Тема «Квест – готовимся к школе»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Стерляхина Анна Андреевна
  1. Приоритетная образовательная область: подготовка к обучению грамоте.
  2. Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
  3. Цель занятия: формирование фонематических процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_kvest_-_gotovimsya_k_shkole.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Квест – готовимся к школе»

Стерляхина Анна Андреевна, воспитатель

1 квалификационная категория

  1. Приоритетная образовательная область: подготовка к обучению грамоте.
  2. Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
  3. Виды деятельности и формы взаимодействия с детьми:

наглядные (образец, зрительное соотнесение); практические (дидактические игры и упражнения, продуктивные виды детской деятельности); словесные (инструкция, загадки, объяснения).

  1. Цель занятия: формирование фонематических процессов (фонематические слух и восприятие, фонематические анализ и синтез, фонематические представления).
  2. Образовательные задачи:
  • Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные звонкие и глухие).
  • Совершенствовать фонематический слух (учить выделять звук в слове, определять его место в слове).
  • Формировать фонематический анализ и синтез.
  • Развивать слоговой анализ и синтез (умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов).
  • Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
  • Развивать зрительно-пространственные представления.
  1. Словарная работа: канцелярские принадлежности.
  2. Материально-технические и дидактические ресурсы: алгоритмическое поле, карточки со словами, карточки (синие, красные, зелёные), магниты, магнитная доска, карточки с буквами, робо-мышь, карточки с цифрами, карта-маршрут, конверты, мяч, цветные геометрические фигуры.
  3. Предварительная работа: упражнять в построении алгоритмов для робо-мыши, упражнять в умении проводить звуко-буквенный анализ.
  4. Ход деятельности

(1 мин) Орг. момент:

Воспитатель. Ребята, скажите, а с каким настроением лучше получать новые знания и почему?

Дети. С хорошим, позитивным настроением.

Воспитатель. А какое у вас настроение?

Дети. Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель. Чтобы настроение оставалось позитивным, давайте встанем в круг и поделимся своим хорошим настроением друг с другом.

Дети становятся в круг

Воспитатель:

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Основная часть

(1 мин) Воспитатель. Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила вот такую карту. К карте приложена записка:

 «Дорогие ребята, группы «Одуванчик»! Пишет вам директор школы. Я знаю, что в этом году вы выпускаетесь из детского сада и пойдёте ко мне учиться в 1 класс. А чтобы узнать, как вы готовы к обучению в школе, я для вас подготовил сюрприз. Вы сможете отыскать его, только если решите все задания правильно!»  

- Давайте вместе отправимся по маршруту карты и найдём, что же спрятано, согласны?

Воспитатель открывает карту, читает:

- «От заданной точки 2 шага вперёд, 2 шаг влево, 3 шага вперёд…».

Воспитатель. Здесь конверт с заданием. Ну что, постараемся выполнить? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.

Воспитатель. Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.

(4 мин) 1 задание: «Буквы и звуки»

- Давайте вспомним, а из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков).

- Правильно ребята, чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

- Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными).

- Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом).

- Давайте построим маршрут для мыши так, чтобы она собрала только гласные звуки (а, о, у, и, ы, э).

- Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими).

- Как определить звонкий и глухой согласные звуки? (приложить ладонь к горлу, если будет ощущаться вибрация – звук звонкий, если вибрации не будет – звук глухой).

- Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим).

- Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым).

- Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились. Открываем второй конверт и читаем следующее задание.

(4 мин) 2 задание. Чтение маршрута. «Назови первый звук»

Воспитатель. А теперь, нужно узнать, каким же должен быть настоящий ученик. Вставайте в круг, я буду кидать вам мяч, а вы назвать качества настоящего ученика, и назвать первый звук в слове, давать характеристику первому звуку.

Умный – 1 звук У гласный. Внимательный – 1 звук В согласный, твёрдый, звонкий.

(5 мин) 3 задание. Чтение маршрута. «Отгадай загадку»

Воспитатель. А вот и вторая загадка:

Стоит дом,

Кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

- Отгадка зашифрованное слово, а для этого нам нужно расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.

О Л Ш А К

3  4  1  5  2

Дети расставляют буквы по цифрам и получают слово. Затем составляют схему слова и проводят звуко-буквенный анализ. Перепутанные буквы записаны на доске, дети работают за столами. Один ребёнок работает у доски.

В слове школа два слога, ударный слог первый. В этом слове пять звуков:

Первый звук – Ш – согласный, твёрдый, глухой; обозначаем синим квадратом;

Второй звук – К – согласный, твердый, глухой; обозначаем синим квадратом;

Третий звук – О – гласный, ударный, обозначаем красным квадратом;

Четвёртый звук – Л – согласный, твёрдый, звонкий; обозначаем синим квадратом;

Пятый звук – А – гласный, безударный, обозначаем красным квадратом.

Воспитатель. Да, так и называется дом, где все приобретают знания: Школа. Загадку мы отгадали и с заданием справились.

(5 мин) 4 задание. Чтение маршрута. «Подели слова на слоги и определи их количество»

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на поле лежат таблички с цифрами (1,2,3). Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Как определить количество слогов в слове? (по количеству гласных звуков) Если 1 слог, вы кладёте карточку под табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3.

Воспитатель. Задание понятно? Начали.

Слова: ластики, рюкзак, книга, тетрадь, карандаш, ножницы, кисть, клей, мяч.

Воспитатель. Что за слова вам попались? Для чего нужны все эти предметы?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы мы справились еще с одним заданием.

(5 мин) 5 задание. Чтение маршрута. Дидактическая игра "Подбери слова к предложенному слогу"

Воспитатель. Ребята, посмотрите на доску, здесь несколько слогов. Вы должны подобрать картинку со словом, в котором есть такой же слог в начале, в середине или в конце слова.

Детям предлагается слог, по которому подбираются слова.

"ПЕ" : пенал, пена, перо

"ЛИ" : лимон, листья, линейки

"КА" : карандаш, ручка, точилка

Воспитатель. Что из этих предметов вам пригодиться в школе? Как назвать эти принадлежности одним словом? (канцелярские - это изделия и принадлежности, используемые для переписки и оформления бумажной документации, учебы, творчества).

Ответы детей.

(2 мин) 6 задание. Последний конверт: «Ребята, какие вы молодцы, что справились со всеми заданиями. Значит, вы готовы идти в школу. Поздравляю вас! Чтобы получить приз загляните в…..К З Ю К Р А» - нужно составить из букв слово.

Воспитатель. А вот и сюрприз!

(2 мин) Рефлексия: 

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и нашли клад. Что же это и как нам пригодиться?

Ответы детей.

Воспитатель. Скажите, вам понравилось наше занятие? Чему вы научились?

Ответы детей.

Воспитатель.  Кто справился со всеми заданиями без труда – встаньте на зелёные кружки, те, кому было сложно – на синие квадраты, а те, кому было очень сложно выполнять задания – на красные треугольники.

Желаю вам больших успехов и новых знаний в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия для детей дошкольного возраста с ОНР. Тема: «Мы готовы к школе».

Формирование готовности к школе - одна из главных задач в работе педагогов дошкольного учреждения....

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».

Конспект НОД по формированию элементарных  математических представлений для детей подготовительной к школе группе на тему «Готовимся к школе».Цель: Учить составлять арифметические зад...

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...

Квест- готовимся к школе

формировать у детей высокий уровень мотивации посредством внедрения в образовательный процесс новой формы игровой деятельности – квеста, систематизировать полученные знания о школе....