Рабочая программа по подготовке к обучению чтению
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Материал адресован в помощь педагогам  при подготовке детей к школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obucheniyu_grammote.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

г. Курганинск        А.А. Мкртычян

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район

Утверждаю                                                                   Принято

Заведующая  МАДОУ № 25                                       на Педагогическом совете

____________ И.Г. Дидурик                                       протокол №  1

от «01» сентября 2014 года                                      от «30» августа 2014 года

Ступень обучения: дети 5-7 лет

Программа рассчитана: 2 года

Автор: воспитатель А.А. Мкртычян

                   

г. Курганинск

2014 год


Содержание

  1. Пояснительная записка -------------------------------------------- стр. 3
  2. Цель программы----------------------------------------------------- стр. 4
  3. Задачи программы--------------------------------------------------- стр. 4
  4. Структура программы----------------------------------------------- стр. 5
  5. Учебный план -------------------------------------------------------- стр. 6
  6. Структура программы----------------------------------------------- стр. 7
  7. Ожидаемые результаты--------------------------------------------- стр. 8
  8. Учебно – тематический план------------------------------------ --стр. 9
  9. Список литературы------------------------------------------------- стр. 15
  10. Приложение---------------------------------------------------------- стр. 17

Пояснительная записка

Для овладения грамотой, то есть первоначальными

навыками чтения и письма, прежде всего

необходимо достаточное развитии

фонематического слуха произносительной стороны

речи, что служит основой овладения навыками

звукобуквенного анализа.


         Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Поэтому   остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе.

Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения знаний, так как у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память.

Основной задачей данной программы является выработка у детей умения ориентироваться в звуко – буквенной системе родного языка и на этой основе  - развитие интереса и способностей к чтению.

Программа является парциальной программой  и решает одну из задач речевого развития ребенка  - подготовить  дошкольников к обучению грамоте.

Программа предусматривает звуковой аналитико – синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л.Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста.

Усвоение детьми данной программы – это не только подготовка к умению читать и писать, расширение знаний  и представлений о языке, но и важное  средство развития речи, фактор умственного развития ребенка.

В программе широко представлено моделирование, с помощью которого осуществляется  звуковой анализ слова. Работа с моделями  слов развивает  логическое мышление, так как дети пользуются не образами, а условными обозначениями слов, звуков, предложений.

Развитию мышления также способствует  отгадывание детьми  загадок, которые присутствуют в программе в достаточном  объеме.

Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют  возрастным особенностям дошкольника, а не копируют школьную программу.

Предмет изучения -  звуки и буквы русского алфавита по общепринятым  группам (гласные, согласные, звонкие и глухие гласные, твердые  и мягкие, одиночные согласные, Ь и Ъ).

Программа опирается на традиционную методику обучения чтению -  от звука к букве, т.е. звуковой аналитико – синтетический метод.

 

Цель программы: 

1. Подготовка детей к школе,  способствуя формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе. 

2. Развитие фонематического слуха и обучение детей первоначальному чтению, введение понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «ударение».

Задачи

Воспитывающие:

Воспитывать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, понимание содержания произведений искусств, художественных произведений.

Совершенствование навыков общения.

Развивающие:

Развивать связную речь.

Развивать звуковую культуру речи.

Развивать фонематический слух: проводить работу над узнаванием, выделением и различием звукового фона.

Развивать интонационную выразительность речи.

Совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Обучающие:

Формировать умение проводить звуковой анализ слов различной слоговой структуры, качественно характеризовать выделяемый звук.

Учить детей первоначальному чтению.

Знакомить с терминами: «предложение», «звук», «слово», «буква», «ударение».

Знакомить с гласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву, сопоставлять ее графический образ.

Знакомить с согласными звуками и буквами, учить соотносить звук и букву, сопоставлять ее графический образ.

Учить плавному слоговому чтению слов, предложений и небольших текстов.

Основные методы построения программы

-Метод наглядности

-Метод игровой

-Метод практический

-Словесный метод


Структура программы:

Срок реализации данной программы рассчитан на два года. Программа имеет в своей основе принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, пятого-седьмого года жизни.

Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6  летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год  (1 занятие в неделю).

Второй этап обучения решает задачи развития звуко - буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет (2 занятия в неделю).

Основные условия организации образовательного процесса:

  • Проведение занятий фронтально (в подгруппе).
  • Непосредственно образовательная деятельность, продолжительностью 30 минут.
  • Оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
  • Взаимодействие с семьей ребенка по вопросам обучения.

Форма организации непосредственно образовательной деятельности - подгрупповая


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Первый год обучения 5-6 лет

итого

Количество занятий в неделю

Количество учебных

недель

Длительность занятия

1

32

25  мин.

32

16 ч.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Второй год обучения 6 – 7 лет

итого

Количество занятий в неделю

Количество учебных

недель

Длительность занятия

2

32

30 мин.

64

32 ч.

        


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

  1. Артикуляционная гимнастика или разминка.
  2. Фронтальная работа на фланелеграфе с азбукой большого
    формата и магнитной азбукой.
  3. Сюрпризные моменты, элементы игры или словесные игры.
  4. Физкультминутка.
  5. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками (работа с загадками и пр.).
  6. Всевозможные игры и упражнения.
  7. Итоги.

Примечания: 1. Структуру занятий можно изменять в зависимости от материала.

2. Подводя итоги, спрашиваем: «Что мы сегодня изучили? Что понравилось в занятии больше всего?» Отметить работу всех и каждого ребенка в отдельности  только с положительной стороны. Можно сказать, чем будем заниматься на следующем занятии.

Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

        

В  конце года дети должны

Первый год обучения:

  • хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
    знать порядок букв и их названия (алфавит);
  • различать гласные и согласные звуки;
  • правильно ставить ударение в знакомых словах;
  • уметь составлять предложения с заданными словами;
  • уметь проводить звуковой анализ слов;

Второй год обучения

  • Свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами.
  • Правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
  • Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце (.!?).
  • Проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
  • Готовая рука ребенка к письму.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)

Тема непосредственно образовательной деятельности

№ карточки

Дата плановая

Дата фактическая

1.

Введение понятия «слово». Знакомство с линейностью и протяжностью слов. Знакомство с тетрадью в клетку.

№____

2.

Слова как выражение мыслей. Составление из слов предложений. Введение в понятие «предложение»

№____

3.

«Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Правила штриховки.

№____

4.

Составление рассказа из небольших предложений. Штриховка геометрических фигур.

№____

5.

Составление предложений по «живой модели». Многозначность слов.

№____

6.

Деление слов на слоги. Составление рассказа с использованием опорных слов.

№____

7.

Введение термина «слоги». Знакомство с односложными словами.

№____

8.

Итоговое. Деление слов на слоги и составление слов из слогов.

№____

9.

Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук»

№____

10.

Определение количества слогов в словах. Нахождение в словах стихотворного текста и выделением голосом определенного звука.

№____

11.

Нахождение местоположения звука в слове. Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий.

№____

12.

Деление слов на слоги. Составление предложений из словосочетаний. Выделение голосом определенного звука в слове.

№____

13.

Деление на слоги двух-, трехсложных слов. Определение местоположения звука в словах. Выделение предложений из текста.

№____

14.

Определение заданного звука в любой части слова. Составление предложений по заданию.

№____

15.

Знакомство со схемой звукового состава слова. Звуковой анализ слова «АУ»

№____

16.

Звуковой анализ слова «МАК»

№____

17.

Звуковой анализ слова «ДОМ». Сравнение  слов по звуковому составу. Составление предложений по заданию.

№____

18.

Звуковой анализ слова «дым». Составление предложений с соединительным союзом «и»

№____

19.

Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук»

№____

20.

Беседа о зиме. Звуковой анализ слова «шар». Составление предложений из двух, трех, четырех слов.

№____

21.

Звуковой анализ слова «жук» и «лук». Словоизменение.

№____

22.

Подбор определений к именам существительным. Пересказ текста по графической схеме. Составление графической схемы предложений с предлогами.

№____

23.

Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия  «согласный звук».

№____

24.

Звуковой анализ слов «нос» и «рот». Закрепление понятия «согласный звук».

№____

25.

Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов «кот» и «кит».

№____

26.

Закрепление понятия «мягкий согласный звук». Деление на слоги двух-, трехсложных слов.

№____

27.

Звуковой анализ слова «осы».

№____

28.

Звуковой анализ слова «роза». Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.

№____

29.

«Весенние деньки». Звуковой анализ слова «луна».

№____

30.

Звуковой анализ слова «лиса». Сравнительный анализ звуковой схемы слов «луна» и «лиса».

№____

31.

Звуковой анализ слова «муха». Поисковая деятельность в области грамматики.

№____

32.

Звуковой анализ слова «сани». Поисковая деятельность в области грамматики.

№____

Итого: 32 занятия

        


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(второй год обучения)

Тема непосредственно образовательной деятельности

№ карточки

Дата плановая

Дата фактическая

1.

«Азбука – к мудрости ступенька». Гласный звук «А», буква «А»

2.

Закрепление звук и буква «А»

3.

Гласный звук «У», буква «У». место звука в словах «утка», «арбуз», «кенгуру».

4.

«Ученье – путь к уменью». Закрепление звук и буква «У»

5.

Закрепление звуков А,У, букв и слогов.

6.

Гласный звук «О», буква «О»

7.

«Аз да буки – вот и все науки». Закрепление звук и буква «О».

8.

Согласный звук «М», «Мь», буква «М». Определение места звука в словах.

9.

Закрепление звук «М», «Мь», буква «М». Звуковой анализ слова «малыш»

10.

Закрепление звуков А,У,О,М. чтение и составление слогов.

11.

Согласный  звук С (С), буква С. определение места звука в трех позициях.

12.

Звук Х (Х), буква Х. определение слоговой структуры слов.

13.

Закрепление звуков и букв А,У,О,М,С,Х.

14.

Звук Ш, буква Ш.

15.

Анализ слогов ША, ШО,СА,СО,СУ.

16.

Сопоставление  звуков С и Ш. Узнавание согласных звуков.

17.

Согласный звук Л (Л), буква Л.

18.

Обобщение изученного. Гласные  А,У,О, согласные С,М,Х,Ш,Л.

19.

Гласный звук Ы, буква Ы.Место звука в двух позициях.

20.

Согласный звук Н (Н), буква Н.

21.

Закрепление звука Н (Н), буква Н. Восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения.

22.

Звук Р (Р), буква Р,р

23.

Закрепление звук Р (Р), буква Р,р. Написание большой буквы в именах людей.

24.

Сопоставление  звуков Р и Л.

25.

Обобщение пройденного.

26.

Звук  К (К), буква К.

27.

Продолжение работы по звуку К, букве К. закрепление знаний об ударном звуке.

28.

Закрепление звука К (К), Буквы К. Работа над предложением.

29.

Звук П (П), буква П.

30.

Закрепление звук П (П), буква П.

31.

Согласный звук Т (Т), буква Т.

32.

Закрепление звук Т (Т), буква Т.

33.

Гласный звук И, буква И.

34.

Закрепление гласный звук И, буква И.

35.

Согласный звук З (З), буква З.

36.

Сопоставление звука З и С.

37.

Звук В (В), буква В.

38.

Закрепление согласного звука В (В), буквы В.

39.

Согласный звук Ж, буква Ж.

40.

Закрепление звук Ж, буква Ж. сопоставление  Ж – Ш, ЖИ-ШИ.

41.

Звонкий согласный звук Б (Б), буква Б,б.

42.

Закрепление  звука Б (Б). Сопоставление Б-П.

43.

Звук Г (Г), буква Г.

44.

Закрепление звук Г (Г), буква Г. Сопоставление  Г и К.

45.

Звук Д (Д), буква Д.

46.

Сопоставление звуков Т и Д. Орфография и орфоэпическое чтение.

47.

Звук Й,  буква Й.

48.

Сопоставление звуков И и Й.

49.

Буква Ь – показатель мягкости в конце слога или слова.

50.

Ь (мягкий знак) в середине слова как знак мягкости.  Ь никогда не пишется в начале слова.

51.

Закрепление звуков Д,Т,И,Й и букв Т,Д,И,Й,Ь в конце и середине слова.

52.

Звук Е, буква Е,е.

53.

Закрепление звук Е, буква Е,е.

54.

Гласный звук Я, буква  Я.

55.

Закрепление гласный звук Я, буква  Я.

56.

Гласный звук Ю, буква  Ю.

57.

Закрепление гласный звук Ю, буква Ю.

58.

Гласный звук Ё, буква  Ё,ё.

59.

Закрепление гласный звук Ё, буква  Ё,ё. Ударный слог (повторение)

60.

Глухой гласный звук Ц, буква Ц.

61.

Глухой гласный звук Ч, буква Ч.

62.

Сопоставление звуков Ч и Ц.

63.

Звук Щ, буква Щ.

64.

Двойные согласные. Алфавит.

Итого: 64 занятия


Перечень литературы использованной при составлении программы.

  1. Богданова Q.A. Скороговорки. Л., 1989.
  2. Баранников И. В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках.
    В двух частях. Изд. 5-е. М., 1987.
  3. Бугрименко   Е.А.,   Цукерман   Г.А,   Чтение   без   принуждения.
    М., 1993.
  4. Буре Р. С. Готовим детей к школе. М., 1987.
  5. Баренцева Я. С, Старжинская Н.С. Подготовка к обучению гра
    моте в детском саду. Минск, 1992.
  6. Горецкип В.Г. Обучение в первом классе. М., 1973.
  7. Волина В.В. Праздник числа. М., 1993.
  8. Джежелеи О.В. Помогайка. М., 1994.
  9. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. Изд. 3-е.
    М., 1966.
  10. Кирюшин В. А. Методическое руководство к пособию «Схемы для
    слого-звукового и звуко-буквенного анализа слов при обучении детей грамоте». М., 1990.
  11. Кларина Л.М, Дети и знаки. М., 1993.
  12. Климанова Л.Ф. Упражнения для работы над техникой чтения.
    Методические рекомендации. М., 1975.
  13. Климанова Л.Ф. Чнталочка. М., 1994.
  14. Логинова В. И. Лабораторный практикум по дошкольной педа
    гогике и методикам. М., 1981.
  15. Логинова Б.И., Бабаева Т.И. «Детство». Программа развития и
    воспитания детей в детском саду. С.-Пб, 1995.
  16. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М„ 1983.
  17. Нечаева Н.В. Обучение грамоте.   Организация литературного
    творчества. Методические рекомендации. М., 1994.
  18. Агеева И. Д. Веселые загадки-складки и загадки-обманки
    для всех школьных праздников. М.: ТЦ «Сфера», 2002.
  19. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Методическое пособие для воспитателя детского сада.— 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  20. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Форми рование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей.— 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  21. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5—7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2003
  22. Безруких М. М. Чему и как учить ребенка до школы. М.:
    Вентана-Граф, 2004.
  23. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме:


ПРИЛОЖЕНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Подвижная» азбука или наборное полотно с ячейками для
    тридцати трех букв (по 10—12 карточек с каждой буквой, высота
    букв — 6 см); используется для составления слогов, слов, слоговых таблиц на фланелеграфе. С обратной стороны, каждой карточки-буквы надо приклеить кусочек бархатной или наждачной бумаги.
  • Фланелеграф  размером  80x100  см.  Изготавливается из одноцветной фланели, натянутой на плотный картон.
  • Индивидуальные разрезные азбуки. Можно использовать готовую «Кассу букв, слогов и счета» (ПО «Парус». Арт. 2С142). Желательно из плотного полиэтилена сшить дне кассы с ячейками: одну — для букв (размером 14x21 см, 5 ячеек по горизонтали, 7 — по вертикали), другую — для слогов (размером 22x32 см, 10 ячеек по горизонтали, 15 — по вертикали). Обе заполняются постепенно по мере прохождения букв. Такие кассы удобны в
    работе, поскольку буквы и слоги не высыпаются из ячеек.
  • Карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием изображенного — с другой. Ребенок сначала читает, а затем, перевернув карточку, рассматривает рисунок.
  • Индивидуальные карточки. Каждому ребенку дается индивидуальное задание: вместе с родителями вырезать из старых газет и журналов, а затем наклеить на картон по 3 слова с заданным звуком (буквой) в трех позициях — в начале, в середине и в конце слова. (Мелкий газетный шрифт исключается.)

ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЗВУКОВ И БУКВ

  • Гласные А, V, О.
  • Согласный звук М (М'), буква М. Закрепление.
  • Согласные С (С), X (X'). Закрепление А, У, О, М, С, X.
  • Звук Ш, буква Ш; анализ слогов ЩА, ШО, ШУ, СА, СО,
    СУ. Сопоставление С и Ш.
  • Согласный звук Л (Л'), буква Л. Обобщение предыдущего.
  • Гласный Ы.
  • Согласные Н (Н'), Р (Р'). Сопоставление звуков Р и Л.
    Обобщение.
  • Звуки К (К*), П (П')т Т (Г). Закрепление.
  • Гласный И.
  • Согласные В (В1), 3 (3'). Сопоставление 3 и С.
  • Звуки Ж, Б (Б1), Г (Г), Д (Д'). Сопоставление Д и Т.
  • Звук Й. Сопоставление И и Й.
  • Ь — показатель мягкости.
  • Закрепление Д, Т, И, Й, Ь.
  • Гласные Я, Ю, Ё,
  • Согласные Ц, Ч. Сопоставление.
  • Звуки Щ, Ф (Ф1).
  • Гласный Э.
  • Ъ, Ь — разделительные знаки.
  • Удвоенные согласные.
  • Закрепление пройденного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Читалочка" по обучению чтению дошкольников в условиях ДОУ.

Перспективное планирование занятий кружка по обучению чтению «Читалочка» График работы кружкаПлан работы кружка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по обучению чтению дошкольников «Читарики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образованияпо обучению чтению дошкольников «Читарики»Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет.Для ...

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевое развитие»Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте             ...

Дополнительная общеразвивающая Программа По подготовке к обучению чтению «Читай-ка»

Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие«Занимательное обучение чтению» Ковригино...

Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.

Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....

Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.

Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...