НОД в подготовительной группе по грамоте. Знакомство с буквой Ё.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Познакомить с буквой Ё.

Упражнять в определении позиции буквы Ё в слове.

Упражнять в делении слов на слоги.

Развивать фонематический слух.

Обогащать словарный запас.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_bukva_yo.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность по грамоте

с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема «Буква Ё».

Задачи:

Образовательные

Познакомить с обозначением буквы «Ё» одним или двумя звуками.

Упражнять в определении позиции буквы в слове (в начале, в середине, в конце).

Упражнять в  определении количества звуков в слове.

Упражнять в делении слов на слоги, выделении ударного слога (звука).

Упражнять в придумывании предложений со словами с новой буквой, в составлении схем к придуманному предложению.

Развивающие

Развивать фонематический слух.

Расширять и уточнять словарь детей.

Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и логическое мышление.

Развивать навыки творческого воображения.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные

Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Ход занятия

I – Выделение новой буквы в слове.

1. «Загадки»

Воспитатель

Лесом катится клубок.

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

                              (Ёж)

Картинку на доску.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

                              (Ёлка)

Картинку на доску.

Рыбка хоть не велика,

Но вкусна с неё уха.

Он колюч, но так хорош!

Угадайте! Это ...

                                 (Ёрш)

Картинку на доску.

Воспитатель

На какую букву начинались все отгадки?

Ребёнок

Все отгадки начинались на букву Ё.

Воспитатель

Значит с какой новой буквой мы познакомимся сегодня?

Ребёнок

Мы будем знакомиться с новой буквой Ё.

2.

Воспитатель

Давайте назовём новую букву (ё).

-Пропоём...

-ё-о-о-о

-Когда вы пели, какой звук услышали?

Ребёнок

Я услышал звук [о].

II – Характеристика нового звука.

1. «Гласный или согласный звук?»

Воспитатель

Звук [о] мы обозначаем двумя буквами:

*если надо показать, что впереди согласный звук твёрдый, мы пишем букву О;

*если надо показать, что впереди согласный звук мягкий, мы пишем букву Ё.

Схему на доску.

Воспитатель

Звук [о] гласный или согласный?

Дети

Звук [о] – гласный.

Воспитатель

Почему?

Ребёнок

При произношении звука [О] воздух, выходя из ротика, не встречает преграду, поэтому он – гласный звук.

Воспитатель

Какой моделью обозначаем гласные звуки?

Дети

Открытый ротик

Воспитатель выставляет на наборное полотно модель, обозначающую гласные звуки (открытый рот).

Воспитатель

Если звук [о] – гласный, значит и буква ё – гласная буква.

Воспитатель

Какие бывают гласные звуки?

Дети

Гласные звуки бывают ударные и безударные.

Воспитатель

Звук [о] может быть и ударным, и безударным.

А буква ё всегда ударная.

Воспитатель выставляет на наборное полотно модель (знак ударения).

Воспитатель

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки и буквы?

Дети

Гласные звуки и буквы мы обозначаем красным цветом.

Воспитатель выставляет на наборное полотно модель, обозначающую гласные звуки и буквы (красный квадрат).

2. «Местонахождение звука в слове»

Воспитатель

Сейчас мы поиграем в знакомую игру и узнаем, где может находиться буква Ё.

Воспитатель

Какими моделями обозначаем местонахождение буквы в слове?

Дети

Домики с тремя клеточками: 1 - первая красная клеточка, 2 - красная клеточка посередине, 3 - последняя красная клеточка.

Игра «Место буквы в слове»

Воспитатель

Приготовили модели.

Ёлочка, самолёт, ружьё, лисёнок, ёмкость, жильё, ёршик.

Дети определяют место буквы в слове, показывают выбранную модель.

* Обогащение словаря.

Буква Ё в начале слова:

Ёж, ёжик, ёрш, ёршик,  ёлка, ёлочка, ёмкость, ёрзанье, ёг, ёга.

Буква Ё в середине слова:

Алёша, Лёня, Сёма, Стёпа, котёнок, телёнок, козлёнок, жеребёнок, лисёнок, цыплёнок, утёнок, гусёнок, клёст, берёза, клён, лён, самолёт, вертолёт, мёд, лёд, актёр, матрёшка, застёжка, пятёрка.

Буква Ё в конце слова:

Копьё, жильё, бельё, ружьё, шитьё, питьё, чутьё, бритьё, зверьё.

Воспитатель

Где может находиться буква Ё?

Дети

Буква Ё может находиться в начале, в середине и в конце слова.

Воспитатель выставляет на наборное полотно модели, обозначающие начало, середину и конец слова (домики с тремя клеточками: 1 - первая красная клеточка, 2 - красная клеточка посередине, 3 - последняя красная клеточка).

Воспитатель

Расскажите о новой букве, используя модели.

Дети, используя модели, рассказывают о новой букве.

III – Грамматические задания

1. «Единственное и множественное число»

Ёлка - ели - много ёлок

ёж - ежи - много ежей

ёрш - ерши - много ершей

2. «Назови ласково»

гнездо – гнёздышко

ёлка – ёлочка

ёж – ёжик

ёрш – ёршик

IV – Работа в тетрадях.

1. «Буква Ё»

Воспитатель

На что похожа буква Ё?

Весёлые стихи «На что похожа буква «Ё»

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр непросто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Картинку на доску.

Этой зимой удивлялся народ:

«Ёлка из леса к Емеле идёт!»

Картинку на доску.

Выставил колючки ёж –

Без перчаток не возьмёшь.

У него иголки

Больше, чем у ёлки.

ёжик, глядя на неё

Превратился в букву...(Ё)

Картинку на доску.

Ёжик ёлку наряжал,

Ёлкой сам как будто стал.

Говорит он: «Всё моё!

На страничке с буквой...(Ё)

                             (Н. Пунько)

Картинку на доску.

Воспитатель

В нашем замке появляется ещё одна буква – буква «Ё».

2. Написать строчные и заглавные буквы – ё Ё.

3. «Образование новых слов»

мёд – лёд

лён – клён

4. Буква Ё может обозначать один звук [о] и два звука [йо]

Таблицу на доску.

5. «Разбор слов»

берёзка          ёлочка

6. Написать предложение и начертить схему к нему.

На ели сидит клёст.

Чистоговорки

«Эхо» (сначала я, потом вы)

Ёш-ёш-ёш – прибежал весёлый ёж.

Ёш-ёш-ёш – ты нам песенку споёшь?

Рё-рё-рё, рё-рё-рё – про ребят и про зверьё.

Скороговорка

«Эхо» (в разном темпе, с разной силой голоса)

Ель на ёжика похожа:

Ёж в иголках, ёлка – тоже.

Считалка

Ёжик - ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Встал в кружок и ну считать,

Нам водилку выбирать!

V – Рефлексия

Воспитатель

Вам понравилось занятие?

Что больше всего понравилось?

Что интересного узнали?

Что вызвало затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Образовательная область «Речевое развитие» Образовательный компонент «Обучение грамоте» «Знакомство с буквой Ль, Л»

Познакомить детей с буквой Ль.ЛФормировать умение детей читать слоги и слова с пройденными буквами и отвечать на вопросы по прочитанному тексту.Закрепить умение проводить звуковой анализ слов. Составл...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой А" в подготовительной к школе группе

Конспект занятия п обучению грамоте "Знакомство со звуком А и буквой А"...

НОД в подготовительной группе по грамоте. Знакомство с новым звуком П.

Познакомить детей со зуком П.Развивать фонематический слух.Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и логическое мышление.Расширять словарный запас.Воспитывать взаимопомощь и взаим...