Главные вкладки

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ: ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [Й'], БУКВОЙ Й. (СТАРШАЯ ГРУППА)
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Маркелова Анна Леонидовна

    Знакомство с согласным звуком [й'], буквой Й. Занятие интегрированное включает в себя материал по  разделам программы:  ознакомление с художественной литературой и развитие речи, развитие экологических представлений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx19.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Маркелова Анна Леонидовна,

    воспитатель,

    МАДОУ № 163, г. Кемерово

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОСНОВАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ:

    ЗНАКОМСТВО С СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ [Й'], БУКВОЙ Й.

    (СТАРШАЯ ГРУППА)

    Цель

    Знакомство с согласным звуком [й'], буквой Й.

    Задачи

    Учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й'] в словах.

    Закреплять умения детей составлять звуковые схемы слов, правильно характеризовать звуки в заданном слове. Вычленение словесного ударения.

    Развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление, память, наблюдательность.  

    Расширять кругозор детей.

    Воспитывать интерес к звучащей речи, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца.

    Воспитывать любовь к природе и животным.

    Материалы

    Набор для моделирования «Погода». Элементы с изображением явлений окружающей среды (облака, тучи, сосульки, ручьи, сугробы, дождь, снег др.), временного отрезка (месяц, день недели, число). Карточка с изображением буквы Й. Картинка с изображением различных предметов, начинающихся на звук [й'] (йод, йог, йогурт, йоркширский терьер). Карточки с картинками (йод, йог, линейка, сойка, чайник, шайба, хоккей, змей, чай, трамвай). Фишки красного, зеленого, синего, черного цветов на каждого ребенка.

    Ход

    Воспитатель предлагает детям подойти к календарю природы.

    Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года, месяц? Какой день недели? Какое сегодня  число? А теперь подойдите к окну и посмотрите, какая сегодня погода, какой день? (Дети выставляют на календаре природы название месяца дня недели, дату. Прикрепляют элементы явлений окружающей среды).

    Дети. День весенний, солнечный/пасмурный, ветреный/безветренный, теплый/холодный.

    Воспитатель. Послушайте внимательно эти слова и выделите в них последний звук. Какой это звук?

    Дети. Звук [й'].

    Воспитатель. Правильно, это звук [й'], а буква которая дает этот звук называется «и краткая». В чем особенность  букв и  звуков?

    Дети. Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.

    Воспитатель. А как вы думаете звук [й'], какой гласный или согласный? Почему?

    Дети. Согласный. Потому что его нельзя пропеть, произносится коротко.

    Воспитатель. Молодцы, а еще звук [й'] всегда мягкий. Каким цветом обозначаются мягкие/твердые звуки?

    Дети. Мягкие звуки обозначаются зеленым цветом, твердые синим (воспитатель прикрепляет к доске карточку с изображением буквы Й).

    Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение про букву «и краткую».

    Знай, что Й зовут «И кратким».

    Й как И В твоей тетрадке.

    Чтобы Й не путать с И,

    Сверху палочку пиши.

    А теперь посмотрите на картинку, на которой изображены различные предметы. Произнесите названия только тех предметов, которые начинаются на звук [й'].

    Дети. Йод, йог, йогурт, йоркширский терьер.

    Воспитатель. Поиграем в игру «Топни – хлопни» (Воспитатель просит одного из ребенка напомнить правила игры).

    Дети. Если в слове слышим звук [й'], хлопаем, если нет – топаем.

    Воспитатель. Произносит по порядку слова, четко проговаривая все звуки.

    Лиса, соловей, игра, лицо, троллейбус, змей, линейка, автобус, чай, кролик.

    Воспитатель. Молодцы! А сейчас выполните следующее задание. Необходимо определить позицию звука [й'] в слове, где мы слышим звук [й'] в начале слова, в середине или в конце. Для этого я раздам вам карточки с картинками, а вам необходимо поселить свою карточку в нужный домик.

    (Воспитатель раздает карточки с картинками (йод, йог, линейка, сойка, чайник, шайба, хоккей, змей, чай, трамвай). На доске прикреплены три домика со схемами звук [й'] в начале слова, в середине, в конце).

    Воспитатель. Среди картинок было изображение птицы, эта птица называется сойка, и сейчас  я расскажу вам про нее (показывает картинку с изображением сойки).

    По своим размерам сойка похожа на сороку. Смотрится птица в своем наряде очень ярко и красиво. Однако, разглядеть ее не так-то просто, ведь сойки очень пугливые птицы. В холодный зимний период сойки не всегда мигрируют в страны с теплым климатом. Улетают с насиженных мест только в случае неурожая. Зимой, когда снежный покров препятствует добыче корма, эти птицы выбираются из леса на более открытые участки и появляются возле жилища людей.

    Однако сойка  - лесная жительница, именно в лесу проводит она всю свою жизнь. Данный вид питается как растительной, так и животной пищей. Это могут быть семена, ягоды, насекомые, ящерицы, лягушки, яйца более мелких птиц. Представители данного вида могут нападать на мелких грызунов, птенцов и молодых певчих птах, которые недавно научились летать.

    Сойка – очень сообразительная птица. Она делает запасы: собирает и прячет желуди. Птица может запасти до 4 кг желудей.

    Голос сойки резкий и дребезжащий. Птицы данного вида умеют подражать пению других птиц и человеческому голосу. (В конце рассказа воспитатель включает аудио запись с пением сойки).

    Воспитатель. А теперь мы с вами сделаем звуковой анализ слова «сойка».

    (Каждый ребенок за столом составляет звуковую схему слова «сойка»)

    Давайте проверим, правильно ли вы сделали звуковую схему.

    Какой первый звук в слове «сойка»?

    Дети. Звук [с], согласный, твердый, обозначается синим цветом.

    Воспитатель. Какой второй звук?

    Дети. Звук [о], гласный, обозначается красным цветом.

    Воспитатель. Какой третий звук?

    Дети. Звук [й'], согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

    Воспитатель. Какой четвертый звук?

    Дети. Звук [к], согласный, твердый, обозначается синим цветом.

    Воспитатель. Какой пятый звук?

    Дети. Звук [а], гласный, обозначается красным цветом.

    Воспитатель. Отметьте черной фишкой ударный гласный звук, назовите его.

    Дети. Звук [о].

    Воспитатель. Сколько слогов в слове «сойка»?

    Дети. Два слога.

    Воспитатель. Давайте сделаем физминутку, которая называется «Буквы».

    В старом дереве дупло –

    Это домик буквы О.

    Рядом с нею на суку

    Примостилась буква У.

    В гости к нам издалека

    Прибежала буква А.

    Прилетела буква Я

    На спине у воробья.

    Буквы стали веселиться:

    И смеяться, и кружиться

    То попрыгают немножко

    То похлопают в ладошки

    То присядут, отдохнут,

    То опять плясать начнут.

    Воспитатель. Молодцы, дети, хорошо с вами поиграли! С какой новой буквой и звуком вы сегодня познакомились? Охарактеризуйте его.

    Дети. Познакомились с буквой «и краткая», со звуком [й']. Звук [й'] согласный, всегда мягкий, обозначается зеленым цветом.

    Воспитатель. Голос, какой птицы вы сегодня слушали?

    Дети. Сойки.

    Воспитатель. Что еще сегодня мы с вами делали?

    Дети. Отвечали на вопросы, играли в игры, слушали стихотворение, рассказ, составляли звуковую схему слова и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

    Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

    КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «МЫ ИДЕМ НА СТАДИОН» ПО ТЕМЕ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-СЬ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ, ОНР)

    Предлагаемый конспект НОД поможет дошкольникам с ОНР не только актуализировать словарный запас по теме "СПОРТ", развить связное высказывание (с помощью опорных картинок), но и закрепить произношение з...

    Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)

    Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...

    Конспект занятия по основам первоначальной грамоты в подготовительной к школе группе «Черепашки» на тему: «Загадай, мы отгадаем».

    Цель:1. Продолжать развивать способности проводить звуковой анализ слова и качественно характеризовать звуки.2. Закреплять умение вычленять словесное ударение.3. Воспитывать у детей уважение к труду л...

    Конспект занятия по обучению грамоте "Учим гласные и согласные звуки вместе с Машей"

    Дети учатся различать гласные и согласные звуки, наблюдая за своим голосом, упражняются в умении подбирать слово на заданную схему, а также упражняются в умении  проводить звуковой анализ слова....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"

    Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К"....

    Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Глухой согласный звук [ч], буква Ч»

    Занятие направлено на достижение таких целей, как: Познакомить детей с новым звуком и буквой.              Способствовать развитию...