Занятие по обучению грамоте для детей старшей группы с использованием технологии "Ситуация"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Бессчастнова Алёна Николаевна

ссылка на видео занятия: https://disk.yandex.ru/d/FvfoIYWAlpHQyg 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniyu_gramote_tablitsa_v_starshey_gruppe.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте)

для детей старшей группы в технологии «Ситуация».

Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: создать условия для формирования навыка различия твердых и мягких согласных.

Задачи:

Образовательная:  дать понятие о мягких согласных, учить различать на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких согласных;

Развивающая:  развивать фонематический звук; совершенствовать артикуляционный аппарат.

Воспитательная: развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование: три домика (красный, синий, зеленый), картинки с изображением животных леса.

Ход занятия:

Этап

Действия педагога

Действия (ответы) детей

1.Введение в игровую ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ездили ли вы с родителями отдыхать?

- Какие места для отдыха вы знаете?

Воспитатель рассказывает, что в лесу открылась турбаза отдыха для животных. Многие животные решили отдохнуть. Сотрудник турбазы стал заселять жильцов по домикам, но от большого количества животных стал путаться, куда и кого нужно заселить. Сотрудник турбазы просит вас о помощи.

- Хотите ему помочь?

- Сможете это сделать?

Дети встают (садятся) рядом с воспитателем.

- Да

- Предполагаемые ответы детей: на море, на пикник, на турбазу…

- Да, хотим.

- Да, сможем.

Дети присаживаются за столы.

2.Актуализация знаний и умений

Дидактические задачи:

- повторить и закрепить знания о гласных и согласных звуках;

- закреплять умение детей определять место звука в слове.

Воспитатель объясняет, что прежде чем начать помогать сотруднику турбазы нам необходимо вспомнить

 -Какие бывают звуки?

-Что вы можете сказать про гласные звуки?

-А что вы можете сказать о согласных звуках?

-Почему они не поют?

Молодцы ребята, теперь мы можем начать помогать сотруднику турбазы расселить всех животных.

Воспитатель вывешивает на магнитную доску два домика (красный, синий). Рядом на столе лежат карточки с изображением животных леса. Картинки подобраны таким образом, чтобы первый звук в словах был гласным; согласным (твердым, мягким).

-А давайте расселим наших гостей в их домики.

Далее проходит работа с картинками (по 2-3 картинки на каждый домик).

Воспитатель берет карточку с изображением животного (волк) и предлагает детям определить в какой домик мы можем поселить это животное  (синий или красный).

-Какой первый звук мы слышим в этом слове? [в] Давайте его произнесем.

-Какой он гласный или согласный?

-В какой домик мы поселим это животное?

-Почему волка мы заселим в синий домик?

Далее проводится аналогичная работа с другими карточками.

-Молодцы, вы справились с этим заданием, все жильцы расселены в свои  домки.

- Звуки бывают гласными и согласными.

- Гласные звуки умеют петь, обозначаются красным цветом.

- Согласные звуки петь не умеют, обозначаются синим цветом.

- Согласный звук встречает преграды в виде языка, зубов и губ.

- Давайте.

- Звук [в]. Дети произносят звук [в].

- Согласный.

- Синий.

- Потому- что слово волк начинается с согласного звука [в], а согласный звук обозначается синим цветом

3.Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи:

-создать мотивационную ситуацию для введения знания о мягких согласных;

-сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление.

Воспитатель показывает детям картинку с  изображением лисы и рассказывает, что лиса немного задержалась и просит вас заселить ее в домик

- Поможем найти домик для лисы?

- Мы сможем это сделать?

- Справимся?

Воспитатель показывает карточку с изображением лисы и просит определить, в какой домик ее необходимо заселить.

- Какой первый звук мы слышим в этом слове? [л]

- Какой он гласный или согласный?

- В какой домик нужно заселить лису? (синий)

Воспитатель соглашается с детьми и показывает следующую картинку.

- Хорошо лису мы поселим в синий домик. (прикрепляет карточку к синему домику)

Воспитатель достает следующую картинку.

- А это кто? (воспитатель показывает карточку с изображением лося)

- Какой первый звук мы слышим в слове лось?

- Давайте произнесем. Как звучит? 

- Куда поселим его?

Воспитатель просит ребенка заселить лося.

- Да.

- Да, сможем.

- Да.

- Звук [л].

- Согласный.

- Синий.

- Лось

Произносят [л];

определяют как звучит.

- В синий домик.

3.Физминутка

А теперь мы все зверята.

Поскакали как зайчата,

Повертелись как лисята,

Потоптались как слонята,

Как жирафы потянулись

И на место мы вернулись.

- Ребята, лиса мне сейчас сказала, что ей не нравиться в этом домике, что ей там не хорошо.

- Давайте проверим,  правильно ли мы заселили лису. Произнесите еще раз, как звучит лиса? Лиса так же звучит как и лось? 

- В слове лось  звук [л] звучит твердо, а в слове лиса звук [л] звучит по-другому.

Произносят.

- Нет, они звучат по-  разному.

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

- сформировать представление о согласном мягком звуке;

-сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

- Как вы думаете, мы справились с этим заданием?

- Можно ли заселить лося и лису в один домик?

- Синий дом подходит лисе?

- А почему мы не справились с заданием?

- А как мы можем это узнать в какой домик нужно поселить лису?

- Нет.

- Нет, нельзя.

- Нет.

- Потому – что мы не знаем какой домик должен быть у лисы.

- Можно спросить у взрослых, посмотреть в учебнике, интернете…

5.Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Дидактические задачи:

- сформировать опыт детей самостоятельно определять согласный звук в слове ( твердый, мягкий);

- сформировать умение детей правильно произносить звуки в словах;

- упражнять детей в звуковом анализе слов.

- Ребята в слове лиса согласный звук [л] звучит мягко [л] и у таких звуков есть свои домики  (воспитатель достает зеленый домик) и обозначается он зеленым цветом.

- Давайте попробуем произнести  слово лиса и послушать звук [л], а теперь произнесем слово лось и послушаем звук [л] здесь.

- Одинаково ли звучит звук [л] в словах лиса и лось?

- В слове лиса как и в слове лось первый звук [л] согласный, но звучат они по- разному. И поэтому у лисы будет другой, свой домик -  зеленый.

Воспитатель переселяет лису в свой домик.

Вывод: согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые согласные звуки звучат строго (твердо) [л],[м],[н] и обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звучат мягко [л] [м] [н] и обозначаются зеленым цветом.

-У нас остались еще несколько животных, которых нужно заселить в домики.

- Молодцы ребята вы справились с этим непростым заданием.

- Нет, по – разному.

Дети знакомятся с новым знанием.

Дети расселяют оставшихся животных по домикам самостоятельно, если испытывают затруднения то с помощью воспитателя.

6.Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

- Ребята, где вы сегодня были?

- Кому помогали?

- Какие знания вам помогли помочь сотруднику турбазы заселить животных в нужные домики?

Воспитатель помогает детям сформулировать ответ.

- Мы были в лесу на турбазе.

- Сотруднику турбазы.

- Нам помогла знание о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые согласные звуки звучат строго (твердо) [л],[м],[н] и обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звучат мягко [л] [м] [н] и обозначаются зеленым цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"

Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....

Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду

Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 4 Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите. Задачи: Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита. Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, во...