часть.

 Дети стоят в кругу, изображают солнце.

Улыбнемся друг другу

Чудесных открытий

Пожелаем всем нам.

- Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.

Упражнение «Лучики солнца»

- Мы каждый день совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас, как лучик солнца! Посмотрите на картинку, что вы видите?

Дети: Солнце.

- На лучиках для вас задания.

Дети: Это буквы.

- Почему буквы в разных по цвету кружках?

Дети: Гласные и согласные.

- Назовите гласные и согласные звуки?

- Какие звуки живут в зеленых кружочках?

- Что, кричит нам колокольчик?

- Что, шепчет нам телефон?

Дети: Звонкие и глухие звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ts_i_bukva_ts.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [ц] и буква Ц

Цель: Закрепление произношения звука Ц, закрепление графического образа буквы Ц, совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов, совершенствование навыков чтения, развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Вводная часть.

 Дети стоят в кругу, изображают солнце.

Улыбнемся друг другу

Чудесных открытий

Пожелаем всем нам.

- Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.

Упражнение «Лучики солнца»

- Мы каждый день совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас, как лучик солнца! Посмотрите на картинку, что вы видите?

Дети: Солнце.

- На лучиках для вас задания.

Дети: Это буквы.

- Почему буквы в разных по цвету кружках?

Дети: Гласные и согласные.

- Назовите гласные и согласные звуки?

- Какие звуки живут в зеленых кружочках?

- Что, кричит нам колокольчик?

- Что, шепчет нам телефон?

Дети: Звонкие и глухие звуки.

Основная часть.

- Послушай название продукта и назови посуду, в которую положим этот продукт.

 Хлеб (хлебница), конфеты (конфетница), фрукты (фруктовница), салат (салатница)

- Послушай стихотворение и подскажи подходящее слово в конце .

Стали выше небеса,

 Звонче птичьи голоса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь... (весной)

 В случае затруднения выбора слова, помогите ребенку вопросом Когда?

 -Верно, молодец! Весной возвращаются домой перелетные птицы.  Посмотри на картинку. Как называется эта птица? (Скворец).

- Скворцы прилетают одними из первых. О них говорят: «Летит скворец - зиме конец». Произнести слово СКВОРЕЦ, выдели голосом последний звук - (СквореЦ).

- Назови последний звук в слове скворец. (Ц).

Характеристика звука [ц]

- Произнеси звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. («Ц-ц-ц!»)

-  Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.

- Давай дадим характеристику звука Ц. Какой звук [ц]? (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой, обозначаем синим цветом.)

- Послушай слова. Если в слове есть звук Ц, подними руки вверх. (Слова произносить медленно и четко, давая ребенку возможность подумать. Слушая слова, ребенок поднимает руки, если слышит в слове звук Ц, и сразу опускает руки, готовясь слушать очередное слово.) солнце птенцы весна тепло первоцвет листья цветной зеленые птицы скворечник скворец почки

  • - Назови слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).

- Назови слова, где звук Ц в начале (цепь, цыпленок и др.).

- Теперь назови слова, в которых звук ц в середине(овца, курица и т. д).

- Назови предметы, в названии которых звук Ц в конце (скворец, колодец…).

Корзинка слов: Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.

Дидактическая игра «Измени слово»

- Измени слово так, чтобы в нем появился звук [ц] : зайчик – заяц, зеркало – зеркальце, пальчик – палец, колечко – кольцо, платье – платьице, сестра – сестрица, медведь – медведица, дерево –деревце.

Дидактическая игра «Один - много».

- Давай встанем и поиграем в мяч. Игра «Один - много». Я называю один предмет, а ты много таких, со словом много (например, птица – много птиц) блюдце-... овца-... скворец-... кольцо - ... пуговица - ... отец - ... яйцо - ... лицо - ... цепь - ... полотенце - ... колодец - ... цапля - ...

Упражнение  с деформированной фразой.

Цветы, много, клумба, на, разные.

Курица, у, цыплята, двенадцать, пестрая.

Хлебница, холодильник, на, стоять.

Вода, колодец, в , холодная.

Физминутка.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Упражнение «Малыши заблудились» 

- Найди малышам маму. Скажи кто у кого? (У медвежонка мама медведица). Обрати внимание, в словах, называющих мам детёнышей животных появился звук [ц].

Корзинка слов: медведица, тигрица, львица, верблюдица, ослица, волчица.

Знакомство с буквой Ц.

Рассматривание изображения буквы Ц.

Звук Ц мы запишем буквой Ц. Рассмотри буквы в синей рамочке. Сколько элементов у буквы Ц? Какие это элементы? Рассмотри схему, как нарисовать печатную букву Ц.

Выкладывание буквы из фасоли.

- На что похожа буква Ц?

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Чтение слогов с буквой Ц.

ца    цы    ац      ыц

цо    ци    оц      иц

цу     це    уц      ец

Пальчиковая гимнастика

Кап, кап, кап – звенит капель

Приближается апрель.

Утром снова солнце встанет,

Будет сильно припекать,

 По крыльцу забарабанит Капель веселая опять.

Штриховка (геометрические фигуры)

Упражнение «Раскрась звуковую схему».

Используя цветные карандаши, раскрась звуковую схему каждого слова. Синим цветом обозначь твердые согласные звуки, зелёным цветом — мягкие согласные звуки, красным — гласные звуки. Дай характеристику каждого звука в слове: цветы, птенцы. Составление предложений с этими словами.

Итог занятия.

- С каким звуком познакомились?

- Звук [ц] какой? (согласный, твердый, глухой, не парный.)

- Что понравилось на занятии? (Дети отвечают полными предложениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...