НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Автор Титко В.В. Воспитатель ГБДОУ № 7 г. Санкт-Петербург

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Учить слышать звук [э], обозначать его буквой э.

Задачи:

  • Учить читать слова и предложения с новой буквой;
  • Повторить и закрепить знания о звуках.
  • Продолжать учить различать гласные и согласные.
  • Закреплять умение находить местонахождение звука.
  • Продолжать учить выполнять анализ слова: делить слова на слоги.
  • Развивать устную речь, логическое мышление, внимание. Мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать желание помощь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
  • Способствовать развитию звукового и фонематического слуха
  • осваивать приёмы логического мышления и образно выражать свои мысли
  • Учить детей изготавливать книжки – малышки, показать разные способы соединения листов.
  • Развивать фантазию, творческую активность.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: Дерево – яблоня, печка, речка, буква «Э», корзина с яблоками, письмо, пластилин, доска для лепки, салфетки, ширма, куклы Баба-Яга и Иванушка, задания на карточках, мольберт, цветные карандаши, тетради, ручки.

 

Содержание образовательной деятельности.

Дети сидят на стульчиках

Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать загадку?

«В сказке небо синее.

В сказке птицы страшные,

Яблонька спаси меня,

Реченька спаси меня.» (Гуси-лебеди.)

- Ребята нам пришло письмо от Алёнушки, она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе-Яге.

- Поможем Алёнушке? (Да!)

- Чтобы начать путешествие по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Ра-ра-ра – начинается игра,

Са-са-са-ждут в пути нас чудеса 

Выбегает Яга под музыку. (Кукла за ширмой.)

Баба-Яга(голос)

- Вы зачем сюда явились?

- Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его. (убегает Баба-Яга).

Воспитатель: Ребята, где живёт Баба-Яга? (В дремучем лесу, глухом, тёмном.)

Фонетическая зарядка:

В лесу воют волки У-У-У

Шелестят листья Ш-Ш-Ш

Ползают и свистят змеи С-С-С

- Что мы произнесли? (Звуки)

- Что такое звуки? ( Мы слышим и произносим.)

- Какие бывают звуки? (гласные, согласные.)

- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (Те звуки, которые мы поём, называются гласными, воздух проходит свободно, ни где, не встречая преград.)

- Ребята, а давайте мы сейчас с вами отправимся в лес, а в лесу полно чудес. Чтобы мы не потерялись, пойдём цепочкой (держимся за руки, идём под музыку).

(Печка стоит)

Воспитатель: Смотрите в пути у нас печка стоит. Давайте спросим, может печка знает, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Воспитатель и дети: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Выполните мои задания, скажу.

Загадки:

Мимо рощи, мимо яра                    Сам вагон открыл нам двери,

Мчит без дыма и без пара              В город лестница ведёт.

Паровозная сестричка,                  Мы своим глазам не верим:

Кто такая? (электричка)                Все стоят, она идёт. (экскалатор)

К нам во двор забрался крот,        Дом – стеклянный пузырёк,

Роет землю у ворот.                      И живёт в нём огонёк.

Тона в рот земли войдёт,              Днём он спит, а как проснётся,

Если крот откроет рот.                 Ярким пламенем зажжётся.

(экскаватор)                                (электрическая лампочка)

- Какой звук встречается в каждой отгадке? ([э])

- Когда мы произносим звук [э], воздух свободно выходит изо рта.

- Произнесите: Э-Э-Э.

- Гласный или согласный звук [э]? (гласный)

Печка: Молодцы, ребята! Справились! По пути вам встретится дерево, оно подскажет, куда полетели гуси-лебеди.

Дети держась за руки, идут под музыку «змейкой».

Воспитатель: Ребята смотрите дерево?

- Что это за дерево? (Яблоня.)

- Давайте, спросим у яблони, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Воспитатель и дети: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Поиграйте в мою игру, тогда скажу (игра «Услышьте звук»)

Будем хлопать в ладоши один раз, если услышим звук [э] в начале слова, два раза – если в середине и три раза – если в конце.

Эмма, эхо, поэт, эра, поэма, эгоист, экран, поэзия, этика, этикет, этикетка, эскимо, эскалатор, эй, мэр, экология, этаж, энергия.

Яблоня: Молодцы, ребятки! Справились с заданием! По пути вам встретиться речка, спросите её, она вам подскажет, куда идти дальше.

Воспитатель: Ребятки, немножко отдохнём?

Физминутка:

Руки подняли и покачали (это деревья в лесу)

Руки согнули и тихо встряхнули (это деревья в лесу)

Руки подняли, плавно помашем (это к нам птицы летят)

Как они сидят, тоже покажем (руки положим назад).

Речка в пути стоит.

Воспитатель: Хорошо, смотрите ребятки мы до речки дошли, может речка знает, куда гуси-лебеди Иванушку унесли! Давайте спросим?

Воспитатель и дети: Речка, речка скажи, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Речка: Чтобы меня пройти, надо выполнить моё задание.

Работа в тетрадях.

Речка: Молодцы, справились с заданием! Улетели гуси-лебеди к Бабе-яге.

Воспитатель: Вот мы и речку с вами прошли! Пойдёмте дальше. 

Физминутка:

В тёмном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперёд (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-Яга живёт (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

- Ребята посмотрите, что это

На опушке на дорожке,

Стоит дом, на курьих ножках. (Изба)

Появляется Баба-Яга (игрушка)

Баба-яга: Ого, опять явились сюда, всё вам неймётся?

Воспитатель: Ну что Баба-яга, верни нам Иванушку!

Баба-яга: Ох, хитрые какие! Просто так хотите заполучить Иванушку?

Не выйдет! Сначала сыграйте со мной в игру «Доскажи словечко»

• Часто к озеру напиться ходит рыжая ….(лисица)

• Десять дней Айболит не ест, не пьет и не ….(спит)

• Динь-дон,динь-дон в переулке ходит ….(слон)

• На даче в лесу были разные птицы, сороки, стрижи, воробьи и ….(синицы)

• Лежебока рыжий кот, отлежал себе …. (живот).

А теперь «Раздели слова на слоги». Я вам буду показывать картинки, а вы будете называть слова, сколько слогов в этом слове, столько сделаете хлопков.

Воспитатель: Ребята, будьте внимательны. (дети выполняют хлопки).

• Избушка (3)

• Корзина (3)

• Иванушка (3)

• Печка (2)

• Яблоня (3)

• Старушка (3)

Баба-яга: Спасибо, вы порадовали меня и выполнили все задания, забирайте своего Иванушку!

Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой Бабы-яги,

Вот яблоня передала яблоки, угощайтесь!

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы съедим угощения, вспомните, что мы делали сегодня?

- Что понравилось вам?

- Какие задания показались интересными? (ответы детей).

- Молодцы, мне понравились ваши ответы, были активны.

А теперь давайте смастерим книжки малышки и нарисуем в них сказку «Гуси-лебеди».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniyu_gramote.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Автор Титко В.В. Воспитатель ГБДОУ № 7 г. Санкт-Петербург

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Учить слышать звук [э], обозначать его буквой э.

Задачи:

  • Учить читать слова и предложения с новой буквой;
  • Повторить и закрепить знания о звуках.
  • Продолжать учить различать гласные и согласные.
  • Закреплять умение находить местонахождение звука.
  • Продолжать учить выполнять анализ слова: делить слова на слоги.
  • Развивать устную речь, логическое мышление, внимание. Мелкую моторику пальцев рук.
  • Воспитывать желание помощь слабым, доброжелательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
  • Способствовать развитию звукового и фонематического слуха
  • осваивать приёмы логического мышления и образно выражать свои мысли
  • Учить детей изготавливать книжки – малышки, показать разные способы соединения листов.
  • Развивать фантазию, творческую активность.
  • Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: Дерево – яблоня, печка, речка, буква «Э», корзина с яблоками, письмо, пластилин, доска для лепки, салфетки, ширма, куклы Баба-Яга и Иванушка, задания на карточках, мольберт, цветные карандаши, тетради, ручки.

 

Содержание образовательной деятельности.

Дети сидят на стульчиках

Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать загадку?

«В сказке небо синее.

В сказке птицы страшные,

Яблонька спаси меня,

Реченька спаси меня.» (Гуси-лебеди.)

- Ребята нам пришло письмо от Алёнушки, она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к Бабе-Яге.

- Поможем Алёнушке? (Да!)

- Чтобы начать путешествие по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Ра-ра-ра – начинается игра,

Са-са-са-ждут в пути нас чудеса 

Выбегает Яга под музыку. (Кукла за ширмой.)

Баба-Яга(голос) 

- Вы зачем сюда явились?

- Не отдам я вам Иванушку, не найдете вы его. (убегает Баба-Яга).

Воспитатель: Ребята, где живёт Баба-Яга? (В дремучем лесу, глухом, тёмном.)

Фонетическая зарядка:

В лесу воют волки У-У-У

Шелестят листья Ш-Ш-Ш

Ползают и свистят змеи С-С-С

- Что мы произнесли? (Звуки)

- Что такое звуки? ( Мы слышим и произносим.)

- Какие бывают звуки? (гласные, согласные.)

- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (Те звуки, которые мы поём, называются гласными, воздух проходит свободно, ни где, не встречая преград.)

- Ребята, а давайте мы сейчас с вами отправимся в лес, а в лесу полно чудес. Чтобы мы не потерялись, пойдём цепочкой (держимся за руки, идём под музыку).

(Печка стоит)

Воспитатель: Смотрите в пути у нас печка стоит. Давайте спросим, может печка знает, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Воспитатель и дети: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Выполните мои задания, скажу.

Загадки:

Мимо рощи, мимо яра                    Сам вагон открыл нам двери,

Мчит без дыма и без пара              В город лестница ведёт.

Паровозная сестричка,                  Мы своим глазам не верим:

Кто такая? (электричка)                Все стоят, она идёт. (экскалатор)

К нам во двор забрался крот,        Дом – стеклянный пузырёк,

Роет землю у ворот.                      И живёт в нём огонёк.

Тона в рот земли войдёт,              Днём он спит, а как проснётся,

Если крот откроет рот.                 Ярким пламенем зажжётся.

(экскаватор)                                (электрическая лампочка)

- Какой звук встречается в каждой отгадке? ([э])

- Когда мы произносим звук [э], воздух свободно выходит изо рта.

- Произнесите: Э-Э-Э.

- Гласный или согласный звук [э]? (гласный)

Печка: Молодцы, ребята! Справились! По пути вам встретится дерево, оно подскажет, куда полетели гуси-лебеди.

Дети держась за руки, идут под музыку «змейкой».

Воспитатель: Ребята смотрите дерево?

- Что это за дерево? (Яблоня.)

- Давайте, спросим у яблони, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Воспитатель и дети: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Поиграйте в мою игру, тогда скажу (игра «Услышьте звук»)

Будем хлопать в ладоши один раз, если услышим звук [э] в начале слова, два раза – если в середине и три раза – если в конце.

Эмма, эхо, поэт, эра, поэма, эгоист, экран, поэзия, этика, этикет, этикетка, эскимо, эскалатор, эй, мэр, экология, этаж, энергия.

Яблоня: Молодцы, ребятки! Справились с заданием! По пути вам встретиться речка, спросите её, она вам подскажет, куда идти дальше.

Воспитатель: Ребятки, немножко отдохнём?

Физминутка:

Руки подняли и покачали (это деревья в лесу)

Руки согнули и тихо встряхнули (это деревья в лесу)

Руки подняли, плавно помашем (это к нам птицы летят)

Как они сидят, тоже покажем (руки положим назад).

Речка в пути стоит.

Воспитатель: Хорошо, смотрите ребятки мы до речки дошли, может речка знает, куда гуси-лебеди Иванушку унесли! Давайте спросим?

Воспитатель и дети: Речка, речка скажи, куда гуси-лебеди Иванушку унесли?

Речка: Чтобы меня пройти, надо выполнить моё задание.

Работа в тетрадях.

Речка: Молодцы, справились с заданием! Улетели гуси-лебеди к Бабе-яге.

Воспитатель: Вот мы и речку с вами прошли! Пойдёмте дальше. 

Физминутка:

В тёмном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперёд (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-Яга живёт (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

- Ребята посмотрите, что это

На опушке на дорожке,

Стоит дом, на курьих ножках. (Изба)

Появляется Баба-Яга (игрушка)

Баба-яга: Ого, опять явились сюда, всё вам неймётся?

Воспитатель: Ну что Баба-яга, верни нам Иванушку!

Баба-яга: Ох, хитрые какие! Просто так хотите заполучить Иванушку?

Не выйдет! Сначала сыграйте со мной в игру «Доскажи словечко»

• Часто к озеру напиться ходит рыжая ….(лисица)

• Десять дней Айболит не ест, не пьет и не ….(спит)

• Динь-дон,динь-дон в переулке ходит ….(слон)

• На даче в лесу были разные птицы, сороки, стрижи, воробьи и ….(синицы)

• Лежебока рыжий кот, отлежал себе …. (живот).

А теперь «Раздели слова на слоги». Я вам буду показывать картинки, а вы будете называть слова, сколько слогов в этом слове, столько сделаете хлопков.

Воспитатель: Ребята, будьте внимательны. (дети выполняют хлопки).

• Избушка (3)

• Корзина (3)

• Иванушка (3)

• Печка (2)

• Яблоня (3)

• Старушка (3)

Баба-яга: Спасибо, вы порадовали меня и выполнили все задания, забирайте своего Иванушку!

Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от злой Бабы-яги,

Вот яблоня передала яблоки, угощайтесь!

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы съедим угощения, вспомните, что мы делали сегодня?

- Что понравилось вам?

- Какие задания показались интересными? (ответы детей).

- Молодцы, мне понравились ваши ответы, были активны.

А теперь давайте смастерим книжки малышки и нарисуем в них сказку «Гуси-лебеди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте с детьми 6-7 лет «Путешествие по сказке Гуси - лебеди».

Цель занятия: Совершенствовать фонематический слух.Задачи:Обучающие:- закрепить умение находить место звука в словах;-закрепить умение определять место слов в предложении;- закрепить умения делить сло...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ОНР "Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»"

НОД построена на основе сказочного сюжета. В контексте сказки детям с ОНР легче воспринимать развернытые инструкции и выполнять различные задания, направленные на развитие речевых и неречевых функций....

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Программное содержание:1. Закрепить знания детей о пройденных буквах.2. Составлять и читать  слоги  и односложные слова.З. Подбирать  прилагательные к сущ. ср.р.4. Образовывать  от...

«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментирования с детьми подготовительной группы.

«Необыкновенное путешествие по сказке Гуси - лебеди» Обучение грамоте (речевое развитие) с элементами экспериментированияс детьми  подготовительной группы....