Занятие "Звук и буква Рр".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Занятие по обучению грамоте «Звук и буква Рр» (по Нищевой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_r.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Звук и буква Рр»

Коррекционно-образовательные цели: Ознакомление со звуками [р], [р’] и буквой Рр. Формирование навыка чтения слогов и слов, предложений  с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыков конструирования и печатания.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности.

Оборудование: Магнитная доска, рабочие тетради, буквари по числу детей, карандаши, полоски для  определения места звука в слове, материалы для звукового анализа, конверты со словами.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Слушай внимательно»

Перед детьми лежат картинки: лебедь, галка, голубь, клёст.

Рассмотрите картинки, вспомните названия изображенных на них птиц, внимательно слушайте меня. Сначала сядут те дети, в названиях птиц у ко-рых есть звук [л].

Дети выполняют задание.

Теперь сядут те дети, в названиях цветов у ко-рых есть звук [л’].

Дети выполняют задание.

Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, ко-рые она обозначает, будем играть и читать.

2. Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Рр.

Посмотрите в буквари. В верхней части правой страницы вы видите букву Рр. Это новая согласная буква, с ко-рой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки? (…)

Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите эти звуки по очереди. Определите, это глухой или звонкий согласный.

Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [р] и [р’]. (…)

Верно. Звуки [р] и  [р’] – согласные, звонкие. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней.

Рыжий Ромка очень рад:

У него родился брат.

Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Рр.

Дети выполняют задание.

Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Какие цветы в букете у Раи? Назовите их и определите место звука [р] в их названиях.  (…)

А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. (…)

И наконец, прочитайте предложения.

3. Подвижная игра «Птичьи пятнашки»

Стриж летает по-над кручей,     Бегут по кругу на носочках, расставив руки.

Галки стаей – ниже тучи,           Бегут, совершая взмахи руками.

Два грача по пашне ходят,         Идут, заложив руки за спину, совершая ритмичные

Червяков в земле находят.         кивки головой.

Страшный ястреб                        Водящий встает, вбегает в круг.

     вдруг мелькнул,

тенью птичек он спугнул.          Дети разбегаются по помещению.

Раз, два, три!                               Водящий пытается их запятнать.

Птиц лови!                                   Дети убегают за линию, за ко-рую нельзя пятнать.

4. Печатание буквы Рр  в воздухе и в тетради.

Посмотрите в тетрадь. Что вы видите в верхней части страницы? (…)

Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Рр, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.

Дети выполняют задание.

Давайте напишем большие буквы Р. Посмотрите, как я пишу букву Р на доске. Сначала я пишу палочку сверху вниз. Потом справа от нее вверху я пишу полукруг. «Напишите» так же букву Р в воздухе.

Дети «пишут» букву Р в воздухе.

Теперь можете написать буквы в тетради.

Дети выполняют задание.

Затем аналогично – маленькую букву р.

5. Упражнение «Закрась квадрат»

Что нарисовано в верхней части страницы? (…)

Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [р] в названии картинки.

Дети выполняют задание.

6. Упражнение «Составь схему»

На доске картинка с изображением крокуса, на столе контейнер с фишками для звукового анализа.

Как называется этот цветок? (…)

Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ, выложите звуковую схему слова.

 Дети выполняют задание самостоятельно.

7. Упражнение «Пары слов»

Поиграем в игру «Пары слов». Будем бросать мяч др. др. Вы будете вспоминать название цветка, ко-рое начинается с последнего звука произнесенного мною названия. Подснежник. (Крокус. Прострел. Ландыш. Нарцисс. Сальвия. Тюльпан. Ноготки.)

8. Составление и чтение предложений из данных слов.

Педагог раздает детям конверты со словами.

Достаньте из конвертов слова, прочитайте их и попробуйте составить из них предложения. Не забудьте, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Дети выполняют задание.

Прочитайте получившиеся предложения. (…)

Великолепно.

9. Составление рассказа из данных предложений.

Педагог предлагает детям еще раз прочитать получившиеся предложения.

А теперь попробуйте все вместе составить из этих предложений рассказ.

 Дети выполняют задание.

Прочитайте получившийся рассказ. (У Ромы попугай Гера. Гера забавный и веселый. Рома кормит Геру орешками. Гера любит Рому)

Очень хорошо. А как вы назовете этот рассказ? (…)

Хорошо.

10. Окончание занятия.

Логопед хвалит детей.

11. Рефлексия.

Педагог предлагает детям перечислить задание, ко-рые они выполняли и какие им больше всего понравились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Знакомство с буквами. Гласные буквы.

Презентация к альбому дошкольников 5-7 лет  "До школы 6 месяцев: срочно учимся читать"     Молчановой О.Г. (1,2 занятие). 1-5 слайд развитие мелкой моторики, 6--9 сл...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...