НОД Гласный звук «У». Буква У.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кузнецова Светлана Александровна

Тема: Гласный звук «У». Буква У.

Цели: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха;

 познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением – квадрат красного цвета;

 развивать логическое мышление;

 познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У»,

воспитывать интерес к звуковой стороне речи.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Ребята, послушайте загадку и узнаете кто к нам пришел сегодня в гости.

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.
 

Правильно это утенок - Утя. Кто скажет, на какой звук начинается его имя?

Первый звук в этом слове У.

Дети. На звук [у].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zvuk_u_bukva_u.odt21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гласный звук «У». Буква У.

Цели: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха;

 познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением – квадрат красного цвета;

 развивать логическое мышление;

 познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У»,

воспитывать интерес к звуковой стороне речи.

Ход занятия

I. Организационный момент. 

Ребята, послушайте загадку и узнаете кто к нам пришел сегодня в гости.

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

  Правильно это утенок - Утя. Кто скажет, на какой звук начинается его имя? 

Первый звук в этом слове У.

Дети. На звук [у].

II. Актуализация знаний. 

Восп. Правильно. А определите, какой это звук: гласный или согласный?

Дети. Гласный.

Восп. Правильноа как вы догадались?

Дети. Потому что его можно петь.

Восп. Гласные тянутся в песенке звонкой,

        Могут заплакать и закричать.

        Могут в кроватке баюкать ребенка,

        Но не желают свистеть и ворчать.

- Давайте вместе произнесем звук «У», нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем.

Игра «Кто самый внимательный?»

Перед вами 2 полоски: короткая и длинная. Если я вам покажу длинную полоску, то вы произносите звук У долго, если короткую, то коротко.

III. Изучение нового материала. 

А сейчас я просчитаю еще одно четверостишие, а вы запоминайте, слова со звуком [у].

        Улитка просит уточку:

        -Закинь-ка в речку удочку.

        Уточка закинула-

        Уклейку-рыбку вынула

Какие слова вы услышали со звуком [у],давайте назовем их.

Дети. Улитка, уточка, удочка, уклейка.

Восп. Молодцы. Все эти слова начинаются на звук [у]. Но есть слова, ребята, где звук [у] встречается в середине слова или в конце. Я вам предлагаю  поиграть в игру.

 Я буду называть слова, если звук [у] встречается в начале слова - вы хлопаете в ладоши, если в конце – вы топаете ножками, а если в середине - то вы киваете головой (или приседаете).

Утка, улитка, дуб, утюг, какаду, тумбочка, лук, уши, суп, уж, ау, шоу, бусы, бабушка.

- Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)

- У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем).

Звук «У» обозначается буквой У (показываю). Давайте рассмотрим на что она похожа. (показываю картинку): У — похожа на заячьи уши, на рогатку.

- Посмотрите на букву У.

«У» — сучок.

                 В любом лесу

                Ты увидишь букву «У».

Из скольких палочек она состоит? (из двух). Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая – короткая.

- С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой (с левой стороны).

- Давайте пропишем букву У в «воздухе».

- А теперь давайте пересядем за столы, на столе лежат счетные палочки возьмите по две палочке и сложите букву «У» у себя на столе (дети выполняют задание).

- Проведите указательным пальчиком по этой букве.

- Какую букву вы сложили?

- Ребята, посмотрите как ещё можно сделать букву «У»

      Распрямленную ладошку наклони теперь немножко, карандаш потом возьми, между пальцами зажми, станет ясно самому, это будет буква У.  Получилось, ребята?

Упражнение «Волшебный мешочек»

Педагог. Давайте поможем утенку Ути разобрать картинки, которые лежат

вот в этом волшебном мешочке. (по домикам, где находиться звук «у» в словах — в начале, середине или в конце слова).

Картинки: утюг, лук, улитка, губы, груша, утка, уж, удочка, какаду, арбуз, петух, ау.

Педагог. Молодцы!

Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Итог. Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? (У).

Запомните букву, которая обозначает этот звук. Какая это буква? Дети: гласная.

Воспитатель: Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву У?  Дети: 2.

Воспитатель: А кто вспомнит слова, которые начинаются на звук [у].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Гласные звуки и буквы"

Цель: обобщение знаний о гласных звуках и буквах....

Путешествие в Страну гласных звуков и букв.

Занятие по подготовке детей  к обучению грамоте....

Конспект НОД по обучению грамоте "Гласные звуки и буквы"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе. Обобщение пройденного материала по гласным звукам и буквам. Закрепить правильное произношение глас...

Конспект логопедического занятия :Гласные звуки и буквы

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте на тему :Гласные звуки и буквы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - закреплять понятие «гласный звук»; - закреплять навы...

Домашние логопедические задания (гласные звуки и буквы)

Предлагается материал, который может быть использован для домашних заданий  при знакомстве с гласными звуками и буквами (а, у, о, и, ы, э)...

Конспект НОД "Спешим на помощь к гласным звукам и буквам"

Конспект НОД  по обучению детей грамоте    включает в себя интеграцию образовательных  областей: познание, коммуникацию, музыку, чтение художественной литературы, конструирование....