Конспект образовательной деятельности "Скоро в школу!"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Асигритова Дарья Анатольевна

Цель: актуализация знаний по образовательной области «Основы первоначальной грамоты».

Задачи:

 

Образовательные: закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слова, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки; формировать умение соотносить 5-6-7-и и 8-ми звуковые слова с заданными звуковыми схемами, делить слова на слоги; закреплять правила написания «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ», формировать интеллектуальные действия, выстраивание логического древа, умение сравнивать и находить широкие и узкие понятия, обобщать; закреплять правила написания предложения.

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление,

восприятие, речь, фонематический слух, мелкую моторику руки,

умение разгадывать загадки и ребусы, эмоциональную отзывчивость детей.

Воспитательные:  воспитывать культуру общения у детей, интерес к

учёбе в школе.

 

Материал. Демонстрационный: иллюстрации к ребусу (шары, карандаш, обруч, линейка, азбука), фишки (синий, зелёный, чёрный, красный), мел, восемь  (5-6-7и и 8-и)  звуковых схем, иллюстрации (дневник, тетрадь, карандаш, пинал, ластик, книга, линейка, ручка), стихотворение, маркер красный, четыре карточки с предметными картинками, четыре карточки с порядковым номером и спрятанным словом, три знака для окончания предложения (.?!).

Раздаточный: пеналы, листы с заданиями,  дипломы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_skoro_v_shkolu.docx46.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

«Скоро в школу»

(для детей подготовительной группы)

Выполнила: Асигритова Дарья Анатольевна

Цель: актуализация знаний по образовательной области «Основы первоначальной грамоты».

Задачи:

Образовательные: закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слова, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки; формировать умение соотносить 5-6-7-и и 8-ми звуковые слова с заданными звуковыми схемами, делить слова на слоги; закреплять правила написания «ЖИ-ШИ», «ЧА-ЩА», «ЧУ-ЩУ», формировать интеллектуальные действия, выстраивание логического древа, умение сравнивать и находить широкие и узкие понятия, обобщать; закреплять правила написания предложения.

Развивающие: развивать память, внимание, воображение, мышление,

восприятие, речь, фонематический слух, мелкую моторику руки,

умение разгадывать загадки и ребусы, эмоциональную отзывчивость детей.

Воспитательные:  воспитывать культуру общения у детей, интерес к

учёбе в школе.

Материал. Демонстрационный: иллюстрации к ребусу (шары, карандаш, обруч, линейка, азбука), фишки (синий, зелёный, чёрный, красный), мел, восемь  (5-6-7и и 8-и)  звуковых схем, иллюстрации (дневник, тетрадь, карандаш, пинал, ластик, книга, линейка, ручка), стихотворение, маркер красный, четыре карточки с предметными картинками, четыре карточки с порядковым номером и спрятанным словом, три знака для окончания предложения (.?!).

Раздаточный: пеналы, листы с заданиями,  дипломы.

Ход занятия

Этапы,

Виды

работ

Содержание занятия

Примечание

1.

а)

б)

2.

1)

2)

3)

4)

5)

6)

3.

а)

Вступительная часть

Ритуальное приветствие

- Добрый день, ребята, я рада вас видеть!

- А сейчас, ребята, возьмитесь за руки, закройте глаза. Представьте мысленно, что вы единая, дружная команда Вам не страшны никакие преграды, вы сильны дружбой и взаимоподдержкой. Откройте глаза, улыбнитесь приятно друг другу, опустите руки.

- Итак, ребята, я желаю всем успехов, продуктивной работы и хорошего настроения.

Беседа

- Сегодня вас ожидает необычное и увлекательное  мероприятие. Все мы с вами знаем, что время пребывания в детском саду с каждым днём всё ближе подходит к концу. Идёт активная подготовка к выпускному балу, и очень скоро вы покинете дошкольное учреждение, каждый со своим багажом знаний. Сегодня самое время открыть и продемонстрировать свой багаж знаний. Показать, чему вы научились, посещая наш детский сад.

- Для этого  будут предложены различные задания, с которыми вам необходимо будет справиться.

- Но, как правило, для того, чтобы с этими заданиями благополучно справиться, мы должны быть с вами единой, дружной командой и с уважением относиться друг к другу, не перебивать, давая возможность ответить на поставленный вопрос. Не забываем, ответы должны быть полными.

- Итак, готовы?

Основная часть

- Для этого я предлагаю сесть на ковёр полукругом перед мольбертом.

Задание 1. «Ребус»

- Ребята, рассмотрите иллюстрации, которые представлены на мольберте. Что вы видите?

(Шары, карандаш, обруч, линейка, азбука)

- Верно. Выделите первый звук в каждом слове и отгадайте ребус. Какое слово в нём спрятано?

(Школа)

- Ребята, а что такое школа?

[Ответы детей]

- После окончания детского сада, 1 сентября, в День Знаний, вам откроет свои двери школа, где вы будете продолжать учиться, получая новые знания.

Задание 2. Звукобуквенный анализ слова              «Школа»

- А сейчас, я предлагаю пройти за столы и выполнить звукобуквенный анализ данного слова, чтобы 1 сентября вам с лёгкостью открылись двери в новый мир знаний.

- Ребята, сколько звуков в слове «школа»?

(В слове «школа» пять звуков)

- Давайте разберем слово «школа»

(1-ый звук в слове «школа» [ш] – всегда твёрдый согласный звук, выделяем синим;

2-ый звук в слове «школа» [к] – твёрдый согласный звук, выделяем синим;

3-ый звук в слове «школа» [о] – ударный гласный звук, выделяем чёрным;

4-ый звук в слове «школа» [л] – твёрдый согласный звук, выделяем синим;

5-ый звук в слове «школа» [а] – безударный гласный звук, выделяем красным)

- Сколько слогов в слове «школа»?

(В слове «школа» два слога)

- Как определили?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове два гласных звука, значит и два слога)

-Разделите слово «школа» на слоги

- Назовите первый слог.

(шко-)

- Из скольки звуков состоит  первый слог?

(Первый слог состоит из трех звуков)

- Назовите второй слог.

(-ла)

- Из скольки звуков состоит  второй слог?

(Второй слог состоит из двух звуков)

- Запишите слово «школа»

Ш    к       о     л       а

Задание 3 «Разгадывание загадок»

- Итак, ребята, для того, чтобы успешно учиться в школе, нужно не только иметь способность контролировать своё  поведение и внимание, но и иметь при себе ряд необходимых предметов, а каких именно, вы сейчас расскажете сами, отгадав загадки. Прошу пройти на ковёр.  

- Итак, я вам буду читать загадку. Тот, кто первый поднимет руку, называет отгадку. Затем, вам необходимо будет найти среди всех расположенных на ковре звуковых схем, соответствующую отгаданному слову и сделать краткий анализ, т.е. назвать количество звуков в слове, количество слогов, 1\2 слог… и выделить ударный гласный звук в данном слове.

1.Загадка.

Должен каждый ученик

В школу брать с собой… (дневник. Слово состоит из 7 звуков. В слове два слога, т.к. два гласных звука. 1 слог: днев-, 2 слог:-ник. Ударный гласный звук [и)

2.Загадка.

Чтобы было где писать,

Нам нужна ещё… (тетрадь. Слово состоит из 6 звуков. В слове два слога, т.к. два гласных звука. 1 слог: тет-, 2 слог:-радь. Ударный гласный звук [а])

- Из скольки бук состоит данное слово и почему?

(Данное слово состоит из 7 букв, т.к. в конце слова Ь, не имеет звука, но необходим для смягчения предшествующей согласной)

3.Загадка

Кто альбом раскрасит ваш?

Ну конечно… (карандаш. Слово состоит из 8 звуков. В слове три слога, т.к. три гласных звука. 1 слог: ка-, 2 слог:-ран, 3 слог:-даш. Третий ударный гласный звук [а])

- Надо ли в конце этого слова ставить Ь и почему?

(В конце данного слова Ь ставить не нужно, т.к. слово «карандаш» мужского рода)

4.Загадка.

Чтобы вдруг он не пропал,

Уберём его в … (пенал. Слово состоит из 5 звуков. В слове два слога, т.к. два гласных звука. 1 слог: пе-, 2 слог:-нал. Ударный гласный звук [а])

5.Загадка.

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш… (ластик. Слово состоит из 6 звуков. В слове два слога, т.к. два гласных звука. 1 слог: лас-, 2 слог:-тик. Ударный гласный звук [а])

6.Загадка.

Склеена, сшита,..

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает –

Многое знает… (книга. Слово состоит из 5 звуков. В слове два слога, т.к. два гласных звука. 1 слог: кни-, 2 слог:-га. Ударный гласный звук [и])

7.Загадка.

Я люблю прямоту, Я сама прямая,

Сделать ровную черту

Всем я помогаю… (линейка.Слово состоит из 7 звуков. В слове три слога, т.к. три гласных звука. 1 слог: ли-, 2 слог:-ней-, 3 слог:-ка. Ударный гласный звук [э])

- Ребята, а можно ли эти слова объединить и назвать одним словом? Что же нам ещё  необходимо для успешной учёбы в школе?

(учебные принадлежности)

- В школе детки не только трудятся, но и отдыхают. Кто знает, как называется этот отдых в школе?

8.Загадка.

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет синий след. (ручка.Состоит из 5 звуков. В слове 2 слога,т.к. 2 гласных звука. 1 слог: руч-, 2 слог:-ка. Ударный гласный [у])

(перемена)

- Верно, сейчас мы с вами организуем небольшую перемену.

ФИЗМИНУТКА

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо, поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА

Раз – весна

Два – капель

Три – сосульки тают

Март прошёл

Идёт апрель

Птицы прилетают.

Задание 4. «Правописание правил ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

-Ребята, для того, чтобы быть в школе учениками грамотными, необходимо знать и применять ряд правил, которые мы с вами знаем. Для этого, предлагаю поработать со стихотворением. Прошу всех занять свои места за столами.

- Предлагаю прочитать стихотворение, которое изображено на ваших листочках и определить о ком или о чём идёт речь в стихотворении. Затем по цепочки назвать подчёркнутые слова, в которых пропущена одна буква, вставить её и объяснить свой выбор.

Ж.ли были две сестры,

Ш.ли школьные банты.

На ч.сах уж два ч.са,

Кушать им уже пора.

Вот кричит им с кухни брат:

«Угощ.йтесь, сёстры, щ.ми

С щ.велем и овощ.ми!»

Вот так ч.дный вышел суп,

Ещё и маму угощ. .

-Ребята, о ком говорится в стихотворении?

(В стихотворении говорится о сёстрах и о брате)

-Что делали сёстры?

(шили)

-Шили что?

(банты)

-Банты какие?

(школьные)

-Что делает брат?

(кричит)

-Кричит откуда?

(с кухни)

- Что именно кричит брат с кухни? Зачитайте ещё раз его прямую речь и обратите внимание, какого вида данное предложение и почему?

(«Угощайтесь, сёстры щами

С щавелем и овощами!» Предложение восклицательное, т.к. читается с особой интонацией, эмоционально, следовательно, в конце данного предложения стоит восклицательный знак).

[Дети называют подчёркнутые слова и вставляют пропущенные буквы]

- Ребята, а давайте теперь ещё раз все вместе хором произнесём правила, что мы знаем, чтобы никогда не забывать их применять.

(Знаем твёрдо, что ЖИ-ШИ

Пишем только с гласной И,

А слова, где ЧА  и ЩА,

Пишем только с буквой А.

Где же встретим мы ЧУ-ЩУ,

То напишем с буквой У)

Задание 5 « Логическое древо»

- Слушайте внимательно. Задание называется «Логическое древо». Для этого, я  каждому раздам по одной картинке. Рассмотрите ее внимательно, замените картинку условным обозначением, которые расположены на столе.  

-Кто подскажет, к каким понятиям относятся все эти картинки?

(Все эти условные обозначения относятся к узким понятиям, следовательно, располагаем их снизу)

[Ребята выставляют на мольберте узкие понятия]

- Назовите широкое понятие.

(Учебные принадлежности). 

[Один из детей находит место на мольберте широкому понятию. Остальные дети устанавливают связь между понятиями, объясняя, какой из понятий лишний и не входит в состав данной модели]

У.П.

   О.    Ш.   К.       Л.   Р.   Т.    Д.     А.     П.

  Обруч   шарик  карандаш ластик ручка тетрадь дневник альбом  пенал

- Верно. Молодцы.

Задание 6. «Работа с предложением»

- А сейчас я предлагаю выполнить последнее задание. Сядьте полукругом. Посмотрите на мольберт. Здесь расположены карточки с цифрами, на обратной стороне которых есть слова. Расставьте карточки с цифрами по порядку  и прочитайте, что у вас получится.

[До свидания детский сад]

                      1        2             3          4

-Ребята, что у нас получилось?

(предложение)

- Можно ли это назвать предложением и почему?

(нет, т.к. не все правила написания предложения соблюдены).

[Повторение правил написания предложения:

  1. Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы;
  2. Между словами в предложении ставим пробел;
  3. В конце предложения ставим знак, показывающий, что предложение окончено.]

- Определите, какой из знаков необходимо поставить в конце, чтобы у нас получилось законченное предложение.

[Читаю предложение с интонацией.Дети выбирают и ставят в конце предложения «!»]

- А теперь прошу пройти на места и составить графическую запись данного предложения у себя на листочках.

[Выполняется графическая запись предложения:

! ]

Заключительная часть

-Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

-Ребята, а кому захотелось пойти в школу ещё больше?

-Ребята, а что нужно делать, для того, чтобы быть успешными учениками?

Ритуальное прощание

- Выпрямите спинку. Мысленно пожелайте друг другу добра.

- Молодцы, ребята! Если вы будете так и дальше  стараться, то станете не только успешными учениками в школе, но и смелыми ребятами, которые не будут бояться трудностей и научатся умело с ними справляться, т.к. любая преодоленная трудность ведет к успеху.

- Желаю удачи в дальнейшем. Примите  дипломы.

[Награждения дипломами]

- Спасибо за занятие.

- Дети встали в круг на ковер

-Дети сели в полукруг на ковёр перед мольбертом

- Дети сели за столы

- Один ребёнок у доски

(Заднепровский Влад)

- Второй ребёнок у доски

(Чермянина Варя)

- Дети садятся на ковры

- иллюстрация

- иллюстрация

- иллюстрация

- иллюстрация

- иллюстрация

- иллюстрация

- иллюстрация

-Дети выполняют сами на ковре.

- Дети садятся за столы

- Алина

- Лиза З.

- Платон

- Вероника

- Ксения

- Глеб Соболев

- Илья

-Андрей

- Дети встали в круг на ковёр

-каждый ребенок выставляет свое условное обозначение на мольберте

-Дети сели за столы

-Дети сидят на ковре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»

Цель:Расширять знания о континентах нашей Земли.Задачи: 1.Познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными, растительностью;2.Развивать любознательность ...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительно й к школе группе на тему «Путешествие по Африке»...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе «Рада скатерть хлебушку,он на ней как солнышко»

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира»  на тему: «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко» разработан д...

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» подготовительная к школе группа

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» разработан для детей подготовительной...

конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группе тема: «Скоро в школу»

конспект поможет педагогам дошкольного образования при подготовке к итоговому занятию по развитию речи...

Конспект образовательной деятельности «Школа волшебных наук» в подготовительной к школе группе

Экспериментальная деятельность дошкольниковЦель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физичес...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Дорога в школу"

Комплексное итоговое мероприятие в подготовительной группе...