Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук и буква А».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук и   буква А».

Цель: познакомить с понятиями «звук» и «буква», понятием «гласный звук», со звуком [а] и буквой А.

Задачи: формировать умение выделять звук [а] из состава слогов, слов, предложений. Учить делить слова на слоги, составлять схемы простых предложений.

Материалы и оборудование: картинки с изображением древней письменности; билеты; изображение лица с произношением звука А; картинки к загадкам; буква А; схемы предложений.

Ход занятия:

  1. Воспитатель произносит пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Совместно с

детьми выясняется её значение.

  1. В доступной форме немного сведений из истории письменности. (В древности

люди писали на камнях; глиняных дощечках; папирусе – осока, растущая в Африке. Из стеблей этого растения изготавливали бумагу. Пергаменте – кожа животных, обработанная особым способом.).

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город «Буквоград». В этом городе живут буквы и звуки. На чём мы можем отправиться в путешествие? Давайте представим, что мы едем на поезде. Для того, чтобы вас пропустили в поезд, нужны билеты.

- В этом городе мы с вами познакомимся со звуком а и буквой А.

  1. Анализ звука А. Используем изображение лица.

-Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем.

- Звук А произносится только голосом: рот открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо.

- Бывают звуки гласные и согласные. Гласные звуки тянутся, их можно пропеть, никакой преграды голосу нет.

  1. Анализ буквы А.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко,

Ноги ставит широко.

- Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. «Пишут» печатную большую букву А в воздухе.

Вот два столба наискосок.

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква… (А)

  1. Анализ маленькой буквы а.

-Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. двух частей.

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали. (Приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)

  1. Определение место звука в словах: аист, астра, мак. (Сопровождается загадками, иллюстрациями. На доске воспитателем составлены эти слова и место буквы показывается во время произнесения слова).

Надпись: В осеннее небо глядится цветок
Сердцевинкой своей золотой. 
За лучистый, прямой лепесток
 С древнейших времён он назван звездой.
(Астра)
Его мы клёкот слышим

И летом, и весной.

И он над нашей крышей

Стоит, как часовой. (Аист)

 

Вот шершавый стебелёк,

В середине – уголёк,

Лепестки блестят, как лак, -

Распустился красный… (Мак)

  1. Деление слов на слоги.

- У каждого слова есть слоги. Слог – это звуки в словах. Чтобы узнать, сколько в слове слогов, слово нужно позвать. (Разводить руки в стороны). Для этого подставьте ладонь под подбородок. Сколько раз подбородок коснётся ладони, столько и слогов. РА-МА, А-НА-НАС.

  1. Схемы предложений.

- Предложения - это слова, которые мы произносим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_a.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук и   буква А».

Цель: познакомить с понятиями «звук» и «буква», понятием «гласный звук», со звуком [а] и буквой А.

Задачи: формировать умение выделять звук [а] из состава слогов, слов, предложений. Учить делить слова на слоги, составлять схемы простых предложений.

Материалы и оборудование: картинки с изображением древней письменности; билеты; изображение лица с произношением звука А; картинки к загадкам; буква А; схемы предложений.

Ход занятия:

  1. Воспитатель произносит пословицу: «Ученье свет, а неученье тьма». Совместно с

детьми выясняется её значение.

  1. В доступной форме немного сведений из истории письменности. (В древности

люди писали на камнях; глиняных дощечках; папирусе – осока, растущая в Африке. Из стеблей этого растения изготавливали бумагу. Пергаменте – кожа животных, обработанная особым способом.).

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в город «Буквоград». В этом городе живут буквы и звуки. На чём мы можем отправиться в путешествие? Давайте представим, что мы едем на поезде. Для того, чтобы вас пропустили в поезд, нужны билеты.

- В этом городе мы с вами познакомимся со звуком а и буквой А.

  1. Анализ звука А. Используем изображение лица.

-Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем.

- Звук А произносится только голосом: рот открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо.

- Бывают звуки гласные и согласные. Гласные звуки тянутся, их можно пропеть, никакой преграды голосу нет.

  1. Анализ буквы А.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко,

Ноги ставит широко.

- Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. «Пишут» печатную большую букву А в воздухе.

Вот два столба наискосок.

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква… (А)

  1. Анализ маленькой буквы а.

-Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. двух частей.

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали. (Приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)

  1. Определение место звука в словах: аист, астра, мак. (Сопровождается загадками, иллюстрациями. На доске воспитателем составлены эти слова и место буквы показывается во время произнесения слова).

Его мы клёкот слышим

И летом, и весной.

И он над нашей крышей

Стоит, как часовой. (Аист)

Вот шершавый стебелёк,

В середине – уголёк,

Лепестки блестят, как лак, -

Распустился красный… (Мак)

  1. Деление слов на слоги.

- У каждого слова есть слоги. Слог – это звуки в словах. Чтобы узнать, сколько в слове слогов, слово нужно позвать. (Разводить руки в стороны). Для этого подставьте ладонь под подбородок. Сколько раз подбородок коснётся ладони, столько и слогов. РА-МА, А-НА-НАС.

  1. Схемы предложений.

- Предложения - это слова, которые мы произносим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук [ы]. Буква Ы».

Аннотация: Конспект занятия по обучению грамот  для детей подготовительной группы  с общим недоразвитием речи.Цель:   познакомить  детей со звуком [ы], буквой «Ы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква В »

Познакомить детей со звуком буквой В.Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звуки и буквы А, У".

Тема: Звуки и буквы А, У.Цель: четкое произношение и сопоставление звуков а, у и выделение ударных и безударных звуков а, у в начале и в конце словЗадачи:Воспроизведение и чтение звуковых рядов из дву...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Ц»

Конспект  занятия по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Ц»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук и буква С».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук и буква С».Цель: познакомить со звуком и буквой С.Задачи: учить выделять звуки [с] и [с’] из слов. Подбор...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук Ц, буква Ц».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звук Ц, буква Ц». Цель: познакомить со звуком [ц] и буквой Ц.Задачи: закреплять представления о глухости-звонкости, ...