Подготовка к обучению чтению
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Повалюхина Инна Алексеевна

Чтение — это вид речевой деятельности, направленный на зрительное восприятие высказывания, представленного с помощью графических символов (букв).

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, т. к. в нем участвуют несколько систем анализаторов — зрительная, речедвигательная, речеслуховая.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия букв, в ходе которого буквы узнаются и различаются. Далее буквы соотносятся со звуками, и происходит воспроизведение звукового образа слова, т. е. осуществляется прочитывание слова (технический аспект процесса чтения).

Для понимания прочитанного звуковой образ слова в свою очередь соотносится с его значением.

Тем самым подготовка к обучению к чтению начинается с формирования у дошкольника фонематического слуха, который способствует четкому восприятию звуковой стороны языка, осознанию смыслоразличительной функции звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu_podgotovka_k_obucheniyu_chteniyu.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ»

Подготовила

учитель-дефектолог Повалюхина И.А.

План

  1. Чтение как вид речевой деятельности.
  2. Подготовка к обучению чтению.
  3. Ступени обучения чтению.

Чтение как вид речевой деятельности.

Чтение — это вид речевой деятельности, направленный на зрительное восприятие высказывания, представленного с помощью графических символов (букв).

Чтение является сложным психофизиологическим процессом, т. к. в нем участвуют несколько систем анализаторов — зрительная, речедвигательная, речеслуховая.

Процесс чтения начинается со зрительного восприятия букв, в ходе которого буквы узнаются и различаются. Далее буквы соотносятся со звуками, и происходит воспроизведение звукового образа слова, т. е. осуществляется прочитывание слова (технический аспект процесса чтения).

Для понимания прочитанного звуковой образ слова в свою очередь соотносится с его значением.

Тем самым подготовка к обучению к чтению начинается с формирования у дошкольника фонематического слуха, который способствует четкому восприятию звуковой стороны языка, осознанию смыслоразличительной функции звуков.

Методика работы с буквами.

Основными задачами такой работы являются:

• познакомить с образами букв русского алфавита (используется печатный шрифт);

• упражнять в запоминании целостного образа букв;

• вырабатывать умение соотносить букву с соответствующим звуком (звуками);

• учить дифференцировать схожие по графическому образу буквы.

Знакомство с буквами осуществляется после формирования навыков звукового анализа и синтеза. По мнению психологов, с одной стороны, узнать и запомнить букву сложнее, чем звук, т. к. для различения буквы необходимо опираться на два признака — звучание и форму, с другой — буква обладает формой и, организуя работу по запоминанию буквы, педагог может использовать различные упражнения кинестетического характера (например, узнай букву по движению руки или узнай букву, изготовленную из разных материалов на ощупь).

Последовательность работы над графическим образом буквы:

— рассматривание новой буквы и сравнивание с предметами окружающей действительности (На что буква похожа?);

— прослушивание стихотворения о букве, в котором дается ее графическая характеристика;

— выделение элементов буквы;

— конструирование буквы (используются специальный конструктор печатных букв, счетные палочки, проволока, веревочки, пластилин и др. материалы);

— «письмо» буквы пальцем в воздухе;

— письмо буквы на листе бумаги по образцу.

Важно помнить, что только после предварительной работы по формированию и совершенствованию фонематического слуха, педагог может приступить к формированию понятия буквы как графического знака звука речи.

Ступени обучения чтению

При обучении чтению дошкольника целесообразно организовать данную работу последовательно по следующим ступеням:

1 ступень — знакомство с буквами;

2 ступень — называние (чтение) отдельных букв, обозначающих гласные звуки (например, А-а-а!);

3 ступень — чтение обратных слогов типа ГЛАСНЫЙ — СОГЛАСНЫЙ (ГС), например, ам, он, ут.

4 ступень — чтение открытых слогов типа СОГЛАСНЫЙ — ГЛАСНЫЙ (СГ), например, ма, ли, ру и коротких слов, состоящих из слогов такого типа (мама, лиса, рука);

5 ступень — чтение слогов и слов типа СГС (дом), СГСС (куст);

6 ступень — чтение слогов и слов типа ССГС (стол);

7 ступень — чтение слов с йотированными буквами (ёж, яблоня);

8 ступень — чтение слов с буквами ь, ъ (соль, подъезд).

Начиная с четвертой ступени, ребенок читает не только отдельные слова, но и простые предложения, состоящие из слов соответствующей данной ступени модели (например, У Наты ноты).

Важно помнить, что правильно организованная работа по изучению понятий звука и буквы позволит дошкольнику различать звук и букву. Он должен сделать следующие выводы:

• звук мы слышим и произносим;

• на письме звук обозначается буквой;

• букву мы видим и пишем.

Список литературы

  1. Алексеева М. М. [и др.]. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пос. для вузов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2000. — 400 с.; то же [Электронный ресурс]. — URL: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-382.shtml 
  2. Пятибратова, И. И.  Методика предшкольной подготовки : учебно-метод. пособие / И. И. Пятибратова, Е. Б. Чернышова. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. — 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для подготовки к обучению чтению

Игры направлены на закрепление знаний букв русского алфавита....

Подготовка к обучению чтению

Игры по подготовке к освоению навыков чтения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательны...

Рабочая программа по подготовке к обучению чтению

Материал адресован в помощь педагогам  при подготовке детей к школе...

Дополнительная общеразвивающая Программа По подготовке к обучению чтению «Читай-ка»

Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие«Занимательное обучение чтению» Ковригино...

ПРИЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для родителей с примерами игр по обучению чтению...

Дополнительная общеобразовательная программа коррекционно – развивающей направленности «Абвгдейка» по профилактике фонетических нарушений для подготовки к обучению чтению и письму у детей от 6 до 7 лет

Настоящая дополнительная коррекционно-развивающая образовательная программа «Абвгдейка»  по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной по подготовке детей к шко...

Консультация для родителей «Подготовка к обучению чтению»

Игры по подготовке к освоению навыков чтения направлены на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики. Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных спос...