Буква М,м. Звук М(твёрдый и мягкий)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лялина Елена Алексеевна

Создать условия для актуализации знаний детей о звуках [м, мь] и буквой М, м, как с письменным обозначением данных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_m_i_bukva_m_word_2.docx93.81 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по обучению грамоте

в подготовительной группе (6-7 лет)

Тема: «Согласные звуки [М, м]. Буквы М, м.»

Доминирующая область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, двигательная

Цель: создать условия для актуализации знаний детей о звуках [м, мь] и буквой М, м, как с письменным обозначением данных звуков.

Программное содержание:

-уточнение знаний о звуках [М], [М'];

-упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах;

-знакомство с буквами М, м;

-учить читать обратные и прямые слоги;

-продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;

-развивать мелкую моторику рук.

Материалы: тетради, карандаши, образец напечатанной буквы М, м. Картинки на что похожа буква М, таблица слияния букв в слоги.

Предполагаемый результат: дети умеют выделять звук в слове и определять местоположение звука в слове, определяют, что звук М звонкий, может быть мягким и твёрдым.

Структура занятия

1.

Вводная часть

Сюрпризный момент. Кукла с заданием

3 мин

2.

Основная часть

-Чтение слогов

25 мин

-Составление предложений

-Знакомство со звуком М,МЬ

-Работа в тетради

-Физкультминутка

-Знакомство с буквой М,м. Работа в тетради

-Игра «Доскажи фразу»

3.

Заключительная часть

2 мин

Продолжительность занятия: 30 минут

  1. Вводная часть.

-Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это? Это кукла, зовут её Мила. Она вам принесла задание.

  1. Игра «Какие буквы спрятались?»  (выложите буквы на ковре из верёвок)

-Мила очень хочет сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

- Тогда, проходите, занимайте свои места. И Мила присядет рядом с вами. А мы начинаем наше занятие.

2.Основная часть

1. Чтение слогов и слов (на доске).

-Ребята, с какой буквой мы познакомились на прошлом занятии? (Н). Давайте прочитаем слоги. (*вывешиваются на доске)

На ан он Анна

но он она Нонна

ну ун оно Нина

ны ын они Инна

ни ин Энни

- Слова последнего столбика написаны с большой буквы. Почему?

2. Составление предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов. Запись схем.  (используем кубик с картинками)

Птица летит.

Белка в дупле.

Дети идут в лес.

3. Знакомство со звуком [М, М]

Она растёт в саду, в лесу,

 На вкус сладка и ароматна.

Собрав её, спешу обратно

Домой в корзинке принесу.

Когда закашляю, простыну,

 Мне мама в чай кладёт                               Ответ: (Малина).

-Какой звук слышите вначале слова?  ([М])

-Какой это звук? (согласный, твёрдый)

 Артикуляция (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха,

голос).

-А ещё какой это звук, если мы произносим его голосом? (звонкий)

-Каким цветом обозначаем? (синим)

Вывод: согласный, звонкий, твердый.

В перевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.                              (Медведь)

-Какой звук мы слышим вначале этого слова? (мягкий согласный)

-Каким цветом обозначаем? (зелёным)

4. Работа в тетради

Определение позиции звука в словах: мох, март, муравей, карман,

мама, мясо, мука.

5. Физкультминутка.

Вновь у нас физкультминутка       (шагаем)

Наклонились, ну- ка, ну-ка!            (наклоняемся)

Распрямились, потянулись

А теперь назад прогнулись

Разминаем руки, плечи               (руки к плечам и круговые движение руками)

Чтоб сидеть нам было легче

Чтоб писать, считать, читать

И совсем не уставать

Голова устала тоже                   (наклоны головы в стороны)

Так давайте ей поможем

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка       (шагаем)

Отдохнули мы слегка.

7. Игра «Придумай слово»

 Дети  придумывают самостоятельно слова со звуками [м, м'].

За каждое придуманное слово дети получают фишку.

8. Знакомство с буквами М, м.

Находим место буквы в алфавите.

- На что похожа буква М? (Ответы детей.)  вывешивается картинка.

-Рассматриваем как пишется буква М. Из скольких элементов состоит буква? (из 4). Давайте выложим букву на столе из счётных палочек.

Работа в тетради. Печатание букв М, м; слогов ма, мо, му, мы, ми, ам, ом, ум, ым, им; слова «мама».

9. Игра «Доскажи фразу».

Конь ржет, а корова…   (мычит).

Собака лает, а кошка…   (мяучит).

Луна светит, а звезды…   (мерцают).

 Птица летит, а лягушка… (прыгает).

Петух кукарекает, а курица…(квохчет)

3. Заключительная часть.

-Чем мы занимались на занятии?

 -Что особенно запомнилось?

- Что было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...

Игры на дифференциацию твёрдого и мягкого звука [с], [с\']

Речевой материал по коррекции и дифференцивции звуков [c], [c']...

Скороговорки на произношение твёрдых и мягких звуков.

Их можно использовать на занятиях по развитию речи и изолированно...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...

Буква Д, д. Звук Д(твёрдый и мягкий)

Познакомить дтей со звуком Д, его артикуляцией и с буквой Д, д....