22.05.2023 г. Уроки грамоты Конспект-сценарий. Звук и буква Й.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Ливашова Фатима Михайловна

Знакомство детей с буквой и звуком Й

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_gramota_office_word_3.docx17.15 КБ
Файл prilozhenie_gramota.docx12.06 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки грамоты  

                             Конспект-сценарий. Май

                                    Звук и буква Й.

Цель: Знакомство детей со звуком и Буквой Й.  

Задачи:  

    1.  Закреплять умение определять характеристики звука.  

    2.  Формировать навыки чтения  

    3.  Развивать умение проводить наклонные линии.  

    4.  Закреплять представления о звуке и букве Р.  

    5.  Продолжать учить различать твёрдые звуки от мягких.  

Оборудование:  

    1.Кубики и таблица Зайцева  

    2. Приложение 1 (на каждого ребёнка)  

    3. Карандаш  

                                       Ход занятия

Воспитатель:      Поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая игра «Шла собака»  

 Шла собака через мост,

         Изображаем  всеми  пальцами  шагающую  собаку –  средний  палец  оттопырен  вперёд  

                         (голова), остальные идут по столу.

 Четыре лапы, пятый — хвост.  

         Показываем четыре пальца, поднятые вверх, большой прижат к ладони. На  

        слово «пятый» зажимаем все пальцы, а большой поднимаем вверх.

Если  мост обвалится,  

 Две  ладони  ставим  вместе  тыльной  стороной  вверх,  ладони  касаются  кончиками  

         пальцев – это будет мост. Изобразите, как мост обваливается.  

То собака свалится.  

      Разведите  руки  в  стороны  и  пожмите  плечами,  как  бы  изображая  удивление,  

                                       недоумение.  

Чтобы ей не потонуть,  

 Ты беги её тянуть!  

Воспитатель: Как рычит собака?  Р-р-р-р-р… Какой звук вы сейчас произнесли? (отв. детей)  

А с какой буквой дружит звук Р? (отв. детей) На каком кубике живёт буква Р? (отв. детей: на  

сером) Найдите букву Р на таблице. Воспитатель даёт в руки указку и даёт возможность  

каждому  ребёнку  показать  букву.      Пропоём  песенки  с  буквой  Р.  (пропевают  склады  с  

буквой Л по таблице)  

Воспитатель:  Пришло  время  узнать,  что  же  произошло  с  нашими  друзьями,  Слышем  и  

Буковкой и Дракошей после того, как собачка-сторож пустила их на качели.   Наконец-то  Дракоша,  Слыш  и  Буковка  сели  на  огромные  качели.  Буковка  села  на  скамеечку, Слыш крепко взялся за ручки, а Дракоша стал раскачивать качели.  Они  раскачивались  сначала  медленно  и  невысоко,  а  потом  начали  раскачиваться  быстрее,  сильнее  и  выше.  Качели  взмывали  вверх,  а  потом  опускались  вниз  с  веселым  свистом: «й-й-й», «й-й-й»! У друзей захватывало дух, и им хотелось кричать от радости и  счастья, ветер раздувал их одежды, свистел в ушах, а качели все скрипели: «й-й-й». Когда  друзья вдоволь накатались, они сошли на землю, поблагодарили лохматого пса и пошли  погулять по парку.  Слыш  запомнил  песенку  качелей.  Он  размял  свой  веселый  язычок,  вспомнив  

несколько упражнений.  

                                      Упражнение для язычка.  

 Потренируем язычок и мы.  

        1. «Большие  качели»  —  улыбнуться,  открыть  рот,  поднимать  кончик  языка  на  

           верхнюю губу, опускать на нижнюю.  

        2. «Маленькие качелъки» — улыбнуться, открыть рот, поднимать кончик языка за  

           верхние зубы, опускать за нижние.  

Воспитатель:  

        — Й-й-й,— произнес Слыш. Попробуйте произнести этот звук и вы. Произнесите звук  

и обратите внимание на то, что язычок снова не хочет пропускать воздух.   Он выгнул спинку,  

прижал её к нёбу, но воздух всё равно весело загудел. Как вы думаете какой звук Й, гласный  

или  согласный?  (отв.  детей)   Конечно,  звук  Й  – согласный  звук.  Он  не  тянется  долго.  

Ниточка обрывается. Проверим. Й…Й…Й…Раз этот звук согласный, значит он может быть  

звонким или глухим. Проверим. Воспитатель определяет вместе с детьми, приложив  

ладошку к горлышку. Звук Р звонкий. Обратите внимание на то, как улыбаются наши губки,  

когда мы произносим этот звук. Й-й-й… Это говорит о том, что звук Й может быть только  

мягким. Пока мы определяли, какой звук Й, Буковка поспешила написать букву, которая  

дружит с этим звуком.  Ты ей шляпку подари  

 Станет краткой буква И.  

 Воспитатель обращает внимание детей на то, сходство и различие букв И и Й.  

Воспитатель: Буква Й согласная, звонкая., мягкая.  На каком кубике мы можем её найти?  

(отв. детей: серый маленький)  

Правильно, буква Й живёт на сером, маленьком, длинном кубике. Найдите её.  

Дети находят среди кубиков кубик с Й.  

Воспитатель: Вот кубик с буквой Й. Катя найди кубик с А, Егор ищет кубик с О и т.д.  

Воспитатель раздаёт задание детям для составления слогов.  

        Слоги для составления и чтения: ай, ой, уй, эй, ый, ий.  

        Слова для чтения: дай, лай, майка, зайка  

                  Воспитатель: Определим  сколько  слогов  в  словах,  которые  мы  с  вами  составили.  Дети  

произносят слово, одновременно прохлопывая его. Сколько хлопков, столько и слогов.  

После  этого  воспитатель  предлагает  детям  сесть  за  столы  и  выполнить  задание  

Приложения 1.  

Воспитатель:  

Букву Й мы изучали  

И немножечко устали,  

Фрукты дружно все съедим  

И гулять все побежим.                    Игра «Сколько слогов?»  



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Р- Р- Р- Р- Р- Р

Л- Л-Л-Л-Л-Л

веселым  свистом:

«й-й-й», «й-й-й»!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Слоги для составления и чтения:

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Слова для чтения:, лай, майка, зайка  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"

Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком  [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...

НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой И"

Тема: звук [и], буква и.Цели:-познакомить детей с гласным звуком  [и],-познакомить детей с буквой и,-познакомить детей с термином «предложение», с его графическим изображением,- развитие вн...

Конспект НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой Х"

Конспект НОД по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой Х"...