Технологическая карта занятия № 5 Тема недели. Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цель: систематизация представлений детей об объектах живой природы, умения классифицировать объекты по основным признакам, сравнивать их, обогащение словаря; совершенствование умения составлять предложения с однородными сказуемыми, навыка звукобуквенного анализа; совершенствование умения детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, развитие творческого воображения; знакомство со звуками [с], [с‘] и буквой Сс; развитие фонематического восприятия; развитие общей моторики, координации речи с движением; формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование: игра «Все в мире перепуталось»; магнитная доска; картинки насекомых и пауков; схемы классификации «Насекомые», «Пауки»; семафоры (флажки или фишки) по количеству детей; кассы букв на каждого ребенка и буква Сс; буквы Сс для демонстрации; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_5.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия № 5

Тема недели. Насекомые. Подготовка насекомых к зиме.

Тема занятия. Звуки [с], [с‘] и буква Сс.

Цель: систематизация представлений детей об объектах живой природы, умения классифицировать объекты по основным признакам, сравнивать их, обогащение словаря; совершенствование умения составлять предложения с однородными сказуемыми, навыка звукобуквенного анализа; совершенствование умения детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, развитие творческого воображения; знакомство со звуками [с], [с‘] и буквой Сс; развитие фонематического восприятия; развитие общей моторики, координации речи с движением; формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: игра «Все в мире перепуталось»; магнитная доска; картинки насекомых и пауков; схемы классификации «Насекомые», «Пауки»; семафоры (флажки или фишки) по количеству детей; кассы букв на каждого ребенка и буква Сс; буквы Сс для демонстрации;  

Последующая работа: выучить чистоговорки:

            Са-са-са — вот летит оса.

 Су-су-су — не боюсь осу.

            Сы-сы-сы — нет осы.

 Со-со-со — у Сони колесо.

            Ас-ас-ас — я пью квас.

 Ос-ос-ос — у собаки нос.

            Ис-ис-ис — я ем рис.

 Ус-ус-ус — я ем мусс.

            Аска-аска — у Сони маска.

 Оска-оска — у Сони соска.

            Иска-иска — у Сони миска.

 Уска-уска — у Сони блузка.

№ п/п

Этапы  занятия и временная реализация

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Мотивационный  этап

Игра «Королева живой природы»

(систематизация представлений детей об объектах живой природы)

Мотивация.

Развивающая игра «Пауки и насекомые»

(совершенствование  умения классифицировать объекты по основным признакам, сравнивать их, обогащение словаря)

Педагог привлекает внимание детей к столу.

- Живая природа огромна и многообразна. Но объекты живой природы можно объединить: в этом секторе – растения, в этом животный мир, в этом – грибы. И все было хорошо, но появился гном Перепут, и все объекты живой природы перепутал, давайте поможем королеве живой природы навести порядок. Разложите картинки по секторам.

- Почему все эти объекты мы называем живой природой?

- К какому сектору вы определили насекомых?

- Молодцы ребята, вы правильно все сделали, теперь королева живой природы может быть спокойна, в ее королевстве полный порядок.

Педагог подводит детей к магнитной доске, на которой вывешены картинки насекомых и пауков.

- Посмотрите, кто встречает вас сегодня на занятии.

- Верно. Сегодня мы будем говорить с вами о насекомых и пауках. Каких вы знаете насекомых? Почему пауков мы не относим к классу насекомых?

- Вы должны запомнить, что паук — не насекомое, хотя и похож на насекомых. Пауки относятся к классу паукообразных, а почему? Мы сейчас с вами вспомним.

Педагог вывешивает на магнитной доске схемы классификации насекомых и паукообразных, рассказывает об их отличительных особенностях: части тела: у пауков – головогрудь, брюшко и 8 лап; у насекомых – голова, грудь, брюшко, 6 лап, у всех есть крылья, большие или очень маленькие; пауки появляются из яиц, насекомые проходят несколько стадий – личинка    куколка    насекомое; пауки – хищные животные, насекомые бывают хищными и травоядными; жить они могут в любой части нашей планеты, кроме той, где вечная мерзлота, то есть всегда лежит снег и холодно; пауки – единственные животные, которые могут плести паутину, еще могут ползать, насекомые могут прыгать, летать, плавать, жить под водой, светиться в темноте; а насекомые и пауки могут укусить, от них появляется мусор в доме (паутина, останки животных) и только насекомые приносят вред полям, садам и лесам, уничтожая урожай и растения, некоторые насекомые могут переносить болезни; многие насекомые могут приносить и пользу на полях, садах, для растений, яд пауков и их паутину используют в медицине, некоторые насекомые или их продукты используют в медицине, и пауки  и насекомые уничтожают многих вредителей и служат пищей для птиц, рыб.

- Многие насекомые считаются полезными. Пчелы и осы опыляют цветы плодовых деревьев, поэтому в садах бывает много яблок и груш. Муравьи уничтожают вредных насекомых. А вот большая часть бабочек приносит вред, потому что они откладывают яйца, из которых выводятся гусеницы. Эти гусеницы поедают листья растений и наносят им вред. Но вы должны помнить, что уничтожать насекомых не следует. Не надо ловить бабочек и стрекоз, жуков и муравьев. Насекомые маленькие и беззащитные.

Дети подходят к столу.

Дети раскладывают картинки по секторам.

Дети. Потому что они дышат, питаются, растут и размножаются.

Дети. К объектам животного мира.

Дети. Это насекомые и пауки.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Дети вместе с педагогом вспоминают отличительные особенности насекомых и пауков.

II этап

Деятельностный этап

Упражнение «Составь предложение»

(совершенствование умения составлять предложения с однородными сказуемыми)

- А сейчас выберите по одному насекомому или пауку и составьте предложение о том, что они делают. Постарайтесь, чтобы в вашем предложении было два слова, отвечающих на вопрос «Что делает?»

- Молодцы. Вы отлично справились с трудным заданием.

1 ребенок. Пчела села на цветок и собирает нектар.

2 ребенок. Муха села на лист и пьет росу.

3 ребенок. Муравьи залезли на лист и там встретились. И т.д.

Игра «Подними семафор»

(развитие фонематического восприятия)

Педагог раздает детям семафоры.

- Я вам прочитаю одно стихотворение. Вы его послушайте и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

                                                    Суп могу я сам солить,

                                                    В сад могу я сам ходить,

                                                    Самокат мой сам катать,

                                                    В самолете сам летать!

При чтении стихотворения педагог протяжно и четко произносит звук [с].

- Давайте произнесем звук [с] все вместе.

- Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда  из  зубов. Как вы думаете, звук [с] — гласный или согласный?

- Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Какой фишкой мы будем обозначать этот звук?

- Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.

- Твердый или мягкий?

- Верно. Это согласный твердый глухой звук. Вы будете поднимать семафоры, как только услышите звук [с].

С, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с.

Са, ту, шо, су, за, со, до.

Суп, зуб, оса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой.

- Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.

- В какой замок мы поместим звук [с]? Почему?

Дети. Звук [c]

Дети вместе с педагогом  произносят  звук [с].

Дети. Согласный.

Дети. Синей.

Дети. Он глухой.

Дети. Твердый.

Дети слушают и поднимают семафоры, услышав звук [с].

Дети. В синий, потому что он согласный и твердый.

- Теперь другое стихотворение, оно не простое: вам нужно не только услышать часто встречающийся звук, но и посчитать. Будьте внимательны.

                                                  Сима - сестрёнка Маруси,

                                                  Маруся - сестрёнка Аси,

                                                  Ася - сестрёнка Люси,

                                                  Люся - сестрёнка Васи.

                                                  Ну, а теперь догадайся,

                                                  Нет ли хитрости в этом.

                                                  Сколько сестрёнок у Васи?

                                                  Не торопись с ответом!

                                                                                         И. Лопухина.

Если дети затрудняются, педагог читает еще раз.

- Как вы думаете, звук [с’] — гласный или согласный?

- Твердый или мягкий?

- Правильно, значит звук [с] может быть и твердым и мягким. Какой фишкой мы будем обозначать звук [с‘]? В каком замке будет находиться звук [с‘]?

Педагог помещает звуки в соответствующие звуковые замки.

- Молодцы, вы правильно все определили, я горжусь вами.

Дети. 3 сестренки у Васи. Мы часто слышали звук [с‘].

Дети. Согласный.

Дети. Мягкий.

Дети. Зеленой фишкой и жить он будет в зеленом замке.

Физминутка «Пчела»

(координация речи с движением, развитие творческого воображения)

Педагог предлагает детям встать в круг друг за другом.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела,

Бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.

А за нею — шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых.

Как фонарики глаза.

Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.

Пожужжали, полетали,

Вновь бегут по кругу.

От усталости упали.

Медленно опускаются на ковер.

Дети выполняют упражнения под руководством педагога.

Работа с кассами букв

(совершенствование навыка звукобуквенного анализа)

Педагог приглашает детей сесть за столы и на магнитной доске вывешивает букву Сс.

- Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Педагог демонстрирует картинку, на которой изображены осы.

- Что вы видите на этой картинке?

- Правильно, сейчас мы с вами проведем звуковой анализ слов: осы и соты. Откройте свои кассы букв.

- Давайте еще раз произнесем слово осы.

Педагог вместе с детьми произносит слово «протягивая» каждый звук: оооссссыыы.

- Какой первый звук мы произносим?

- Давайте выложим на наборном полотне букву, в которой живет звук [о].

- Звук [о] какой, гласный или согласный?

- Какой фишкой мы его обозначаем?

- Выложите под буквой О красную фишку.

- Давайте еще раз произнесем слово ооосссыыы. Какой второй звук мы произносим?

- Правильно, выложите, пожалуйста вторую букву С, в которой живет звук [с].

- Звук [с] какой?

- Какой фишкой мы его будем обозначать?

- Молодцы, выложите фишку.

- Какой последний звук мы произносим в слове осы?

- Выложите в наборном полотне букву, в которой живет звук [ы]. Какой это звук? Какой фишкой мы его обозначаем?

Педагог просит продемонстрировать наборное полотно и оценивает работу каждого ребенка. Аналогично проводится звукобуквенный анализ слова соты, если позволяет время образовательной деятельности.

                                                       О     с    ы

Дети. Значит, буква Сс обозначает  два звука: [с] и [с].

Дети. Это осы и соты.

Дети открывают кассы букв.

Дети вместе с педагогом произносят слово осы.

Дети. [о].

Дети выкладывают на наборном полотне букву о.

Дети. Гласный.

Дети. Красной.

Дети выкладывают красную фишку под буквой О на наборном полотне.

Дети. Звук [с].

Дети выкладывают соответствующую букву.

Дети. Согласный и твердый.

Дети. Синей.

Дети выкладывают фишку.

Дети. Звук [ы].

Дети. Это гласный звук, обозначаем красной фишкой.

Игра «Хорошо – плохо»

(совершенствование умения детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, развитие творческого воображения)

- Ребята, насекомых на земле много или мало? А что было бы, если бы насекомых не стало?

- Конечно, ребята, насекомые бывают разные, но относиться к ним надо бережно, потому что в природе не бывает ничего лишнего.

Дети. Много разных насекомых – это хорошо (интересно наблюдать, красиво, пища для других животных) или плохо (могут ужалить, мешают отдыхать и т. д.)

III этап

Контрольный этап

- Молодцы! Мне понравилось с вами работать. А вам?

-Что вам больше всего запомнилось?

-Что вы узнали интересного, нового?

- С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились?

Дети вспоминают, чем занимались на занятии.

Дети. Со звуками [с] и [с‘] и буквой Сс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение 1 к технологической карте по теме недели "Мой дом - Земля" .Утро радостных встреч.

Мной разработана  беседа, проведенная в утро радостных встреч, которая нацелила детей на работу по теме недели....

Дидактическая игра "Дверная скважина", приложение к технологической карте по теме недели "Мой дом - Земля" в подготовительной группе

Дидактическая игра "Дверная скважина", приложение к технологической карте по теме недели "Мой дом - Земля "в подготовительной группе...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Звено летящих самолетов.

Художественное  эстетическое развитие (приоритетная обл.), интеграция: соц. коммуникативное развитие....

Технологическая карта занятия. Тема занятия: Обучение рассказыванию: Наша неваляшка. Возрастная группа: средняя

Технологическая карта занятия.Тема занятия: Обучение рассказыванию: Наша неваляшка. Возрастная группа: средняяЦель занятия:  рассказывание об игрушке по плану при минимальной помощи воспитат...

Технологическая карта занятия. Тема занятия: «Счёт в пределах трёх» Возрастная группа: средняя

Технологическая карта занятия.Тема занятия: «Счёт в пределах трёх»Возрастная группа: средняяЦель: Формирование навыков счёта до трёх.Задачи:Образовательные : учить считать в пределах 3, ис...

Технологическая карта занятия Тема занятия: Чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна»

Технологическая карта занятия Тема занятия: Чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна»...

Технологическая карта занятия Тема занятия: «Уход за комнатными растениями».

Технологическая карта занятияТема занятия: «Уход за комнатными растениями»....