Знакомство со звуком щ, буквой "Щ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Сазанова Валентина Александровна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sazanova.docx95.03 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с согласным звуком щ, буквой «Щ»

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: Закрепить умение детей делить слова на части

           Познакомить с буквой «Щ»

           Учить детей словоизменению, путём замены только одной буквы

           Закрепить умение детей выкладывать слова и предложения знакомыми буквами и читать их.

           Составлять предложения из отдельных слов.

           Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности

Задачи:

  • Создать условия для побуждения детей к речевой активности, умению выражать свои мысли;
  • Создать условия для формирования умения понимать учебную задачу и выполнять ее;
  • Создать условия для взаимодействия друг с другом, умение работать в микро-группах, воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность инициативность;
  • Закреплять звук [щ] и букву Щ, формировать умения находить эту букву в трёх позициях, упражнять в умении подбирать слова на заданный звук в различных позициях, прививать желание к самостоятельному выполнению индивидуальных заданий, любовь к чтению, воспитывать усидчивость.

Материал: картина «Лесная школа», предметные картинки - 1,2,3 слога,  картинка птицы - щегол, картинки  щит, лещ, домики для 3 звуковых слов, фишки, буква Щ, слова для составления предложений, азбука, схема открытых слогов с буквой Щ, указка.

Ход образовательной деятельности:

Организационный и мотивационный момент:

Давайте возьмёмся за руки, успокоимся. А сейчас зарядка в загадках,

Звонким лаем разбудил    

 Одеяло утащил

  И подушку уволок

  Разыгравшийся …..(щенок)

Ох, и кислый он на зуб,

Но зато хорош он в суп

Стали щи зеленей,

Потому что в них…. (щавель)

Вроде ёжика на вид.

Но не просит пищи.

По одежде пробежит

И одежда станет чище…. (щётка)

Хвостом виляет,

Зубаста , а не лает … (щука)

Все отгадки начинаются на один звук. Какой?

Придумайте ещё слова со звуком Щ

Проходите за столы.

Основная часть.    На мольберте картина «Лесная школа».

Ребята, это «Лесная школа». Первым в школу прилетел  - щегол, певчая птица (прикрепить).     Щегол спрятал буквы в дупле дерева, а маленький жучок залез туда и погрыз буквы. Пожалуйста, угадайте, какие буквы написаны на доске.

https://kssovushka.ru/uploads/images/16443%D0%9F1.%D0%91.2017.1-1.png

Дети определяют буквы и у доски, вызванные дети  дописывают их.

Чтобы узнать, кто ещё придёт в школу, достаньте картинки из конвертов. Назовите кто изображён на ваших картинках: заяц, кабан, бабочка и тд.

 А сейчас будьте внимательны. В школу пойдут только те звери в названии которых 3 слога. Посмотрите, подумайте, кто пойдёт?    Бабочка, куница, лягушка, собака и тд.

Хорошо, остальные звери придут в другой раз.

Выставляются картинки  щит и  лещ, два домика из трёх комнат и фишки.

Звуковой анализ слов  ЩИТ, ЛЕЩ  - два ребёнка у доски.

Чем похожи слова?  3 звука, 1 гласный, 2 согласных, гласный звук в середине слова.

Чем отличаются? 1 согланый мягкий, 2 твёрдый,  2 согласных мягких.

Какой один и тот же звук есть в словах ЩИТ, ЛЕШ     -  Щ

Какой это звук?   Согласный, всегда мягкий.

Звук  «щ» мы обозначим буквой  Щ.  вот щегол нам и буквы принёс.  Выставляю большую и маленькую буквы.

На что похожа буква Щ. давайте нарисуем в воздухе.  (палочка вниз, ещё палочка, ещё вниз и подчёркиваем с хвостиком)

Схема    

Физминутка:  быстро встали, покивали и плечами покачали. Сели, встали, сели, встали и несколько не устали (махи кистями рук)

Чтение открытых слогов на схеме. Показать детям, что звук Щ всегда мягкий, глухой.

Игра «Составь предложение»  уточнить правила написания слов с большой буквы, точки.

Игра «Что лишнее?»  Картинки: ящик, ящерица, щипцы, молоток.  Щенок, ящерица, щука, лещ, мяч.

Игра «Цепочка слов»  Рана-рама-тара-пара-пора-нора- нота-рота-роза-поза-коза-коса-роса-раса-рана.

Чтение слов, слогов с буквой Щ в азбуке.

Итог занятия: с какой буквой вы сегодня познакомились? Какая птичка нам её принесла? Как вы думаете, почему именно эта птичка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебный мир звуков. Знакомство со звуком Ж, буквами Ж, ж."

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Мь. Дифференциация звуков М-Мь» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по знакомству детей с согласными звуками. в него включены игры, задания, упражнения, подобран песенный материал для знакомства с согласными звуками М, Мь, и их ...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Сь. Дифференциация звуков С-Сь» (4-6 лет)

Конспект разработан как продолжение программы по логоритмике, которую можно использовать как отдельно так и в структуре логопедических занятий с детми с ОВЗ с ТНР. Подобранные игры, упражнения, задани...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»

Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...

Конспект занятия по логоритмике «Знакомство со звуком Дь. Дифференциация звуков Д-Дь»

Конспект разработан для знакомства детей с мягким звуком Дь и для дифференециации звуков Д-Дь для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. Предложенные игры, задания и упражнения можно ислольз...

Конспект занятия по логоритмике "Знакомство со звуком В, Дифференциация звуков В-Вь"

Конспект является продолжнением программы по логоритмике для детей с ОВЗ  с ТНР. Занятие можно проводить как фронтально для всей группы, так для подгруппы детей. Некоторые игры, задания, упражнен...