НОД в подготовительной группе по грамоте. Знакомство с новым звуком П.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Познакомить детей со зуком П.

Развивать фонематический слух.

Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и логическое мышление.

Расширять словарный запас.

Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Познакомить детей со звуком П.77 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность по грамоте

в подготовительной группе.

Знакомство с новым звуком. «Звуки [П], [П`]. Буква П (э)»

Задачи:

Коррекционно-образовательные

Познакомить со звуками [П], [П`], артикуляцией при их произношении.

Учить выделять, дифференцировать и характеризовать звуки [П] и [П`] в словах.

Упражнять в выделении первого звука в слове.

Упражнять в определении места звуков [П], [П`] в словах (в начале, в середине, в конце).

Упражнять в делении слов на слоги, выделении ударного слога (звука).

Упражнять в образовании прилагательных от существительных, в подборе антонимов.

Познакомить с буквой «П (э)», усвоить зрительный образ буквы «П (э)».

Коррекционно-развивающие

Развивать фонематический слух.

Расширять и уточнять словарь детей.

Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и логическое мышление.

Развивать навыки творческого воображения.

Развивать мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные

Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.

Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Раздаточный материал: синие и зелёные квадраты для игры «Твёрдый – мягкий»; модели, обозначающие начало, середину и конец слова; картинки с изображением предметов, в котором есть звук [П]; звуковые домики, квадратики красного, синего и зелёного цвета.

Ход занятия

I – «Выделение нового звука в слове»

1. «Назови одним словом»

Воспитатель (называет слова)

Павел, Прохор, Полина, Платон, Потап, Пахом.

- Что общего в этих словах?

Дети

1. Это имена.

2. Во всех этих словах первый звук [П].

Воспитатель (называет следующие слова)

Парикмахер, повар, продавец, почтальон, поэт, портной.

- Что общего в этих словах?

Дети

1. Это профессии.

2. Во всех этих словах первый звук [П].

Воспитатель

Значит с каким новым звуком мы познакомимся сегодня?

Дети

Мы будем знакомиться с новым звуком [П].

II – «Характеристика нового звука»

1. «Гласный или согласный звук?»

Воспитатель

Произнесите звук [П].

Дети произносят звук [П].

Артикуляция звука [П]

Губки сжались крепко-крепко!

Словно сжала губки скрепка.

Как же звуку здесь пройти?

Ведь преграда на пути!

Звук прорвался сквозь преграду

И достался нам в награду.

Воспитатель

Какую преграду встречает воздух, выходя из ротика?

Дети

Губки.

Воспитатель

Какой вывод можно сделать?

Какой звук [П] – гласный или согласный?

Дети

При произношении звука [П] воздух, выходя из ротика, встречает преграду, поэтому он – согласный звук.

Воспитатель

Какой моделью обозначаем согласные звуки?

Дети

Закрытый ротик

Воспитатель выставляет на наборное полотно модель, обозначающую согласные звуки (закрытый рот).

2. «Дифференциация звуков [П] и [П`]»

Воспитатель

Па-па-па – варится крупа.

Повторите.

Дети повторяют чистоговорку.

Воспитатель

Пы-пы-пы – на поле снопы.

Повторите.

Дети повторяют чистоговорку.

Воспитатель

Как произносится звук [П] в этих чистоговорках: па-па-па, крупа; пы-пы-пы, снопы?

Дети

Твёрдо.

Воспитатель

Какой моделью обозначаем твёрдые согласные звуки?

Дети

Квадрат синего цвета.

Воспитатель выставляет на наборное полотно модель, обозначающую твёрдые согласные звуки (квадрат синего цвета).

Воспитатель

Пи-пи-пи – печку растопи.

Повторите.

Дети повторяют чистоговорку.

Воспитатель

Пят-пят-пят – котята спят.

Повторите.

Дети повторяют чистоговорку.

Воспитатель

Как произносится звук в этих чистоговорках: пи-пи-пи, растопи; пят-пят-пят, спят?

Дети

Мягко.

Воспитатель

Какой моделью обозначаем мягкие согласные звуки?

Дети

Квадрат зелёного цвета.

Воспитатель выставляет на наборное полотно модель, обозначающую мягкие согласные звуки (квадрат зелёного цвета).

Игра «Твёрдый – мягкий»

Правила.

Воспитатель называет слова со звуками [П] или [П`].

Дети, определив твёрдость (мягкость) звука, поднимают синюю или зелёную карточку.

Слова к игре: павлин, печка, пальто, пирог, петух, парта, пенал, посуда.

3. «Звонкий или глухой согласный звук?»

Воспитатель

Сейчас мы закроем ушки и ещё раз произнесём звук [П].

Закройте ушки.

Произнесите звук [П].

Что вы услышали? Как было в ваших ушках?

Дети

Тихо, спокойно.

Воспитатель

Приложите ручку к горлышку.

Произнесите звук [П].

Поёт ваше горлышко?

Дети

Нет.

Воспитатель

Если в ушках тихо, горлышко спокойное, значит какой это согласный звук?

Дети

Глухой.

Воспитатель

Какой моделью обозначаем глухие согласные звуки?

Дети

Зачёркнутый колокольчик

Воспитатель выставляет на наборное полотно модель, обозначающую глухие согласные звуки (зачёркнутый колокольчик).

4. «Местонахождение звука в слове»

Воспитатель

Послушайте слова и скажите, где может находиться звук [П].

Слова: пальма, липа, сироп.

Дети

Звук [П] может находиться в начале, в середине и в конце слова.

Воспитатель выставляет на наборное полотно модели, обозначающие начало, середину и конец слова (домики с тремя клеточками: 1 - первая синяя клеточка, 2 - синяя клеточка посередине, 3 - последняя синяя клеточка).

Игра «Место звука в слове»

Воспитатель

Сейчас мы поиграем в игру «Место звука в слове».

Правила.

Перед доской лежат модели, обозначающие начало, середину и конец слова.

Ваша задача: посмотреть на картинку перед вами, определить местонахождение звука [П] в предмете, изображённом на ней и принести к нужной модели.

Раздаточный материал: пушка, помидор, портфель, поднос, пчела, платье, капуста, лопата, шапка, сапоги, тапки, цыплёнок, топор, укроп, микроскоп, карп, телескоп, суп, шуруп.

Дети идут к доске и раскладывают картинки рядом с моделями, объясняя свой выбор.

* Обогащение словаря.

Звук [П] в начале слова:

Павел, Пелагея, Полина, Пётр, Прохор, Потап, Прасковья, Платон, Пахом, Прокоп, павлин, пеликан, пингвин, перепел, попугай, петух, панда, пума, пантера, поросёнок, паук, подосиновик, подберёзовик, поганка, продукты, помидор, петрушка, перец, персик, патиссон, пшено, пшеница, перловка, повидло, пряники, пирог, пирожки, пышки, печенье, плов, пюре, пельмени, повар, портной, парикмахер, почтальон, печник, продавец, пекарь, поэт, поэма, писатель, певец, пианист, педагог, пейзаж, песня, пилот, пирамида, победа, парад, пожар, поход, пароход, паровоз, парашют, парусник, пейзаж.

Звук [П] в середине слова:

Капуста, репа, липа, тополь, тюльпан, папоротник, листопад, дупло, леопард, гепард. черепаха, цапля, цыплёнок, лупа, лампа, шапка, шляпа, кепка, сапоги, тапки, топор, цепочка, хлопок, хлопушка, запах, запас, копилка, спички, экипаж.

Звук [П] в конце слова:

Филипп, Архип, Потап, Осип, карп, укроп, сноп, серп, сироп, телескоп, калейдоскоп, микроскоп, фильмоскоп, джип, шуруп, галоп, прицеп, суп, залп, скрип, прицеп, циклоп, кетчуп.

Воспитатель

Расскажите о новом звуке, используя модели.

Дети, используя модели, рассказывают о новом звуке.

Физкультминутка

Маленькие птички,

Птички-невелички

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло.

Там и сухо, и тепло.

(Движения в соответствии со словами)

III – «Разбор слова»

«Пони»

Воспитатель

Сосчитайте, сколько звуков в слове, отделяя каждый из них.

Положите на стол столько фишек, сколько звуков у вас получилось.

Подберите «звуковой» домик.

Проверяем, правильно ли вы подобрали «звуковые» домики:

поставьте пальчик на первую клеточку, произнесите первый звук;

на вторую клеточку – второй звук;

на третью клеточку – третий звук;

на четвёртую клеточку – четвёртый звук.

Дети выполняют задания воспитателя.

Воспитатель

Каждый звук нашёл себе клеточку?

Дети

Да.

Воспитатель

Назовите 1-ый звук.

Произнесите его: п-п-п

Какой он? Почему?

(при произношении звука [п] воздух выходя из ротика встречает преграду, поэтому он – согласный звук)

В этом слове звук [п] произносится твёрдо или мягко? Давайте произнесём его с гласной «о». (твёрдо)

Какого цвета квадратик положите на первую клеточку? (синего)

Назовите 2-ой звук.

Произнесите его: о-о-о

Какой он? Почему?

(при произношении звука [о]  воздух выходя из ротика не встречает преграду, поэтому он – гласный звук)

Какого цвета квадратик положите на вторую клеточку? (красного)

Назовите 3-ий звук.

Произнесите его: нь-нь-нь

Какой он? Почему?

(при произношении звука [нь] воздух выходя из ротика встречает преграду, поэтому он – согласный звук)

Третий звук произносится твёрдо или мягко? Давайте произнесём его с гласной «и».

(мягко)

Какого цвета квадратик положите на третью клеточку? (зелёного)

Назовите 4-ый звук.

Произнесите его: и-и-и

Какой он? Почему?

(при произношении звука [и]  воздух выходя из ротика не встречает преграду, поэтому он – гласный звук)

Какого цвета квадратик положите на четвёртую клеточку? (красного)

Сколько согласных звуков в этом слове? (2)

Сколько гласных звуков? (2)

Сколько слогов? (2)

Как узнали?

Дети

1. Прохлопали

2. Подставили руку к подбородку.

3. Вспомнили правило: сколько в слове гласных, столько и слогов

Проверяем: хлопаем...

                      подставляем руку к подбородку...

Воспитатель

Давайте «позовём» пони.

Дети «зовут» пони, выделяя ударный звук.

Воспитатель

Какой ударный звук?

Дети

Ударный звук [о].

Гимнастика для глаз

Птички полетели вверх.                                                           Дети поднимают глаза вверх

Птички улетели вправо.                                                           Дети смотрят вправо.

Птички улетели влево                                                              Дети смотрят влево.

И спрятались на полу.                                                              Смотрят на пол.

Гимнастика повторяется 3 раза.

IV – «Буква П (э)»

1.

Воспитатель

Звук [П] обозначается буквой П (э).

Воспитатель вешает плакат с буквой «П».

Воспитатель

На что похожа буква?

Воспитатель показывает картинки с весёлыми стихами «На что похожа буква

«П (э)».

Весёлые стихи «На что похожа буква «П (э)»

«П» – турник.

На нём гимнаст

Подтянулся сорок раз.

Подтянись попробуй ты

И не бойся высоты!

Дома букву П найдём,

Заглянув в дверной проём.

Говорил недавно кто-то:

«П похожа на ворота».

Воспитатель

В нашем замке появляется ещё одна буква – буква «П (э)».

*Звук [П] или [П`] – буква П (э).

2. Чтение слогов в «замке».

V – «Словесные игры» (можно с мячом)

«Образование прилагательных»

Каша из пшена – пшённая каша

Каша из перловки – перловая каша

Мука из пшеницы – пшеничная мука

Варенье из персика – персиковое варенье

Икра из патиссонов – патиссоновая икра

Паштет из печени – печёночный паштет

Стакан из пластмассы – пластмассовый стакан

«Наоборот»

Радоваться – печалиться

Покупать – продавать

Искать – прятать

Бросать – поднимать

Хороший – плохой

Гладкий – пушистый

Однотонный – пёстрый

«Измени слово»

Задание: добавить звук [п] в начало моих слов, изменяя значение.

Слова:

ушки – пушки

Олечка – полечка

Аллочка – палочка

луг – плуг

Уля – пуля

лавка – плавка

VI – Скороговорка

Пара птиц порхала, порхала –

Да и выпорхнула.

Дети произносят скороговорку в разном темпе и с разной силой голоса.

VII – Рефлексия

Воспитатель

Вам понравилось занятие?

Что больше всего понравилось?

Что интересного узнали?

Что вызвало затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ: ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [Й\'], БУКВОЙ Й. (СТАРШАЯ ГРУППА)

Знакомство с согласным звуком [й\'], буквой Й. Занятие интегрированное включает в себя материал по  разделам программы:  ознакомление с художественной литературой и развитие речи, развитие эк...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Конспект НОД в подготовительной группе обучение грамоте на тему «Гласный звук «У». Буква У».

Цель: Ознакомление с артикуляцией звука [у]. Формирование умения узнавать звук [у] в ряду гласных звуков, ударный начальный звук [у] в словах. Знакомство с буквой У. Конструирование и печатание буквы ...

НОД в подготовительной группе по грамоте. Знакомство с буквой Ё.

Познакомить с буквой Ё.Упражнять в определении позиции буквы Ё в слове.Упражнять в делении слов на слоги.Развивать фонематический слух.Обогащать словарный запас....