Знакомство со звуком и буквой О (Занятие №1, Занятие №2, Занятие № 3)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тутуркина Наталья Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_7_-_zvuk_i_bukva_o.docx685.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Звук [O], буква О».

Цель:  познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • развивать пространственное представление;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • упражнять в определении места звука в слове;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • развивать зрительное внимания, память, воображение.
  • совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • развивать графомоторные навыки;

образовательные:

  • учить точно произносить звук О;
  • закрепить характеристику звука О;
  • познакомить с графическим изображением звука О;
  • пополнять и активизировать словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения;

воспитательные:

  • воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;
  • самостоятельность; любознательность;
  • выработать самоконтроль речи.

Занятие № 1

Ход

«Доскажи словечко»


Шубу теплую в колечках
Носит тихая…
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …
Апельсины и бананы
Очень любят…
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые…

- Вспомните все отгадки и скажите с какого звука начинаются все слова? (О)

сказка «Живые звуки».

-- Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный круг с лицом, рот в форме овала)

Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».

Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зеленый ОСТРОВ!»

Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят:  О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.

В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»

Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Какой первый звук вы услышали в словах: облако, и озеро? А какой последний звук?

Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: «О!» Потом огорчились: «О-о-о!» Увидели корабль и радостно воскликнули: «О-о-о!»

Сегодня мы будем играть со звуком О.

- Дайте характеристику звуку О.

Игра «Крестики – нолики»

Игра «4й – лишний»

Кот, заяц, медведь, лиса   (кот)

Корова, коза, собака, окунь (окунь)

Редиска, лимон, огурец, тыква (лимон)

Диван, кровать, окно, стул (окно)

Выделение места звука О в лишних словах.

«Назови одним словом» (ребенку нужно назвать обобщающие слова, выделить звук [О] в начале)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/11/11780_0ead1aafe5af0818ad4fbe4850b8c051.png.jpg

-Как одним словом можно назвать: лук, морковь, капусту? – Овощи.

-Как одним словом можно назвать: сапоги, ботинки, туфли, валенки? – Обувь.

-Белое, пушистое по небу плывет, солнышко прячет? – Облако.

-Имя девочки, которое начинается со звука О? – Оля.

-Как называется пластмассовый круг, который девочки крутят на поясе? – Обруч.

На доске выставлены картинки: кот, окна, лимон, крыло, колесо, стекло, оса, перо, сом, конь, пальто, облако.

- Где живёт звук О в этих словах?


 «Определи последний звук"(ребенку нужно выделить звук [О] в конце слова)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/11/11780_959850d8e2b104f2bf11971615e362ee.jpg.jpg

Определение позиции звука в словах (работа по карточкам).

Выбирай - ка» и «Запоминай – ка» (ребенку нужно выбрать и закрыть фишками только те предметы названия, которых подходят к схеме; назвать эти предметы, после чего закрыть таблицу и повторить их)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/11/11780_d1139d93ce1a67104b63959a024eb6ac.png.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/11/11780_6f744645e45c7f0770c32ccc80595816.png.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/11/11780_3053dd70fa92363028d661e5ba691a4d.png.jpg

Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И крутимся кругом.

Игра «Много — один»

Кольца – кольцо           седла – седло                колеса — колесо

Зерна – зерно                крылья – крыло            окна — окно

Стекла – стекло          перья — перо

Где в отгадках слышится звук О?

Знакомство с буквой О

Буква О известна всем,
Без неё нельзя совсем,
Уберите букву О
И пойдете без пальто,
Кот исчезнет, дом и сом,
Не покатишь снежный ком.
Не найдешь в лесу орех,
Без неё один лишь смех.
(А. Тесленко)

Занимательные факты о букве О

А знаете ли вы, что буква О – одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О, которая ничем не отличается от нашей.

Наши древние предки называли букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.

В математике есть цифра, очень похожая на букву О. Вы, конечно же, догадались, что это ноль.

Вот какая она знаменитая. О – самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают». И в названии их города буква О встречается два раза.

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О.

 В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква О.

 О – как обруч, захочу –

По дороге покачу!

 Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Г. Виеру

IMG_0016 (520x700, 168Kb)

Обведи только буквы О.

Пропись печатная буква О

Занятие № 2 Звук и буква О

Выставляются на наборном полотне схемы артикуляции гласных звуков.

А – открыт рот широко, гласный звук пропеть легко.

У – мы гласный не забыли,  губы в трубочку сложили.

 О – овалом ротик сделай, гласный звук поём мы смело.

 И – скорее улыбнись, звук, как ниточка, тянись.

 Гласному легко живется:

 Голосок свободно льется.

                         Звуки гласные мы знаем,                                                             

                         Их легко запоминаем.                                                          

Нет во рту у них преграды.

Дети их пропеть все рады.                                                           

 Предлагаю пропеть все гласные звуки, затем пропеть все гласные звуки на одном дыхании, затем на одном дыхании пропеть 2, 3 раза.

Д/И «Ну-ка, звуки, стройся в ряд!» 

Логопед. Мы с вами отдохнули и готовы продолжать занятие. Сейчас я произнесу волшебное заклинание и вы «превратитесь» в звуки А, У, И, О.

Логопед.  Раз, два, три, дети в звуки обратитесь, и на зов мой отзовитесь!

Логопед вызывает одного ребенка к доске, обозначая его одним из звуков. Другого ребенка, сидящего за столом, обозначает другим звуком. Ребенок, стоящий у доске, начинает звать, сидящего за столом «звука», называя сначала себя, а затем – второй «звук». (например: АУ, ОИ, УО…) Упражнение повторяется несколько раз.

Назвать гласный звук в слове (гласный звук произносить длительно):

Том, Тим, сад, дуб, кот, мир, сок, мак, шарф, лист, зуб, шкаф, крот, луч, рис, плот, плуг, глаз, лоб.

Назови гласные звуки:

Кок, мак, пол, волк, сад, шов, сом, кран, ком, дуб, рот, зуб, лоб, рак, гол, сук, шар, жук, бока, моток, кубок.

Игра «4-й лишний» (назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее):

     Например:ослик, очки, аист, окна (аист – потому, что это слово на звук «а», а остальные слова   на звук «О».

Овцы, альбом, акварель, артист;                                 узел, обруч, овощ, осень;

Иней, изюм, улица, игрушка;                                      игра, озеро, индейка, икра;

Укроп, уголь, озеро, удача;                                          орех, отдых, армия, ослик.

Игра «Слушай, повторяй!»

Логопед просит детей повторить слова:

Мак – бак – так

Ток – тук – так

Бык – бак – бок

Дам – дом – дым.

Дидактическая игра «Много – один».

Логопед называет несколько одинаковых предметов, а ребенок говорит название одного такого же предмета.

Кольца – кольцо                 сёдла – седло                        звенья – звено

Зерна – зерно                      крылья – крыло                    колеса – колесо

Стекла – стекло                  перья – перо                         окна – окно

перья  –  … (перо)              брёвна  –  … (бревно)         озёра  –  … (озеро)

сёла  –  … (село)                 вёдра  –  … (ведро)             гнёзда  –  …(гнездо)          облака  –  … (облако)

окуни  –  … (окунь)           острова  –  … (остров)

Д/И «Скажи ласково».  

Незнайка вам очень благодарен за вашу помощь и просит помочь ему назвать ласково предметы, которые изображены на картинках.

 Остров – островок, облако – облачко, окунь – окунёк, окна – окошки, дом – домик, кот – котик, крот – кротик.

Задание «Поймай звук [О]»

  • –  хлопаете в ладошки, когда услышите звук [О].
  • Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.
  • - Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1й и 2й
  • звуки. ОК – О, К /ОП – О,П/ ОТ – О,Т/ ПО – П,О/ ТО – Т,О/ КО – К,О
  •   А  теперь,  наоборот,  я  буду  произносить  звуки  раздельно,  а  вы
  • произнесите их слитно. О,К – ОК/ О,П – ОП/ О,Т – ОТ/ К,О – КО/ П,О –
  • ПО/ Т,О –ТО/

Работа с разрезной азбукой

- Игра на звуковой анализ и синтез

От, уп, оп, ок, ко, то, по, та

- Печатание букв О.

- чтение: КОТ, ТОК, ТУК, КУТ, КТО, ПОТ. Кто кот? Укота кут.

- печатание под диктовку слов: КТО, ПОТ – Звукобуквенный анализ.

Занятие № 3

Доскажи словечко…

В конце предложения ставится…   (точка).

С буквой Д растет у мамы…   (дочка).

С К я на болоте…   (кочка).

Б в начале слова…   (бочка).

О на А заменим – …   (качка).

Слева Т – и слово…   (тачка).

Вместо А кто У возьмет,

В небе…   (тучка) поплывет.

Маленькую тучку я возьму за…   (ручку).

Было очень жарко, и мама открыла все…   (окна).

Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые…  (осы).

Я очень люблю кедровые…   (орехи).

Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное…   (облако).

Летом в огороде – свежие, зеленые,А зимою в бочке – желтые, соленые.Отгадайте, молодцы,Как зовут нас?..   (Огурцы). 

Осел лениво в гору брел, а над ним парил…   (орел). 

Шубу теплую в колечках носит тихая…   (овечка).

Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног, Вот и весь я – …   (осьминог).

Апельсины и бананы очень любят…   (обезьяны).

Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасется весь день. Кто же это?..   (Олень).

Работа над предложением.

Дети я вам дарю слова, а вы из них составьте предложения:

Мыть, Оля, окна.

Лодка, дети, пускать.

Кость, грызть, собака.

Скамейка, спит, кот, под.

 После составления каждого предложения спросить в каких словах в этом предложении живёт звук О.

Работа с картиной

Рассматривание картины.

Составление предложений по картине:

- Какое время года? Почему?

- Какая осень? Ёжик? Листья? Лес? Гнездо? Дуб? (составление предложений с включением нескольких определений)

- Что вы видите?

- Кого вы видите?

- Придумывание слов со звуком О по картине.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676384762_gas-kvas-com-p-shchedraya-osen-risunok-v-detskii-sad-43.jpg

"Раскрась-ка" (после того, как ребенок раскрасил, перевернуть и попросить вспомнить какие картинки были)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/11/11780_ee57171d9bc4ef12b6153675836c261d.png.jpg

Буква-Бублик — это О.
Укатилась далеко.
Ослик, облако, окно
Это всё на букву О.
(С. Иванов)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

Работа с разрезной азбукой (Тренажёром)

- выложить (напечатать) слово КАТИТ

 КОТИК, КАТОК – печатаем под диктовку в тетради. Звукобуквенный анализ, деление слов на части.

- сравнить два слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Конспект занятия по знакомству со звуком и буквой И

Цели: Познакомить детей со звуком и буквой- И-. Продолжать формировать понятие «гласный звук». Упражнять в четком произнесении звука- И- изолированно и в словах, предложениях. Учит...

Конспект занятий по грамоте «Знакомство со звуком «Ф»; буквой «Ф»»

Конспект занятия по грамоте для старшей группе....

Конспект занятий по грамоте «Знакомство со звуком «В»; буквой «В»»

Конспект занятия по грамоте для старшего возраста....