НОД Обучение грамоте Ракета
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Светлана Петровна Аникьева

Совместное мероприятие в старшей группе по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение грамоте26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Аникьева Светлана Петровна,

воспитатель I квалификационной категории

Образовательная (педагогическая) цель:

Формирование у детей представлений о слове, его структуре, приобщение детей к деловым отношениям.

Задачи деятельности педагога:

  1. Организовать и поддерживать познавательно-исследовательскую активность детей;
  2. организовать работу с понятиями: «слово», «звук», «слог»;
  3. совершенствовать умение  анализировать состав (структуру) слов и слогов на основе особых модельных записей;
  4. упражнять в овладении рукописными движениями;
  5. создавать условия для детского взаимодействия;
  6. создавать ситуации для оценки и самооценки;
  7. инициировать создание совместных творческих продуктов на основе моделирования.

Предполагаемый результат:

В ходе совместной деятельности дети определяют слоговое строение слога, договариваются и выполняют совместную творческую работу, удерживая заданные условия (работа с медиаторами).

Цель детской деятельности (предполагаемая, мотивированная действиями педагога):

        «Изучение» слова «ракета», изображение общего для команды подарка

Задачи детской деятельности:

  1. вместе собрать «разрезанное» слово
  2. определить состав (структуру) слова;
  3. обозначить слово на листе;
  4. договориться, какой будем делать подарок;
  5. нарисовать  командой общий подарок.

Предполагаемый результат:

Вместе определить, из каких частей  состоит слово, вместе придумать и нарисовать подарок с помощью «капелек».

Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Создать атмосферу психологической безопасности, эмпатического принятия, эмоциональной поддержки.

Игра на эмоциональный настрой "Поймай звук"

Создает  атмосферу доброжелательности,

играет с детьми

Включились в игру, эмоционально откликаются на действия педагога,  на слух определяют заданный звук в слове., задают выясняющие вопросы.

Создана доброжелательная атмосфера,

 Организационный и мотивационно-побудительный.

Организовать  внимание детей.

Вызвать желание детей участвовать в деятельности.

Игра "волшебный мешочек" объединение в команды, Удерживание паузы.

Создание проблемных  ситуаций (что с этим делать?)

Уточняющие и выясняющие вопросы (что сделать, чтобы слово осталось целым?)

Позиция:  режиссер

Организует  работу в подгруппах.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя.

Задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на разрезанное слово, собирают его , склеивают.

Внимание детей привлечено, созданы предпосылки для объединения в команды

У детей появилось желание  подействовать, решить проблемную ситуацию (собрать целое из частей), склеить слово.

Практическая деятельность, актуализация опыта детей

Актуализировать опыт и представления детей, организовать  детское  исследование, создать условия для исследования объекта,  простейших умозаключений, инициировать и поддерживать инициативу и самостоятельность детей.

Наглядно-практический метод (наличие общего предмета исследования: слово).

Создание проблемных  ситуаций.

Внесение  новых объектов альбомов, медиаторов.

Прием сравнения.

Постановка выясняющих и уточняющих вопросов.

Смена видов деятельности

Организует внимание детей к  исследованию получившегося слова. Организует и направляет действия детей, направляет интерес детей друг на друга. Инициирует проговаривание действий, признаков, внимательно  выслушивая, и обращая внимание других детей на эти высказывания.

Направляет действия детей на совместную деятельность,

Объединяются в команды, договариваются, включаются в деятельность: рассматривают,  исследуют  предложенное  слово,   фиксируют количество букв, слогов в альбомах при помощи медиаторов.  Выступают в роли экспертов, проверяя друг друга. Включаются в общее дело .

Дети направлены к своему опыту,  включены в практическую деятельность,

включены в игровое  и познавательное взаимодействие.

Рефлексия.

заключительный

Формирование предпосылок рефлексии

Работа  с совместными рисунками.

Выясняет эмоциональные состояния детей, организует совместное обсуждение, задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Дети обсуждают результаты совместной деятельности.  

Дети обозначили свое отношение к состоявшейся деятельности.

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой 2-3 мин.

Воспитатель организует  внимание детей, создает атмосферу доброжелательности - организует игру на эмоциональный настрой «поймай звук» (хлопать в ладоши, если услышат в слове звук "у").

2.Организационный и Мотивационно-побудительный этап

2-3 мин.

3.Актуализация, практическая деятельность детей

Игра "волшебный мешочек" (в нем разрезные слова)

-Что это? Что с этим делать? (из элементов собрать целое);

По цвету слова объединяются в команды.

-Что получилось?(слово)

-Что с ним  сделать, чтобы оно осталось целым? (склеить)

--Кто сможет прочитать это слово?  Давайте попробуем прочитать вместе.....

 Слово "РАКЕТА" 

-С какой буквы начинается слово? Какой звук живёт в этой букве? Какой буквой заканчивается? Есть ли в этом слове буквы, которые повторяются?

-Выберите самого высокого  посыльного, который   принесут для всей команды  карандаши.

-Выберите посыльного у которого есть белый цвет в одежде, который принесет для всей команды "капельки"

( медиаторы).

Воспитатель  раздает альбомы, называя первый слог имени ребенка, чей альбом .

Работа в альбомах

Задания:

 -разделить лист пополам слева направо ( под приговорку" я бегу, бегу, бегу...")

 -разделить лист пополам сверху вниз ( под приговорку "я бегу....")

 -в правом верхнем углу нарисовать столько "капелек",  сколько слов на столе;

 -в левом верхнем углу нарисовать столько "капелек", сколько слогов в слове;

 -в правом нижнем углу нарисовать столько "капелек", сколько букв в слове;

 -в левом нижнем углу нарисовать столько капелек, сколько  букв "А" в слове;

Воспитатель предлагает командам поменяться альбомами и проверить графический диктант друг у друга.

 -какое слово мы сегодня изучали? (ракета)

Тогда отгадайте загадку:

Каждый год, в свой день рожденья

Ждем мы их с большим волненьем,

Чтобы приносил он радость,

Гости тоже постарались,

До чего ж красив и ярок,

С душой сделаный .......

- На какие  праздники дарят подарки??

 Предлагаю вам нарисовать всей командой один общий подарок. Какой, для кого, на чём, чем- договаривайтесь и решайте в командах сами. Главное условие- подарок должен быть нарисован при помощи капелек разного размера.

Время для изображения подарка ........

4. рефлексия

4-5 мин.

Рисунки раскладываются на полу, дети усаживаются вокруг "подарков". Рассматривают и обсуждают нарисованное.

-Что изображено?

-Для кого этот подарок?

- Чей подарок больше?

-На чьём рисунке присутствует больше всего капелек?

-Где больше всего крупных капелек? Мелких?

Приложение Дидактические материалы

1. Определение места звука в слове:

РАКЕТА

РАКЕТА

РАКЕТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Консультация для родителей: "Когда следует начать обучение грамоте? С чего начать обучение грамоте?"

В материале данной консультации родитель сможет правильно сориентироваться в вопросе обучения грамоте своего ребенка. Когда лучше начать обучение? Как взяться за реализацию этого процесса?...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Методическая разработка образовательной деятельности по обучению грамоте дошкольников старшей группы "На ракете к букве Р"

Цель: знакомство с буквой Р и ее звукамиЗадачи: познакомить детей со звуками [р] [р`], с буквой Р, закреплять навыки звуко-буквенного анализа, определения места звука в словах; способствовать развитию...