Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква В »
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иванова Ирина Владимировна
  • Познакомить детей со звуком буквой В.
  • Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква В »

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей со звуком буквой В.
  • Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным.
  • Закрепить навыки четкого произношения звука.
  • Учить выделять звук из звукоряда, слогоряда, из слов.
  • Упражнять в делении слов на слоги.
  • Упражнять в звуковом анализе прямых слогов и слов.
  • Учить ориентироваться в групповом помещении по инструкции.

Оборудование:

  • узелок, картинки (вата, волк, ванна, ваза, валенки),
  • демонстрационные картинки (ванна, волк, вафли, вагоны, валенки, сова, ива, буквы, павлин, дыня, бант );
  • материал для звукового анализа и синтеза, слоговые домики, изображение пещеры, план группы с маршрутом, демонстрационная буква В, разрезные буквы, листы бумаги по количеству детей, клей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Слышится стрекотание сороки в записи …

Логопед: Ребята, чей это голос? Это сорока мимо пролетала, узелок нам передала. Давайте посмотрим, что внутри ? (логопед развязывает узелок , внутри для каждого ребенка картинка со звуком В и письмо. )

Логопед: Сорока каждому из вас по картиночке припасла,

Вы их молча рассмотрите,
На места свои пройдите..(дети уходят с картинками за столы)
Сорока пишет нам ребята, что случилась неприятность-
Букву надо выручать! Кто пойдет ее спасать?

Злой дракон унес к себе, спрятал в каменной норе…
Но сначала звук узнайте,
Вы картинки называйте
Он в начале ваших слов
Отвечайте, кто готов?

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети называют картинки и выделяют первый звук «В».

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука, характеристика.

Звук «В» согласный (верхние зубы соприкасаются с нижней губой, создают преграду для воздушной струи), твердый, обозначаем синей фишкой, звонкий, голосовые связки вибрируют.

Логопед : Дети, вы хотите отправиться на поиски буквы? Чтобы до нее добраться мы должны преодолеть много препятствий.

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Мы должны услышать звук «В» среди других звуков( слогов, слов).

Игра: «Узнай звук!»

Выделение звука из звукоряда (а, м, в, к, т, у, в, д, о, в)

Слогоряда (ма, ты, во, су, ва, но, кэ, ву)

Слов (сова, панама, кот, вышка, ваза, дом, волосы, новость,)

Логопед: Молодцы , справились!

4. Закрепление звука в слогах.

Игровое упражнение: «Повтори, не ошибись!».

Ва-во-ву, вы-ва-ву, ву-во-вы, во-вы-ва, ва-во-ву-вы.

Звуковой анализ прямых слогов.

Логопед : Ребята, в слоге ВА (ВО, ВУ) сколько звуков? Назовите первый, каким цветом обозначим? Назовите второй, каким цветом обозначим. На доске выкладывается схема.

5. Физкультминутка.

Логопед: Дети, чтоб добраться до пещеры дракона нужно быть сильными и ловкими.

Давайте сделаем зарядку.

6. Закрепление звука в словах по картинкам:

Логопед: Дракон спрятал звук в картинках. Сейчас нам нужно быть очень внимательными и отобрать только те картинки, в названии которых есть звук В.

Называние всех картинок и отбор тех, в которых есть звук В.

Деление слов на слоги.

Игра: «Разложи картинки по домикам!» Дети берут картинку, делят слово на слоги и кладут в соответствующий домик.(1,2,3)

Логопед: Молодцы, навели порядок!

7. Звуковой анализ слова «Дом».

Логопед: По дороге нам встретился дом . Давайте соберем из звуков это слово. Анализ по плану. Дети работают за столами, один ребенок у магнитной доски.

8. Закрепление звука в тексте.

Логопед: Посмотрите, дети, кто к нам прилетел? (демонстрируется картинка совы)

- Если мы ей стишок расскажем, она покажет нам дорогу до пещеры. Помогайте мне!

Ва-ва-ва глазастая сова.
Во-во-во летит на дерево.
Ву-ву-ву увидели сову.
Вы-вы-вы вот и нет совы.

9. Знакомство с буквой.

Достается план группы на котором указано место , где лежит буква В.

Дети рассматривают и двигаются по плану, отсчитывая шаги.

Логопед: Пойдем прямо 7 шагов по болоту, по кочкам, затем повернем направо и пройдем 5 шагов через поваленные деревья высоко поднимая ноги, затем направо и проползем 3 шага  к пещере. Перед детьми изображение пещеры. Дети достают конверт, логопед показывает букву В. Анализ, из каких элементов состоит она.

Вот буква В видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
С. Маршак

10. Конструирование буквы, работа в парах.

Логопед: Ребята, посмотрите, дракон все буквы поломал !(воспитатель достает поднос с разрезанными на 2 части буквами. Давайте, соберем их! Каждый берет часть буквы и находит свою половинку. Дети объединяются парами, собирают букву и наклеивают на лист бумаги.

11.Итог занятия.

Победили мы дракона!
Буква В теперь уж дома:
В алфавите будет жить,
Крепко с сестрами дружить!

- Ребята, какую букву мы сегодня спасали? Как она звучит? Что вам больше всего запомнилось? Спасибо, что были активны и помогли мне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»

Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».

Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот  для детей подготовительной группы  с общим недоразвитием речи.Цель:   познакомить  детей со звуком [ы], буквой «Ы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ. Буквы Д-Т. Чтение слогов, предложений"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звуки и буквы А, У".

Тема: Звуки и буквы А, У.Цель: четкое произношение и сопоставление звуков а, у и выделение ударных и безударных звуков а, у в начале и в конце словЗадачи:Воспроизведение и чтение звуковых рядов из дву...