Готовность ребенка к обучению грамоте
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Повалюхина Инна Алексеевна

Успешное обучение ребенка в школе будет осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, произвольности, управляемости поведения и т.д.

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают специалисты, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает слабость и большую утомляемость мышц кистей рук. При подготовке детей к школе необходимо строить работу целенаправленно, систематически, планомерно, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_gramote.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Подготовила

учитель-дефектолог Повалюхина И.А.

Успешное обучение ребенка в школе будет осуществляться на основе определенного уровня дошкольной готовности, которая предполагает формирование у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и специальную подготовку. Для обучения в школе необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, произвольности, управляемости поведения и т.д.

Большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают специалисты, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук быстро устают. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает слабость и большую утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная деятельность нервной системы делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Поэтому ребенок не может длительное время правильно удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления движения кисти руки становятся все более неточными: размашистыми или слишком мелкими. Нередко утомление сочетается с трудностями зрительно-двигательной координации.

Чтобы сократить затраты физических, умственных, нервных сил, снизить психологическую нагрузку на ребенка, необходимо проводить значительную подготовительную работу.

Подготовку дошкольников к обучению грамоте проводят в нескольких направлениях:

а) гимнастика пальцев и кистей рук;

б) ориентирование на листе бумаги;

в) формирование элементарных графических навыков.

Гимнастика для пальцев и кистей рук проводится по 2–3 минуты в начале и в середине каждого занятия по подготовке к обучению грамоте. Упражнения по ориентированию на листе бумаги, как правило, проводится в конце занятия.

Гимнастика рук начинается с разминки: их сгибания и выпрямления. Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук. Обычно они имитируют действия с каким-либо реальным предметом. Например,

- "Красим забор": движение кистей рук вверх – вниз, затем вправо – влево.

- "Погладим котенка": плавные движения поглаживания сначала одной, потом другой рукой.

- "Курочка пьет водичку": локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмические наклоны рук вперед.

- "Музыканты": движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.

- "Солим суп": локти опираются на стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

Далее предлагаются упражнения на удержание кисти руки в определенной позе. Сначала ребенок действует каждой рукой поочередно, затем двумя руками одновременно. Например,

- "Зайчик": рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак; постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы – зайчик вытянул ушки. Можно предварить это упражнение загадкой о зайце, сопровождать действия считалкой, стихотворением, чистоговоркой.

-"Кольцо": рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Сначала выпрямляются большой и указательный пальцы и соединяются в кольцо. Остальные пальцы распрямляются и разводятся в стороны.

- "Гусь": рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак. Большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва.

- "Коза-дереза": пальцы зажаты в кулак. Выпрямляются указательный палец и мизинец. Упражнение сопровождается известной присказкой "Идет коза рогатая..." Упражнения для автоматизации движений и развития внимания состоят из серии последовательных действий. Они сопровождаются стихами, потешками, считалочками, ритм которых соответствует выполняемым движениям.

- "Пальчики поздоровались": кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Упражнение сначала выполняется одной, а затем двумя руками.

- "Цветок распустился": пальцы зажаты в кулак; каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки у цветка; большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Другой вариант этого упражнения: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней – цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках отводятся назад – цветок распустился.

- "Зайчик – кольцо": упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой, а далее обеими руками вместе.

- "Ладонь – кулак"; руки опираются на локти, ладони обращены друг к другу. Ладонь одной руки хлопает о другую, затем сжимается в кулак и вновь легко ударяет о ладонь другой руки. Затем положение рук меняется. Усложнение задания достигается за счет ускорения ритма.

Постепенно показ устраняется, остаются только словесные указания. Возвращаться к показу следует лишь в случае неправильных действий ребенка. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кистей рук каждого ребенка и точностью переключения с одного движения на другое.

Если ребенок не может самостоятельно принять нужную позу и выполнить требуемое движение, взрослый берет его руку и действует вместе с ним. В случае необходимости ребенок может поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Сначала объяснение взрослого сопровождается показом того, как надо выполнять каждое упражнение, то есть в значительной мере дети действуют по подражанию.

Формирование предпосылок графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки. Следовательно, для того чтобы ребенок в дальнейшем приобрел графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, ясно представить себе, из каких элементов она состоит и в каких пространственно-количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.

Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки. Работа проводится на листах большого формата и опирается на активную деятельность детей с игрушками и геометрическим материалом.

Например, чтобы ребенок научился различать верх и низ листа бумаги, ему предлагают выполнить задания типа: "Снежинки падают", "Бабочка на лугу".

Первое упражнение состоит в том, что под руководством педагога дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, или елочные украшения в верхнюю часть листа. Затем берут каждую снежинку и показывают, куда она падает (в низ листа). Свои действия ребенок сопровождает словами: "сверху вниз".

Подобным же образом выполняется и другое упражнение. Ориентируясь на показ взрослого и его словесные указания, а затем лишь по его словесным инструкциям дети перемещают бабочку (бумажную или пластмассовую) по листу бумаги, комментируя свои движения: "вверх – вниз", "снизу вверх".

Для отработки движения "слева направо" также используются игровые приемы, в которых дети действуют с мелкими игрушками. Например, самолет "разбегается" по взлетной полосе, машина "едет" из дома на дачу. Для обозначения дома и дачи в разных концах листа устанавливаются геометрические фигуры: дом – слева, а дача – справа. Свои действия дети сопровождают указанием направления движения: "слева направо".

Ориентированию на плоскости и запоминанию слов право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний помогает игра "Котята разбежались". На фланелеграфе или на листе бумаги размещены фигурки трех-четырех котят с шерсткой разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Дети называют место расположения котят: например, в середине. Педагого говорит: "Котята разбежались",– и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и сказать, где какой находится котенок. Например: "Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева" и т.д.

Эта игра имеет несколько вариантов. Например, "Что изменилось?": педагог располагает фигурки котят на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают "водящего", тот выходит из помещения, а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, водящий должен определить, что изменилось.

"Дрессированные котята". Ребенок-"дрессировщик" указывает место расположения каждого котенка. Например, черный котенок – в середине, а пестрый – внизу справа. Дети располагают фигурки в соответствии с указаниями "дрессировщика".

При формировании элементарных графических навыков важны правильность и тщательность выполнения каждого задания, а не быстрота действий и не количество написанного.

Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 5 минут.

Для подготовительных упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Каждое задание необходимо связывать с реальным предметом или с какой-либо жизненной ситуацией: "домик улитки" (спираль), "лужи", "облака", "солнце" и его "лучи" (овал, круг), "волны", "водоросли" (волнистые линии) и т.д. Задания, предложенные в игровой форме, не только вызывают у детей интерес, но и за счет положительного эмоционального настроя способствуют повышению психического тонуса, а следовательно, и эффективности обучения в целом.

Первые задания целесообразно выполнять фломастерами: они не требуют сильного нажима, а линии получаются яркие и привлекательные. После того как дети научатся пользоваться фломастерами, переходят к письму ручкой. При этом взрослый постоянно контролирует, правильно ли сидит ребенок и как он держит фломастер, ручку или карандаш.

Последовательность заданий основана на закономерностях формирования графического навыка письма как двигательного акта.

М.М. Безруких выделяет следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков у детей.

В норме, в возрасте двух лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак. Изобразительная задача отсутствует.

К трем годам ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии.

К четырем годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (молоточек, крест, круг).

К пяти годам ребенок начинает хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способен делать циклические движения.

Далее отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т.д. На рисунках стрелками указываются направления движения руки: снаружи внутрь или наоборот. Дети обводят, например, "домик" улитки. Начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать фломастер от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки.

Начиная с шести лет ребенку доступны любые графические движения.

Необходимо помнить, что у ребенка с последствиями раннего органического поражения ЦНС двигательная функция руки формируется в замедленном темпе: позднее угасают врожденные рефлексы, позднее формируется функция хватания, ребенок долго осваивает исследовательские действия. Отстает в своем развитии зрительно-моторная координация движений.

Английские исследователи Д.Элтон и Д. Тейлор отмечают уровень развития графических умений посредством копирования геометрических фигур:

- в два года – вертикальные линии

- в два с половиной – горизонтальные линии

- в три года – круг

- в четыре года – пересекающиеся линии, с соблюдением размеров и соотношений штрихов

- в пять лет – квадрат

- в пять с половиной лет – треугольник

При оценке графических умений следует помнить, что до пяти лет ребенку все еще трудно ограничивать длину линий. Кинестетический контроль формируется только после шести лет, следовательно, основной контроль при выполнении дошкольником графических заданий принадлежит зрению. Глазомерные функции совершенствуются постепенно.

При формировании графических функций у ребенка с проблемами в обучении необходимо вести работу параллельно в нескольких направлениях.

- развивать мотивацию всех видов деятельности и познавательную активность;

- совершенствовать дифференцированное восприятие формы, величины и цвета;

- развивать внимание, память, мышление, воображение и речь;

- формировать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать;

- развивать ручную моторику;

- развивать зрительно-моторную координацию;

- развивать оптико-пространственное восприятие.

Одновременно самым тщательным образом необходимо развивать речевой слух ребенка, умение слышать и вычленять из слов отдельные звуки, формировать действие последовательного выделения звуков из слова.

Список литературы

Касицына М.А. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей дошкольного возраста с ЗПР / М.А. Касицына. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2005. – 64 с.

Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя

. –– Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к обучению грамоте

Консультация для родителей...

«Готовность ребенка к обучению грамоте»

laquo;Готовность ребенка к обучению грамоте»...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению грамоте"

Овладение грамотой доступно 6-7 летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития. Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к ...

«Готовность ребенка к обучению грамоте»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то ес...

Консультация для родителей ДОУ на тему «Готовность ребенка к обучению грамоте»

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладени...