Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ш, буква Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Войтаник Екатерина Сергеевна

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ш, буква Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_sh.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук  Ш и буква Ш»

Задачи:

Развивающие: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Обучающие: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина). Познакомить с буквой Ш.

Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Демонстрационный материал  Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

Ход занятия: 

-Здравствуйте, ребята! Начнем наше занятие с разминки языка и губ.

Артикуляционная гимнастика.

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению  с ним мы худые – лишь кожа да кости 
(втягиваем щёки).
Мы все ему  улыбнулись 
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись 
(губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы 
(снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы, 
(широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим.

- Отгадайте загадку.

Кто длиннее, чем чулок?   У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя,    По земле ползет …

  - Правильно, змея!

- Она любит шипеть. Посмотрите, как она это делает: ш-ш-ш… 

- Как шипит Змейка?

 - Покажем, как шипит Змейка: ш-ш-ш…

Характеристика звука Ш.

- Для правильного произношения звука Ш – губы слегка округлены и вытянуты вперёд, зубы смыкаются, язык во рту принимает форму «чашечки», выдыхается тёплая воздушная струя, которую можно ощутить на ладошке.

- Расскажем змейке про ее любимый звук.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный? Почему?

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

- Звук [Ш] звонкий или глухой?

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали. Значит, глухой.

Игра "Поймай звук"

- Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш.

а, у, ш, к, к, м, и, ж. ш ….

- А теперь усложняем задачу. Нужно поймать звук Ш в слогах.

ка, ко, ша, му, кы, аш, ак, ок, уш.

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Определение положения звука  в словах.

   - Ребята, посмотрите внимательно на экран, нужно выбрать картинки, где звук [ш]  в начале слова,  в середине и в конце.  Картинки:  шуба, шапка, машина, мешок, душ, карандаш.

Игра «Третий лишний».

Дети должны убрать картинку, в названии которой нет звука [ш]:

Шапка, платье, шарф

Шар, стул, шоколад

Карандаш, машина, мишка

Знакомство с буквой Ш.

Воспитатель выставляет букву "Ш".

- Звук [Ш], обозначают буквой Ш, посмотрите, как она выглядит, давайте её покажем. 

     «Буква Ш в таких словах: школа, шерсть, шарада, шах.

      Букву Ш я написала – три шеста и снизу шпала».

- На что похожа буква "Ш"? (картинки изображающие забор, экскаватор….)

3 палочки коротких смотрят в верх, 1 палочка длинная «лежит».

Чтение слогов АШ, УШ, ОШ, ША, ШО, ШУ.

Выкладывание буквы Ш из палочек. (дети из конвертиков достают палочки и выкладывают букву). Работа в прописях. Печатание буквы в тетрадях.

Итог занятия. 

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Что ещё нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У», буква У,у).

Конспект занятия по обучению грамоте  для детей 1-го года обучения по дополнительной образовательной программе  «Я расту!» Тема: Встреча с улиткой Улей (гласный звук «У&raq...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект занятия по обучению грамоте Логопедическая группа 2-ой год обучения Тема: Звуки [Л] [ЛЬ] буква Л

Конспект занятия по обучению грамотеЛогопедическая группа 2-ой год обученияСоставила Турова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Золотой ключик» р.п. ВаниноОбразовательная область: коммуникацияТем...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучению письму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»

Конспект занятия по обучению грамоте и подготовке детей к обучениюписьму в подготовительной группе на тему:«Звуки С, Сь и буква С»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...