картотека игр для подготовки дошкольников к обучению грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

картотека игр для подготовки дошкольников к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека игр72.25 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «УЛЫБКА» ГОРОДА САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (МБДОУ Д/С № 12)

Картотека  игр  для подготовки старших     дошкольников к обучению грамоте.

                   

                                           Воспитатель первой категории   Евстафьева И.А.

                                                                          МБДОУ д/с №12 « Улыбка»

Игра «Самый внимательный».

Цели игры: Продолжать закрепление формы и звука буквы [А].

Правила игры: Возможны два варианта этой игры.

1-й вариант. Предложите ребенку осмотреться вокруг и назвать предметы (или части предметов), по форме напоминающие букву [А]. Устройте соревнование и называйте все буквы [А], которые увидите, по очереди. Побеждает тот, кто назовет больше предметов.

2-й вариант. Таким же образом можно провести соревнование, называя предметы, начинающиеся на звук [А]. Внимание! Помните, что звук [А] может обозначаться на письме как минимум двумя буквами: [А] и [О]. Поэтому, если ваш ребенок назовет, к примеру, «окно», не стоит говорить ему, что он не прав. Такой ответ должен засчитываться как правильный.

Большую роль в запоминании формы буквы играют тактильные ощущения. То есть возможность потрогать букву, запомнить ее «на ощупь». Для этой цели очень хорошо использовать магнитные буквы, которые теперь в большом количестве встречаются в магазинах. Также вы можете вырезать буквы из любого плотного или объемного материала – картона, поролона, пенопласта и т.д

Игра «Найди нужный предмет».

Цели игры: Учить распознавать звук [А] в начале, конце и середине слов.

Правила игры: Среди нарисованных предметов сначала найти все, начинающиеся на звук [А]. После этого придумать самостоятельно еще два слова, начинающиеся на звук [А]. Затем проделать то же самое со звуком в конце слова и в середине слова. Игра состоит из 3-х частей.

1. Жила-была одна маленькая девочка. Однажды она совершенно случайно попала в волшебный замок, очень необычный даже для волшебной страны. В каждой комнате этого замка были предметы, растения и животные, подобранные очень интересным образом. Когда девочка вошла в первую комнату, она увидела, что там все на букву [А]. Посмотри на картинки и  скажи, что из нарисованного здесь, могло бы оказаться в этой комнате? Дорисуй в первом пустом квадрате еще один предмет, который мог бы оказаться в комнате.

2. Затем девочка вошла во вторую комнату и увидела, что все, находящиеся в ней, заканчивается на [А]. Попробуй найти среди рисунков те, которые подошли бы для этой комнаты. Во втором пустом квадрате нарисуй предмет, подходящий для второй комнаты.

3. Наконец девочка попала в третью комнату. В ней оказались предметы, растения и животные, в названии которых буква [А] была в середине слова. Сможешь ли ты их найти? Нарисуй в последнем квадрате предмет для этой комнаты.

Игра «Удивительный рассказ».

Цели игры: Закрепить умение отличать буквы [У] и [А] по форме и по звучанию, развивать сообразительность, внимание и фантазию.

Вам понадобятся: Картонные или изготовленные из любого другого материала буквы [У] и [А] для каждого игрока.

Правила игры: С помощью игрального кубика разыгрывается право первого хода. Бросьте по очереди кубик, и тот, у кого выпадет большее число, получает право первого хода. Игрок называет любое слово и показывает одну из букв. Например, [У]. Второй игрок должен повторить слово, прибавив к его началу букву [У]. К примеру:

Кошка – показывается буква [У] – укошка;

Дом – [А] - адом;

Ведро – [У] - уведро и т.д.

А начать игру можно с продолжения сказки о девочке, которую вы прочли, изучая букву [А].

Девочка весь день ходила по замку, но не увидела ни одного человека.

- Куда же все подевались? – удивлялась она. – Ведь не может же такого быть, что здесь вообще никто не живет?

И она вышла за ворота замка. Перед ней раскинулся прекрасный сад, а далеко за деревьями слышалась веселая музыка. Девочка пошла на звуки и вскоре оказалась прямо посередине веселого праздничного маскарада. Все обитатели замка оказались там. Они обступили девочку и разом заговорили.

- Усмотрите, уновая удевочка.

- Акакая Ахорошая.

- Уоткуда уона увзялась?

- Аэтого аникто ане азнает.

- Ничего не понимаю, - подумала девочка. – Наверное, они здесь все иностранцы и говорят на незнакомом мне языке…

А ты понял, о чем говорили жители волшебной страны?

Как ты об этом догадался? Давай представим себя жителями этой страны и поговорим на

иностранном языке.

Игра «Нитки перепутались».

Цели игры: Закрепить графический образ букв [У] и [А].

Правила игры: В этой игре могут участвовать двое или, если вы дорисуете на листе бумаги большее количество прямоугольников с линиями, несколько участников. Каждый игрок выбирает себе прямоугольное поле и старается найти буквы [А] и [У]. Побеждает тот, кто найдет большее количество букв.

Следите за тем, чтобы ваши занятия с ребенком не стали скучными или обязательными.

Заинтересованность является важной предпосылкой усвоения знаний и навыков устной речи.

Игра «Буква потерялась».

Цели игры: Учить выделять существенные черты формы буквы «М».

Вам понадобятся: Лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры или краски, вырезанная из картона медаль с надписью «Настоящий разведчик». Можете сделать буквы из различного материала: бумаги, картона, лоскутков ткани и пр.

Правила игры: Лучше играть вдвоем. Задача каждого игрока – найти как можно больше букв «М».

Побеждает тот, кто лучше справится с заданием.

Ты любишь прятки? Буквы «М» тоже очень любят эту игру. Посмотри, они попытались спрятаться среди других, похожих на нее букв. А еще эти буквы любят самых внимательных ребят и дарят им медали

«Настоящий разведчик». Попробуй получить такую медаль и найди как можно больше букв «М».

Игра «Магазин».

Цели игры: Учить находить звук [М’] в начале, в середине и в конце слова.

Вам понадобятся: Самые различные небольшие предметы (в названиях некоторых из них должен присутствовать звук [М’]), которые вы сможете «купить», играя в магазин.

Правила игры: Разложите предметы перед собой. Вы – продавец и ведущий, малыш – покупатель.

Ребенок может «купить» только те вещи, в названиях которых присутствует звук [М’].

Один медвежонок любил мед, малину и все то, что звучало со звуком [М’]. Вот однажды медвежонок пошел в магазин и увидел там много всего интересного.

- Сейчас я куплю все, что начинается на звук [М’], - сказал медвежонок.

И купил. Но ему этого показалось мало.

- Надо еще купить все предметы, в названиях которых звук [М’] звучит в середине слова.

И снова купил.

- Ну, вот, - сказал медвежонок. – Осталось только купить все то, что заканчивается на звук [М’].

После того как он сделал все свои покупки, медвежонок пошел к зайцу играть с новыми игрушками. А мыс тобой давай поиграем в такого же медвежонка. Ты будешь покупать, а я продавать.

Игра «Собери букву».

Цели игры: Закрепить графический образ буквы [О].

Правила игры: Предложите малышу найти половинки букв и соединить их карандашной линией.

На этой странице находились самые разные буквы [О]. Да вот беда, пока книжка стояла на полке, кто-то успел их разобрать. Сможешь ли ты соединить детали букв, чтобы они снова стали целыми?

Игра «Поймай [О] ладошками».

Цели игры: Учить выделять звук [О’] в связном тексте.

Правила игры: Взрослый читает текст, а малыш, услышав слово со звуком [О’], должен хлопнуть в ладоши.

Когда мы говорим, то произносим звуки. Они выпрыгивают из нашего рта, долетают до ушек. И тогда наши уши слышат произнесенные звуки. А что же потом? Куда они летят дальше? И можно ли их поймать? Давай попробуем поймать звук [О’].

Ты когда-нибудь ловил комариков? Помнишь, как нужно хлопать ладошками? Вот так же мы будем ловить звуки. Я буду читать сказку, а ты, как только услышишь [О’], хлопни в ладоши. Да смотри, не пропусти ни одной.

Игра «Собери букву».

Цели игры: Закрепить графический образ буквы [О].

Правила игры: Предложите малышу найти половинки букв и соединить их карандашной линией.

На этой странице находились самые разные буквы [О]. Да вот беда, пока книжка стояла на полке, кто-то успел их разобрать. Сможешь ли ты соединить детали букв, чтобы они снова стали целыми?

Игра «Кавалер ордена Отличников».

Цели игры: Учить читать слоги с буквой [О].

Вам понадобятся: Вырезанные из цветного картона несколько букв [О], с приделанными к ним лентами или

булавками. Это будут ордена, вручаемые за правильные ответы. Еще вам понадобится небольшая монета (10 или 50 копеек).

Правила игры: Игра рассчитана на двух и более человек. С помощью игрального кубика вы можете разыграть право первого хода. По очереди кидайте монету на таблицу со слогами. Куда монета упадет, тот слог игрок и будет читать. Если ребенок правильно прочитал слог, ему вручается орден, и ход переходит к следующему игроку. При неверном прочтении монета перекидывается до тех пор, пока ребенок не прочитает верно,

какой-нибудь слог. АУ МА ОА

МО

Игра «Собери в корзинку».

Цели игры: Учить находить звук [Т’] в начале слова.

Вам понадобятся: Пакеты, емкости или коробочки, которые будут заменять корзинки; картинки с различными предметами (их можно вырезать из старых журналов). Чем больше их будет, тем лучше. Часть предметов на картинках должны начинаться на букву [Т].

Правила игры: Играть можно вдвоем, втроем или целой компанией. Ведущий раскладывает картинки по всему дому (где ребенок сможет их найти и достать). Задача игроков – собрать в свою корзинку картинки, названия которых начинаются на букву [Т]. Выигрывает тот, кто соберет больше правильных картинок и ни разу не ошибется.

Игра «Многоэтажные дома».

Цели игры: Учить составлять и читать прямые и обратные слоги с буквой [Т].

Вам понадобятся: Слоги из разрезной азбуки (с теми буквами, которые ребенок уже знает), игральный кубик, монетка.

Правила игры: Игра рассчитана на двоих. Каждый игрок выбирает дом для своих слогов. С помощью игрального кубика разыграйте право первого хода. Первый игрок не глядя бросает монетку на таблицу со слогами. Тот слог, на который попадет монета, он должен прочитать, найти в разрезной азбуке и «поселить» в своем многоэтажном

доме. Затем право хода переходит к следующему игроку. Если монета попадает на слог, который уже читали (он уже «живет» в одном из домов), то ход пропускается. Выигрывает тот, чей дом первым окажется полностью заселенным.

В нашей волшебной стране буквы живут в домах. На многих из них висят таблички: «Здесь живет буква [А]» или просто [М]». А вот однажды буквы подружились. Им так понравилось играть друг с другом, что вечером им не захотелось расходиться по своим квартирам и скучать. И тогда архитектор Буквочит построил два многоэтажных

дома, таких просторных, что буквы в них смогут жить не по одной, а целыми слогами. Осталось только расселить слоги по своим квартирам.

Игра «Воздушные шарики».

Цели игры: Продолжать закрепление формы буквы [Ю].

Вам понадобятся: Воздушные шарики, можно сделать их из цветного картона, а можно воспользоваться

предложенным рисунком, на которых написаны различные буквы.

Правила игры: Возможны два варианта.

1-й вариант. Предложите ребенку рассмотреть рисунки с воздушными шариками. Он должен выбрать и

раскрасить шарики, на которых написана буква [Ю]. Помните, что перед буквой [Ю] изучено не так много букв.

2-й вариант. Для этой игры сами подготовьте шарики разной формы и размера и напишите на них изученные буквы. Предложите ребенку не просто собрать воздушные шарики с буквой [Ю], а так, чтобы они были одинаковой формы или цвета. Если в процессе игры возникают трудности, то предложите сначала отобрать шарики с буквой [Ю], а потом их отсортировать. В дальнейшем стоит вернуться к этой игре, но так, чтобы ребенок концентрировался на двух параметрах: букве и цвете или букве и форме.

Игра «Путешествие в сказку».

Цели игры: Продолжить закрепление буквы [Ю], учить складывать слоги.

Вам понадобятся: Стрелки, на которых написаны различные буквы (их можно подготовить самостоятельно с помощью разноцветного картона так, чтобы гласная буква была красного цвета, а согласная – синего); подарок в коробочке.

Правила игры: Расскажите ребенку, что он отправляется в волшебную страну спасти принцессу, найти друга или получить подарок. Сюрприз добрая волшебница из сказки спрятала в коробочке. Путь же к ней нужно проложить с помощью стрелочек. Но они особенные. Только вместе красная и синяя стрелочка (или гласная и согласная в слоге) укажут путь. Поэтому нужно класть их на пол друг с другом и по ним двигаться к подарку.

Поместите на пути к подарку препятствия (игрушки, стопки книг и т.д.).

Если вы играете в первый раз, то сначала можно остановиться на цветовой гамме стрелок. В дальнейшем нужно проговаривать вместе с малышом слоги, которые он подбирает.

Игра «Отправляемся в гости».

Цели игры: Учить находить букву [Н] среди других букв.

Вам понадобится: Игральный кубик и фишки.

Правила игры: Игра рассчитана на двух или несколько человек. Игроки по очереди

кидают кубик и продвигаются вперед на столько букв, сколько выпадет на игральном

кубике. Буква [Н] является призовой. Если фишка попадет на нее, то игрок делает два

хода подряд. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша.

Старичок Букваричок собрался в гости к своим детям, ребятушкам-Букварятушкам. А

по пути он время даром не терял, буквы собирал. Попробуй и ты пройти по этой

дорожке. Только помни, букву [Н] старичок Букваричок особенно любит и, увидев ее,

в два раза быстрее идти начинает.

Игра «Найди снежинку».

Цели игры: Повторить характеристику изученных звуков: гласные-согласные.

Правила игры: Найти и раскрасить снежинку, в которой только гласные звуки.

Вспомни, какие звуки мы называем гласными? Правильно, которые можем пропеть.

Найди снежинку, в которой только голосистые гласные и раскрась ее. Найди букву [Н],

покажи ее.

Игра «Удачливый рыболов».

Цели игры: Продолжить закрепление формы и звука буквы [Р].

Вам понадобятся: Рыбки (можно воспользоваться набором пластмассовых магнитных

рыбок из игры «Рыбак», которую можно купить в магазине) с написанными на них буквами, линейка, веревочка, магнитик, круг.

Правила игры: Сначала смастерите с ребенком удочку. К линейке привяжите веревочку, а к ней – магнитик.

Разложите на полу рыбок с буквами. Предложите ребенку поймать те рыбки, у которых на

боку написана буква [Р]. Если у ребенка возникли трудности, помогите ему. Прикрепите

магнитики только к тем рыбкам, которые имеют букву [Р]. Получится, что ребенок сначала непроизвольно будет ловить только рыбки с буквой [Р].

Можно воспользоваться иллюстрацией к игре и попросить малыша сначала раскрасить

рыбок с буквой [Р], потом с [У], [Т] и т.д.

Давай поиграем в рыбалку. Помнишь, как в сказке мальчик с дедушкой поймали рыбку? Ты тоже можешь наловить рыбу к ужину. Но самая вкусная рыба с буквой [Р] на боку. Поймай все рыбки с этой буквой.

Игра «Где пропажа?».

Цели игры: Учить находить букву [Р] среди других букв.

Правила игры: Соединить все буквы «Р» прямыми линиями, чтобы отгадать, что потерял

король (Корону).

Во дворце сегодня переполох. У короля пропажа. Все придворные сбились с ног, отыскивая то, что потерял король. Искали везде: и за троном, и под троном, и даже под королевской подушкой. Но никак не могли найти.

Помоги королю и придворным найти пропавший предмет. Для этого нужно соединить все

буквы [Р] линиями. Если ты все сделаешь правильно, то сможешь отгадать, что потерял

король.

Игра «Найди пару».

Цели игры: Продолжить закрепление знаний об изученных прописных и соответствующих

строчных буквах.

Правила игры: Внимательно рассмотреть буквы. С каждой прописной буквой линией

соединить соответствующую строчную букву. Во избежание путаницы можно делать линии карандашами различных цветов.

Игра «Что напутал Винтик?».

Цели игры: Продолжить закрепление начертания буквы [К], развивать

пространственное мышление ребенка.

Вам понадобятся: Различные геометрические фигуры, на которых написаны

различные буквы (фигуры можно подготовить самостоятельно с помощью

разноцветного картона).

Правила игры: Выбрать из множества фигур те, на которых написана буква [К]. После

того как малыш отберет все части фигурок с буквой [К], следует дать ему новое

задание. Например, построить дом, цветок, ракету и т.д. Вам можно положиться на

фантазию вашего ребенка и предложить ему самому что-нибудь построить.

Сложность этой игры заключается в том, что надо не просто составить квадрат или

треугольник и т.д., а построить что-нибудь. Например, дом с трубой, цветок, ракету и

т.д. Винтик долго играл с фигурками и все их перепутал. Помоги ему найти все фигурки с

буквой [К]. А когда ты найдешь все эти фигуры, то сможешь из них сделать волшебную

страну. В ней живет только буква [К].

Игра «Собери картинку».

Цели игры: Закрепить знания о графическом образе буквы [Ж], учить находить ее

среди других букв, развивать мелкую моторику.

Вам понадобятся: Фотографии или рисунки с изображением различных предметов

животных (жабы, журнала, жука и т.д.). Эти рисунки следует разрезать на части, а на

каждой из них написать букву [Ж]. Эти рисунки ребенок будет собирать, как пазлы.

Чтобы запутать малыша, подготовьте несколько «посторонних» разрозненных

кусочков с другими буквами.

Правила игры: Предложите ребенку выбрать среди кусочков те, на которых написаны

буквы [Ж]. Когда он их выберет, остальные отложите в сторону, чтобы они не

мешались. Из отобранных фигурок ребенок должен собрать картинку. Не забывайте

хвалить своего малыша.

Игра «Корабли».

Цели игры: Показать существенное отличие в написании букв [К] и [Ж].

Правила игры: Предложите ребенку «отправить» корабли в свои гавани. Пусть он

проведет карандашные линии от парусников с буквой [Ж] к острову с этой буквой, а от

кораблей с буквой [К] - ко второму острову.

После длительных морских странствий корабли вернулись домой. Помоги капитанам

поставить корабли в свои гавани. Подсказкой тебе будут буквы на парусах и флагах.

Игра «Построй домик для буквы [Ж]».

Цели игры: Закрепить знания о графическом облике буквы [Ж].

Правила игры: Из всех «деталей» выбрать только те, на которых есть буква [Ж], и

закрасить их. Можно вырезать эти детали и попросить ребенка собрать их и наклеить

на лист картона. Построй домик для буквы [Ж], выбирая только те детали, на которых

она написана. Закрась их. Посади рядом с домиком цветочек, в котором тоже

встречается буква [Ж]. Закрась. Какие слова с буквой [Ж] ты можешь вспомнить?

Игра «Раскрась картинку».

Цели игры: Развивать умение отличать букву [С] от других букв, дать понятие заглавной и строчной букв [С].

Вам понадобятся: Цветные карандаши или фломастеры.

Правила игры: В этой игре ребенку нужно будет раскрасить буквы по определенным цветам: [С] большую – синим цветом, [с] маленькую – желтым цветом. В результате должна получиться картинка с корабликом.

Помнишь, как мы с тобой играли в художников и рисовали по-букварски, как это делают все жители сказочной страны, в которой живут буквы. Сегодня твоя задача будет немного посложнее. В разные цвета нужно будет раскрасить не различные буквы, а одну и ту же. Возьми карандаш и закрась все большие буквы [С] и пространство между ними желтым

цветом, а маленькие [с] – голубым цветом. Теперь посмотри на то, что из этого получилось. Ты снова сумел нарисовать необычную картинку.

Дети любят играть с предметами. Любое обучение, основанное не только на работе с книгой, но и связанное с предметной деятельностью, протекает легче и быстрее. Малышу нужно потрогать, посмотреть, почувствовать, чтобы появилась заинтересованность, а вместе с ней и скорейшее запоминание. В свой «Букварик» мы старались включить как

можно больше таких игр, в которых у малыша появляется возможность «потрогать на ощупь» процесс чтения. И это не обязательно должны быть объемные буквы. Любой предмет, связанный с игрой «в чтение», поможет в обучении вашего

ребенка. Например, как это происходит при проведении следующей игры.

Игра «Найди слово».

Цели игры: Повторить чтение некоторых слогов, учить ребенка читать целые слова.

Правила игры: Прочитать слова, зашифрованные в таблице. Вы даете

ребенку подсказку, а он должен найти и прочитать слово.

Первое слово начинается в клеточке один два (если малыш уже знает счет за десяток, то клетку называйте «двенадцать») и заканчивается в клетке пять. (Ответ: рана.)

Следующее слово начинается в клетке один три (тринадцать) и заканчивается в клетке девять. (Ответ: стакан.)

Начало – в клетке один два, конец слова – в клетке два. (Ответ:рама.)

Начало – в клетке семь, конец – в клетке один четыре. (Ответ:картон.)

Начало – в клетке три, продолжение – в клетке десять и окончание – в клетке один пять. (Ответ: самокат.)

Начало – в клетке семь, окончание – в клетке один шесть. (Ответ:карман.)

Начало – в клетке один, продолжение – в клетке шесть, конец – в клетке один два. (Ответ: конура.)

Начало – в клетке один три, окончание – в клетке восемь. (Ответ:станок.)

Начало – в клетке один, окончание – в клетке три. (Ответ: коса.)

1      ко

2           ма

3             са

4                  сок

5      на

6           ну

7             кар

8                  нок

9      Кан

10        мо

11           но

12                ра

13    сто

14        тон

15           кат

16               ман

Игра «Сложи пазлы».

Цели игры: Закрепить начертание буквы [И], развивать мелкую моторику.

Вам понадобятся: Несколько коробочек с пазлами, на обратной стороне которых написаны буквы (но так, чтобы на одной картинке были написаны только буквы [И]).

Правила игры: Перемешайте пазлы из разных коробочек. Предложите ребенку отобрать среди них те, на которых написана буква [И]. Далее игра может развиваться по двум направлениям. Если пазлов не много, то предложите ребенку сложить из них картинку, не переворачивая их на цветную сторону. Если же у ребенка возникают трудности, то можно пойти по-другому пути. Перевернуть пазлы цветной стороной вверх и потом сложить картинку.

Игра «Рассеянный почтальон».

Цели игры: Повторить изученные буквы, учить находить среди них букву [И], развивать мелкую моторику.

Вам понадобятся: Конверты с написанными на них изученными буквами, открытки или листы с такими же буквами, написанными на обороте.

Правила игры: Расскажите ребенку историю про почтальона. Она сразу привлечет внимание малыша, ведь он захочет помочь незадачливому почтальону. В то же время, ища буквы и раскладывая их в нужные конверты, развивается мелкая моторика ребенка и умение концентрировать внимание. Ведь в конверт нужно положить правильную букву так, чтобы он не помялся и не порвался.

В конце игры спросите у малыша, в каком из конвертов спряталась буква [И]. Чтобы убедиться, верно ли ответил ребенок, предложите ему вынуть открытку из конверта. Если вы использовали цветные открытки или цветные картинки, то скажите, что эта открытка (картинка) – подарок от почтальона.

Так он наградил малыша за неоценимую помощь.

Жил-был почтальон. Он разносил почту людям: мальчикам и девочкам, дядям и тетям. Но однажды у почтальона из писем выпали все открытки, и он никак не может их собрать. Помоги рассеянному почтальону. Разложи открытки с буквами в их конверты.

Игра «Прятки».

Цели игры: Закрепить знание детей о форме новой буквы.

Правила игры: Ребенок закрывает глаза. Взрослый на столе раскладывает перед ним уже изученные буквы, а ребенок, открыв глаза, должен среди них найти новую букву [Й].

Ты хорошо запомнил, как выглядит новая буква [Й]?

Посмотри на нее еще раз. Сейчас закрой глаза. Буква спрячется среди других букв. Открой глаза и найди [Й] среди других букв.

Игра «Сосчитай буквы».

Цели игры: Закрепить знания о форме буквы [Й], совершенствовать навыки счета.

Правила игры: Посчитать количество букв [Й] в каждой фигуре и соединить с соответствующей цифрой.

Рассмотри буквы в фигурах. Сосчитай, сколько букв [Й] в первой фигуре? Соедини линией фигуру с той цифрой, которая показывает, сколько букв [Й] ты насчитал. Сколько букв [Й] во второй фигуре? Проведи линию от фигуры к нужной цифре. Такое же действие выполни с третьей фигурой. Покажи фигуру, в которой букв [Й] больше всего. На какую букву похожа [Й]? ([И]). Чем она от нее отличается?

Игра «Играем в буквы».

Цели игры: Продолжать закрепление буквы [Е], составить фигурки.

Вам понадобятся: Разноцветные геометрические фигуры, на которых написаны изученные ребенком буквы (фигуры можно изготовить самостоятельно с помощью цветного картона).

Правила игры: Предложите ребенку из множества разноцветных фигурок выбрать те, на которых написана буква [Е]. Пусть он откладывает их в одну сторону, а другие буквы – в другую. Это поможет малышу по несколько раз не просматривать одни и те же фигурки. Усидчивость у детей разная, поэтому им может скоро наскучить такая монотонная игра в перебирание фигурок.

После этого предложите ребенку сложить из кусочков полноценные фигурки. Желательно, чтобы они были простыми, например прямоугольник, квадрат, круг и т.д. Если малыш затрудняется сделать первый шаг, то помогите ему. Покажите на примере, как можно построить квадрат или круг. Следующую фигуру сложите с ним вместе, а потом пусть он повторит ваши действия.

Внимание! Цвета фигур не должны быть очень яркими или пестрыми, так как они будут отвлекать внимание ребенка от букв, написанных на фигурах

Игра «Собери букву».

Цели игры: Закрепить начертание буквы [Е] и других ранее изученных букв.

Вам понадобятся: Палочки разных цветов и размеров (можно использовать палочки для счета).

Правила игры: Возможны два варианта.

1-й вариант. Предложите ребенку выложить из палочек букву [Е]. В этом случае можно немного пофантазировать. Например, сложить букву из палочек разного цвета или двух цветов. Проведите с малышом соревнование: кто быстрее соберет букву?

2-й вариант. Игру можно усложнить. Предложите ребенку вначале сложить из палочек букву [Е], потом он из палочек должен собрать буквы, которые изучены ранее. Желательно самим предлагать букву, так как следует выбирать среди изученных ранее те, которые не имеют округлых и наклонных элементов.

(Для первой игры ребенку будет трудно с ними работать). Среди изученных букв таких немного: [Т], [Н].

Если ребенок затрудняется сам составить знакомую букву, в игру должны вступить вы и помочь ему. В этом варианте также можно использовать цветовой фактор, предлагая малышу сложить одноцветную букву или двухцветную.

Если у ребенка хорошо, получается, составлять буквы из палочек, можно еще усложнить игру и предложить ему собрать буквы, имеющие округлые элементы: [О], [Ю], [Р], [С]. Для этого используйте пуговицы.

Игра «Ёлочки».

Цели игры: Закрепить знания детей о прописной и строчной букве. [Ё], [ё].

Правила игры: Внимательно рассмотреть сначала маленькую, а потом большую елочку. На маленькой надо раскрасить игрушки со строчной буквой [ё], а на большой – с прописной.

К новогоднему празднику буквы украшали елочки. Маленькую ёлочку надо было украсить новогодними игрушками с маленькой (строчной) буквой [ё], а большую - игрушками, на которых нарисованы большие (прописные) буквы [Ё]. Проверь, не ошиблись ли буквы. Правильные игрушки раскрась, а неправильные оставь не раскрашенными.

Игра «Ёжик».

Цели игры: Закрепить знания о графическом облике новой буквы [Ё].

Правила игры: Соединить линиями грибы и яблоки, в которых написана буква [Ё] с корзинкой ежика.

Ёжик делает запасы на зиму. Но он больше всего любит те грибы и яблоки, в которых

встречается его родная буква [Ё]. Помоги ёжику собрать запасы на зиму, соединив линиями грибы и ягоды с буквой [Ё] и корзинку ёжика.

Игра «Найди картинку».

Цели игры: Закрепить звучание изучаемой буквы.

Вам понадобятся: Любой карандаш или фломастер.

Правила игры: Ребенок должен найти и выделить из большого количества различных предметов именно те, в названии которых присутствует буква [В]. Вначале предложите ребенку найти нужную картинку и показать ее, назвав предмет. Затем малыш должен обвести карандашом или фломастером этот предмет.

Произнесите быстро и чисто чистоговорки:

ВА – ВА – ВА – выросла трава.

ВУ – ВУ – ВУ – соберу траву.

ВЫ – ВЫ – ВЫ – нет травы.

Игра «Найди место звука в слове».

Правила игры: На столе лежат карточки со звуком [В], надо назвать их, и определить место звука в слове,

твердый или мягкий звук.

Карточки: Вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы, диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли,

павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост.

Игра «Раздели слова на слоги»

ВАТА, АВТОБУС, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, УМЫВАЛЬНИК, ИВА, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ХВОСТ, ВАЗА,

БУКВЫ

Игра «Осьминожка».

Цели игры: Продолжить закрепление формы и звука буквы [П], развивать мелкую моторику.

Вам понадобятся: Осьминог (игрушка или картинка), карточки со словами (сапог, башмак, валенок, туфля, босоножка, носок, перчатка) и соответствующие картинки.

Правила игры: Прочитайте ребенку слова, написанные на карточках. Предложите соотнести карточки с картинками.

Покажите ребенку осьминога и скажите, что ему нужна обувь. Но надеть он сможет только такую, в середине названия которой есть буква [П]. Когда ребенок найдет слово «сапог», произнести его вслух и проверьте, действительно ли в середине слова спряталась буква [П]. Если осьминог нарисован, то предложите малышу подрисовать ему сапоги.

Если ребенок назвал слово «перчатка», объясните, что это не обувь и осьминогу она не подходит.

Бедный осьминожка простудил все ножки. Видишь, сколько ножек у осьминога, и все их нужно обуть. Помоги осьминогу найти нужную обувь. Но носить он может только ту обувь, в названии которой есть буква [П].

Игра «Раскрась гирлянду».

Цели игры: Развивать умение определять твердые и мягкие согласные.

Правила игры: Части гирлянды, в которых звук [п] мягкий раскрасить зеленым цветом, те, в которых [п] твердый, - синим цветом.

Букву [П] относят к буквам, которые имеют несложное начертание. Однако такая буква простота в некоторой степени кажущаяся. Неправильное расположение палочек в этой букве может привести к путанице. Поэтому в игровой форме можно научить ребенка находить и исправлять ошибки. Так, несмотря на то, что малыш еще не умеет писать, он никогда не будет путать чем-то похожие по начертанию буквы. В то же время, возвращаясь к ранее изученному, ребенок закрепляет пройденный материал, что очень важно для него в этом возрасте.

Игра «Волшебные буквы».

Цели игры: Учить ребенка отличать букву [П] от других букв, развивать мелкую моторику.

Вам понадобится: Палочки разных цветов и размеров (можно использовать палочки для счета). Заранее подготовьте из палочек буквы, изученные ребенком.

Правила игры: Превратить «заколдованные» буквы в [П], перекладывая палочки.

Злая волшебница заколдовала буквы. А помочь им можешь только ты. Ведь раньше заколдованные буквы были буквами [П], а теперь превратились в другие буквы. Какие? Исправь то, что натворила злая колдунья.

Убери лишние палочки или доложи недостающие

Игра «Определи слова с буквой [Г]».

Цели игры: Расширить словарный запас детей и их знания о словах с буквой [Г].

Вам понадобятся: Нарисованная или вырезанная буква [Г].

Правила игры: Читайте слова с буквой [Г]. Если ребенок слышит в слове звук [г], то поднимает карточку с буквой [Г].

Можно зачитать ребенку данные слова и дополнить своими примерами.

Гусь, гайка, чайка, гагара, ёж, гитара, кошка, книга, грач, игрушка, зверушка, гараж, город, улица, огород, звук, голос, гора, овраг, ягода, гриб, газета, журнал, гвозди.

Игра «Сложи букву».

Цели игры: Закрепить знания ребенка о форме буквы [Г], [г].

Вам понадобятся: Мозаика или кубики, из которых ребенок может выкладывать букву [Г] и другие уже изученные буквы. Можно предложить малышу построить любые произвольные фигуры из мозаики. Лучше, если эти фигуры в своем названии будут иметь букву [Г], например грибок, гараж, дорога, гусь и т.д. В конце игры обязательно спросите ребенка: «С какой буквой познакомились сегодня? Покажите ее».

Давай поиграем с кубиками (с мозаикой): построим новую букву [Г]. Как, по-твоему, это сделать?

Правильно, надо положить три-четыре кубика, прислонив их друг к другу так, чтобы получилась самая длинная деталь буквы [Г], а два кубика приложить к верхней части уже построенной палочки (горизонтально). Построй из кубиков (мозаики) другие известные тебе буквы. Дополни свою постройку любыми фигурами.

Игра «Сложи букву».

Цели игры: Закрепить знания ребенка о форме буквы [Л].

Вам понадобятся: Счетные палочки.

Правила игры: Предложите малышу из счетных палочек выложить «Л» и другие уже выученные буквы ([М], [Т], [Н], [К], [И], [Й], [Е], [П], [Г]). Затем можно дать задание построить любые произвольные фигуры из палочек, например домик, забор, дорогу, деревце, солнышко и т.д. Не забудьте в конце игры напомнить ребенку о новой букве.

С какой буквой познакомились сегодня? Покажите ее еще раз.

Игра «Рыбки».

Цели игры: Продолжать закрепление буквы [Ы].

Правила игры: Показать линиями, какие рыбки попадут в аквариум с [Ы].

В аквариуме живут рыбки с буквой [Ы]. Найди таких рыбок и пусти их в аквариум. Сколько рыбок попали в аквариум? Где находится [Ы] в слове «рыба»?

Игра «Обезьянки».

Цели игры: Закреплять ранее изученные буквы, в том числе букву [Ы], развивать координацию движений.

Вам понадобятся: Палка (50 см).

Правила игры: Предложите ребенку изобразить букву [Ы]. При этом напомните ему сказку про эту букву, где говорится, что палочку терять нельзя.

Далее можно изображать другие ранее изученные буквы. Сначала сами показывайте буквы, а ребенок пусть повторяет за вами. Но потом задачу можно усложнить и предложить малышу самому изобразить букву.

Помните, что можно использовать и подручные средства.

Вот несколько вариантов изображения букв. Необязательно останавливаться именно на них. В этом случае поможет ваша смекалка. Фантазируйте вместе с малышом.

Буква [А] – ноги на ширине плеч, руки сложены на груди (можно вместо рук использовать палку).

Буква [О] – соедините руки в круг перед собой или над головой.

Буква [Т] – разведите руки в стороны.

Буква [Р] – правую или левую руку положите ладонью на макушку

Игра «Часы».

Цели игры: Закреплять изучение новой буквы, развивать внимательность, мелкую моторику и координацию ребенка.

Вам понадобятся: Лист картона, на котором будут нарисованы часы, стрелки можно сделать из картона и закрепить с помощью болта и гайки, магнитные (или картонные) буквы.

Правила игры: На листе картона нарисованы часы, у которых вместо цифр – пустые квадраты. В эти квадраты положите магнитные буквы (которые ребенок уже изучил) – гласные и согласные (обязательно должна присутствовать [Ы]).

Предложите ребенку на циферблате найти буквы [Ы]. Используя стрелки, указывайте две разные буквы.

Попросите ребенка прочитать эти слоги (указывайте и на два согласных).

Ребенок очень любит подражать взрослым. Нередко он копирует их позы или даже рассказывает то, что от них услышал. Это можно использовать при изучении алфавита. Почти каждую букву можно изобразить с помощью рук, ног или подручных средств. Так что предложите ребенку отправиться в сказочный мир букв, где они живут, слушают сказки и непременно говорят о себе.

Игра «Найди мягкий знак».

Цели игры: Закрепить знания детей о внешнем виде буквы [Ь], отрабатывать умение раскрашивать, закрепить знания о геометрических фигурах.

Вам понадобятся: Цветные фломастеры или карандаши.

Правила игры: Из всех представленных фигур необходимо найти и раскрасить те, в которых написан мягкий знак.

Игра «Помоги мягкому знаку».

Цели игры: Продолжать запоминать графический образ буквы [Ь], закрепить знания детей о том, что мягкий знак указывает мягкость согласного звука.

Правила игры: Необходимо соединить все согласные буквы с мягким знаком, гласные не соединять. Ребенку сформулировать задание так: «Помоги мягкому знаку указать на мягкость согласных звуков, соедини нужные буквы».

Назови буквы, которые ты соединил с мягким знаком. Какие они: гласные или согласные? Прочти мягко получившиеся звуки [н’], [т’] и т.д.

Игра «Услышь мягкий звук».

Цели игры: Тренироваться на слух определять мягкий согласный звук в конце слова.

Правила игры: взрослый читает слова, когда ребенок услышит мягкий согласный на конце, он должен хлопнуть в ладоши.

Существует много слов, в которых мягкий знак указывает на мягкость согласного не только в конце слова, но и в середине: угольки, пеньки и т.д. На первых этапах можно брать простые слова, как в этой игре.

Конь, лес, рысь, кот, собака, рыба, день, лень, слон, кисть, шесть, семь, один, гусь, синица, лебедь, лось, лиса, олень, волк, медведь, молоток, гвоздь, дуб, ель, елка, клен, морковь, огурец, пять, один, конь, лошадь, жеребенок, слушать, уши, смотреть, глаза.

Вы можете дополнить эту группу слов своими примерами, а также попросить самого ребенка придумать подобные слова.

Игра «Докрась цветочек».

Цели игры: Расширять знания ребенка о местоположении мягкого знака.

Правила игры: Предложите ребенку рассмотреть рисунок. Сравните, чем похожи и чем отличаются слова, обратите внимание на то, каким становится мягкий звук после появления мягкого знака и как меняется смысл слова. В этой игре мягкий согласный звук в середине цветка надо раскрасить зеленым цветом, а твердый – синим.

Где расположен мягкий знак? Какой согласный звук без мягкого знака, и каким он становится при его появлении? Раскрась серединку цветка с мягким согласным зеленым цветом, а серединку цветка с твердым – синим цветом.

Игра «Составь букву».

Цели игры: Продолжать закрепление формы буквы [Д], развивать мелкую моторику.

Вам понадобятся: Палочки разных цветов – большие (от 5 см) и поменьше (от 3 см), палочек одного цвета должно быть не менее 6 штук.

Правила игры: Возможны два варианта.

1-й вариант. Предложите ребенку с помощью палочек сложить букву [Д].

Если у него не получается это сделать самостоятельно, то в первый раз сложите их сами. Если для игры вы выбрали только большие палочки, то «хвостики» от буквы [Д] можно опустить. Если для игры взяли палочки и поменьше, можно «дорисовать»

новой букве «хвостики».

2-й вариант. Усложните игру. Предложите сложить букву, используя палочки только одного цвета или двух, трех. Такие игры с цветом очень нравятся малышам. Ведь чем ярче и привлекательнее будет игра, тем интереснее играть. В то же время, комбинируя цвета, вы параллельно развиваете воображение ребенка. Также можно складывать некоторые уже изученные буквы: [А], [У], [М], [Т], [Н], [К], [Ж], [И], [Й], [Е], [П], [Г], [Л].

Ребенок уже знает много букв. Поэтому он должен хорошо их узнавать среди других. В русском языке немало так называемых симметричных букв, левая часть которых похожа на правую. В этом случае малышу можно предложить игру, позволяющую

даже по половинке буквы узнать ее. Но задачу можно осложнить и тем, чтобы он нашел какую-то конкретную букву. В этом случае развивается образное мышление ребенка, так как ему приходится в своем воображении дорисовывать вторую половину буквы.

Игра «Найди букву [Д]».

Цели игры: Учить находить букву [Д] среди других букв, повторять изученный ранее материал.

Вам понадобятся: Небольшие листочки бумаги, на половине которых изображены буквы [Д], [П], [М], [Т], [Ж], [Н], [О], [А]

(желательно, чтобы у букв была изображена левая часть, так как именно с нее ребенок и начнет свой поиск).

Правила игры: в зависимости от уровня развития ребенка можно предложить два варианта игры.

1-й вариант. Ребенку предлагается найти среди половинок букву [Д]. Ему можно сказать, что буква спряталась и, только когда он ее найдет, она сможет показаться. Это поможет пробудить у ребенка интерес к игре.

2-й вариант. Усложните задание. Попросите малыша узнать все спрятанные буквы, а потом под вашим руководством дорисовать недостающую половинку.

Такую игру можно проводить не раз, изменяя ее. Например, можно изобразить на бумаге правую часть букв. Подобный вариант игры немного сложнее для ребенка. Но благодаря предыдущим играм он будет готов к такому повороту событий.

У ребенка нередко возникает сложность с нахождением буквы в тексте. Проще всего найти букву в начале слова. Если же она разместилась в конце, то ребенку сложнее ее найти. Самая большая трудность заключается в поиске буквы в середине слова.

Поэтому можно на первых порах немного подсказывать ребенку, где прячется буква, если малыш ищет ее только в начале слова.

Игра «Составь слово с буквой [Д]».

 Цели игры: Составлять слова с буквой [Д] по аналогии с другими словами, взятыми из текста.

Вам понадобится: Листок бумаги, на которой крупными печатными буквами написано стихотворение, и магнитные буквы для

составления слов, картинки с изображениями дома, друга, сада, дыни.

Правила игры: Прочитайте стихотворение, написанное на бумаге. Читайте внятно, не торопитесь, чтобы ребенок уже на слух мог найти нужную букву.

С вами мы построим ДОМ,

С ДРУГОМ заживем мы в нем.

САД мы вместе разобьем,

Дыню мы посадим в нем.

дальнейшем к складыванию слов.

Игра «Веселый алфавит».

Цели игры: Продолжить закрепление формы и звука буквы [Б].

Вам понадобятся: Магнитные буквы (которые уже изучены), картинки (минимум 5 слов должны начинаться с изученных букв).

Правила игры: Предложите ребенку разложить на полу на небольшом расстоянии друг от друга изученные буквы.

Пока он их раскладывает, пусть называет. Это неплохое повторение изученного материала. Далее из предложенных картинок он должен выбрать те, название которых начинается на данную букву, и разложить вокруг буквы. Например: Вокруг буквы [Б] будут картинки ботинка, булки, брюк, белки, бантика.

Предложите ребенку найти букву [Б] и назвать предметы, которые ее окружили.

В дальнейшем игру можно немного усложнить. Например, выбрать одну букву [Б] и сложить вокруг нее картинки, слова которых имеют букву [Б] в конце или середине.

В играх постоянно нужно напоминать ребенку, что есть гласные и согласные звуки. Это особенно важно к концу знакомства с буквами. Ведь после этого ребенок будет закреплять свои умения в сложении слогов и приступит к составлению слов. Поэтому не стоит забывать о гласных и согласных и оставлять их на самый последний момент.

Упустив их различие в процессе изучения алфавита, вам придется не раз возвращаться снова и снова к пробелам в знаниях малыша, которых можно было бы избежать.

Игра «Чаепитие».

Цели игры: Учить читать целые слова с буквой «Б».

Правила игры: Предложите ребенку провести карандашом «дорожки» по каждому из трех направлений, «собрать» все буквы и прочитать получившиеся слова.

Борис очень любит пить чай. А еще он любит разные интересные игры. Вот сегодня он решил не просто почаевничать, а поиграть в «чайный лабиринт». Хочешь узнать, как это делается? Для этого возьми карандаш и пройдись по одному из ходов лабиринта. Да не просто так, а собери все буквы, что находятся в нем, и прочитай слово. Если тебе удастся сделать это, то в конце прохода ты найдешь то, что пригодится тебе для чаепития. Затем

также пройдись по второй и третьей дорожкам. Удалось тебе собрать все слова? Тогда приятного тебе чаепития!

Игра «Слово в мешочке».

Цели игры: Продолжить закрепление формы и звука буквы [Я], развивать мелкую моторику.

Вам понадобятся: Магнитные буквы (которые уже изучены), мешочек.

Правила игры: Возможны два варианта.

Предложите ребенку опустить руку в мешочек, на ощупь определить букву и назвать слово, которое начинается с нее. После этого малыш может вытащить букву. Если он назвал верно, то буква откладывается в сторону. Если ошибся, то буква снова опускается в мешочек. Можно немного усложнить игру. Вы называете слово, а ребенок ищет подходящую букву и показывает ее вам. Чтобы в этой игре  запомнить букву [Я], нужно, чтобы в мешочке их было несколько. Если для ребенка эта игра оказалась сложной, можно предложить ему сначала достать букву, назвать ее, а потом попытаться назвать слово.

В этом возрасте важно развивать пространственное представление у ребенка. Он должен понимать, что не все в мире статично и имеет только ту форму, которую он видит в первый раз. Предлагайте ребенку что-то дорисовывать на картинке, дописывать похожие элементы. В этом случае хорошо помогают так называемые половинчатые картинки, или зеркальные. Если дана половина картинки, то вторую ребенку следует представить, а потом дорисовать. Если же дано зеркальное изображение, то нужно мысленно

его перевернуть. Возможно, сначала малышу будет сложно, но потом все получится.

Игра «Зеркальные буквы».

Цели игры: Закреплять умение находить букву [Я], развивать воображение.

Вам понадобятся: Магнитные буквы (которые уже изучены), карточки с отраженными буквами.

Правила игры: Узнать буквы, побывавшие в Зазеркалье. Для наглядности можете подвести малыша к зеркалу с предметом в руке и сказать, что он держит мяч в левой руке, в зеркале – в правой. Для этого покажите ему карточки с зеркальными буквами (их можно и перевернуть, словно они смотрятся в озеро или зеркало). Когда ребенок назовет все буквы, верно, предложите подобрать к ним «правильные»,

магнитные, буквы. Чтобы запомнилась [Я], подготовьте несколько таких букв, зеркальных и магнитных. Эти буквы попали в волшебную страну Зазеркалье. И теперь они все выглядят по-другому. Помоги буквам, узнай их, и тогда они снова станут собой. Назови узнанные буквы? Где буква [Я]?

Игра «Найди свой домик».

Цели игры: Учить ребенка находить звук [х] в разговорной речи.

Вам понадобятся: Мелки для асфальта. Нарисуйте на асфальте круги – «домики», в которые легко сможет встать один человек. Последний круг должен быть больше остальных. Круги следует нарисовать так, чтобы перешагивая из одного в другой, можно было дойти до большого круга (дорожка из кружков).

Правила игры: Ребенок встает в дальний от большого круга «домик». Его задача – вспомнить и назвать слова, в которых есть звук [х]. Назвав одно слово, ребенок переходит в соседний «домик», затем называет еще одно слово и передвигается в следующий круг. Игра заканчивается, когда ребенок дойдет до большого круга.

Эту же игру можно провести и с несколькими игроками. Для этого рисуется несколько дорожек из кругов (по количеству игроков). По очереди каждый игрок называет слово со звуком [х]. Если кто-нибудь затрудняется назвать слово, он пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финишного круга.

Наш «Букварик» уже приближается к концу. Малыш долгое время занимается с этой книгой, что для него достаточно утомительно. Следите внимательно, не пропал ли интерес к книге у вашего ребенка. Если такое случилось, ни в коем случае не заставляйте ребенка заниматься с «Буквариком». Это нарушит непроизвольность восприятия материала и значительно затруднит вам работу. Лучше на время «забудьте» об этой книге. Наберитесь терпения и дождитесь, когда ребенок самостоятельно захочет вернуться к нашим играм. Если вы все сделаете правильно, то этот момент обязательно наступит.

Игра «Домино».

Цели игры: Запоминать буквы (в том числе букву [Ш]), находить их в начале слова.

Вам понадобятся: Карточки «домино», на одной половине которой изображена буква, а на другой – картинка. Карточки подготовьте с помощью картона и вырезок из журналов или старых книг.

Правила игры: Подготовьте карточки с домино так, чтобы на одной карточке не было картинки, название которой начинается с буквы, написанной на карточке. При этом букв [Ш] и соответствующих картинок должно быть несколько (чаще попадаясь ребенку, они будут лучше запоминаться).

Предложите ребенку к букве подобрать картинку, название которой начинается с данной буквы. Можно пойти в другом направлении: к картинке подбирать соответствующую букву. Важно, чтобы ребенок четко произносил буквы и слова, относящиеся к картинкам.

Игра «Буква-пассажир».

Цели игры: Закрепить умение находить букву [Ш], учиться определять ее место в слове.

Вам понадобятся: Изображение корабля (можно использовать этот рисунок), магнитные буквы.

Правила игры: Разложите с помощью магнитных букв слова с буквой [Ш] и без нее. Разделите рисунок корабля на три части.

Ребенку объясните, что это нос, хвост и середина корабля. Пассажиром на корабле будет буква [Ш].

Вы четко произносите слова и предлагаете ребенку определить, где находится буква: в начале, середине или в конце слова.

Только после этого буква сможет занять соответствующее место на корабле.

Можно использовать эти слова: ШАПКА, КАМЫШ, ШУБА, ШАРФ, АФИША, КРЫШКА, ШАРИК, КОСИШЬ, ДЫШИШЬ, ШЛЮПКА,

ШЛЕПАТЬ и т.д.

Игру можно немного усложнить и не раскладывать предварительно слова с буквами. В этом случае вам нужно четко произносить слова, чтобы ребенок на слух мог догадаться, где можно поместить букву-пассажира.

Среди предложенных слов должны быть и такие, в которых буквы [Ш] нет. Например, «хлеб». В этом случае на корабль никто не попадет.

Игра «Дорисуй бусы».

Цели игры: Закреплять знания о форме изученных букв, развивать логическое мышление.

Правила игры: Закончить последовательность букв.

Внимательно рассмотри бусинки и буквы, которые в них расположены. Дорисуй в последних бусинках нужные буквы так, чтобы они располагались в том же порядке, что и в начале бус. На каких бусах написаны только согласные звуки, которые не поются, а произносятся отрывисто?

Игра «Прочитайте вместе».

Цели игры: Развивать навыки чтения, логическое мышление.

Правила игры: Вначале прочитайте один слог, сделайте паузу, а затем второй. После этого ребенок должен повторить сразу два слога. Потом прочитайте вместе уже четыре слога, и пускай малыш все повторит за вами. Таким образом, прочитываются все слоги.

Ча-ща-ча-ща

Чё-щё-чё-щё

Чи-щи-чи-щи

Чу-щу-чу-щу

Оч-ощ-оч-ощ

Уч-ущ-уч-ущ

Оч-ощ-оч-ощ

Ич-ищ-ич-ищ

Очё-ощо-очё-ощо

Ичи-ици-ичи-ици

Учу-ущу-учу-ущу

Ача-аща-ача-аща

Визуальное восприятие ребенком буквы столь же важно, как и слуховое.

Для зрительного запоминания недостаточно просто несколько раз посмотреть на букву. Очень важно совместить визуальное восприятие с каким-либо иным действием. Например, ребенка можно попросить эту букву написать, выложить из каких-либо мелких предметов и т.д. В подобных играх также задействуется мелкая моторика ребенка, что позволяет развивать речь ребенка.

Игра «Лабиринт».

Цели игры: Закрепить графическое оформление буквы [Щ].

Вам понадобятся: Карандаш или фломастер.

Правила игры: Ребенку необходимо взять карандаш и, проводя карандашом по лабиринту, нарисовать всю букву [Щ].

Игра «Буквы из веревочки».

Цели игры: Запомнить изучаемую букву, научиться выкладывать любые буквы из веревочек, развивать мелкую моторику.

Вам понадобятся: Простой карандаш, ножницы, клей ПВА (желательно в бутылке с носиком-дозатором), цветной картон, кусочки различных веревок (шнурки, тесьма, толстые нитки для вязания и др.)

Правила игры: Вместе с ребенком нарисуйте на картоне простым карандашом изучаемую букву. Обязательно включайте малыша в процесс изготовления букв. Дайте ребенку клей, чтобы он смог самостоятельно обвести клеем контур буквы –

«нарисовать букву». Затем, пока клей не высох, вместе с малышом разложите веревочку по контуру буквы. Ножницами удалите остатки веревочки. Подождите немного, пусть вся поделка подсохнет. После того как буква высохнет, предложите ребенку ощупать ее, как бы запомнить букву руками. Таким образом, можно изготовить и любую другую

букву, а затем составлять из них слоги и слова.

Игра «Везде буква [Ц]».

Цели игры: Показать ребенку, что буква [Ц] может находиться в разных местах в слове – в начале, в середине и в конце; запомнить слова с изучаемой буквой. Визуально ребенок должен научиться быстро, находить нужную букву. Повторить различные цвета, которыми будут написаны слова.

Вам понадобятся: Нужно самостоятельно изготовить карточки со словами, в которых есть буква «Ц». Изучаемая буква должна располагаться в разных местах в словах – в начале, в середине и в конце. Карточки необходимо подготовить заранее, сами слова должны быть написаны крупным и полужирным шрифтом.

Правила игры: Показывайте малышу карточку, читайте само слово, а затем спросите, где находится буква «Ц» - в начале, в середине или в конце слова. Игру можно немного усложнить: напишите слова разными цветами, пускай ребенок, помимо нахождения и подчеркивания нужной буквы, говорит, какого цвета слово.

В начале слова: Цепочка, царевна, цукат, цилиндр, цветок, цапля, царь, цыган, цирк, цифра, циркуль, цитата, цена, цвет, целовать, цемент, цех, цепь, центр, цыпленок.

В середине слова: Лицо, огурцы, умница, авиация, единица, рецепт, тигрица, овца, танцы, порция, пуговица, водица, борцы, Франция, львица, рукавица, мерцать, яйцо, кольцо, крыльцо, курица, танцор, луковица, отцы, певцы, пальцы, медведица, темница, оценка, дворцы.

В конце слова: Отец, заяц, молодец, перец, палец, иностранец, танец, конец, певец, песец, беглец, колодец, птенец, ранец, леденец, храбрец, жеребец, продавец, месяц, боец, огурец, дворец.

Игра «Разыщи букву [Ц]».

Цели игры: Запомнить написание буквы [Ц] и научиться находить ее среди других букв.

Вам понадобятся: Карандаш или фломастер любого цвета.

Правила игры: Отыскать букву [Ц] и обвести ее в кружок.

Дети разных возрастов очень любят, когда им читают – будь то сказка, стихотворения и даже просто предложения.

Слушая любой текст, малыш учится правильному построению предложения, составлять небольшие тексты и связывать предложения между собой, старается правильно и последовательно выстраивать свои мысли. Все это влияет на  речь ребенка.

Игра «Помоги черепахе найти ключик».

Цели игры: Закрепить знания о графическом образе буквы [Ч], развивать внимательность.

Вам понадобятся: Фломастер или цветной карандаш.

Правила игры: Из большого количества букв найти букву [Ч] и по ней проложить дорожку,

которой потом пройдет черепаха и найдет свой золотой ключик.а его развитие в целом.

 Игра «Давай-ка порисуем».

Цели игры: Запомнить букву [Ч] благодаря ассоциативной памяти.

Вам понадобятся: Различные карандаши, фломастеры и чистые листы бумаги.

Правила игры: Прочитайте слова, которые начинаются на букву [Ч]. Затем вместе с малышом выберите, что будете рисовать. На чистом листе бумаги ребенок должен нарисовать к каждому слову свою картинку: к слову «часы» - картинку с часами.

Можно использовать эти слова: часы, черепаха, чашка, чайник, чебурек.лее грамотным.

Игра «Отправь каждую букву в свой домик».

Цели игры: Научить ребенка находить нужную букву и выполнить условие задания, вспомнить ранее изученные буквы.

Вам понадобятся: Простой карандаш и ластик.

Правила игры: Вначале назовите буквы, которые нужно отыскать и привести домой. Затем малыш должен найти эти буквы и провести простым карандашом от буквы до домика. Таким образом, буква теперь знает, в каком направлении ей нужно идти, и она обязательно попадет домой.

Буквы [Ч], [О], [Е] вышли погулять и заблудились. Помоги каждой из них попасть в свой домик.

Игра «Нарисуй букву [Ч]».

Цели игры: Повторять форму буквы [Ч], развивать у ребенка внимательность и способность самостоятельно копировать рисунок.

Вам понадобятся: Цветной карандаш или фломастер.

Правила игры: На карточке с левой стороны нарисован образец буквы, которая составлена по ранее расставленным точкам. Ребенок должен нарисовать точно такую же букву с правой стороны по таким же точкам.

Игра «Волшебный мешочек».

Цели игры: Повторить уже ранее изученные буквы и закрепить графический образ буквы [Э], научиться придумывать слово на заданную букву.

Вам понадобятся: Различные буквы из набора (пластмассовые или магнитные), непрозрачный мешок или пакет.

Правила игры: Сложите в мешок все уже известные ребенку буквы, пусть малыш сам достает по одной букве и затем отгадывает ее. Затем вместе с ребенком придумайте слово, которое начинается на эту букву. Если малыш, вытянув букву из мешка, ошибся в ее названии, то исправьте ребенка и положите букву обратно в мешок. В следующий раз, когда малыш достанет эту же букву, то он уже внимательно подумает и назовет ее правильно.

Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1 – 2 за одну игру. Поиграв с ребенком в эту игру несколько раз, для поддержания интереса можно положить в мешочек различные мелкие предметы: скрепку, цифру из набора, пуговицу, колпачок от фломастера, счетную палочку, пробку от пластиковой бутылки, геометрическую фигурку и т.д. Когда малыш достанет предмет, он очень удивится этому.

Ребенок в дошкольном возрасте уже должен научиться правильно, держать карандаш. Для

рисования лучше использовать обычные цветные карандаши, а не фломастеры, простые карандаши или ручки. Так как при рисовании цветным карандашом ребенок тренирует правильный нажим на карандаш. Рисуя таким карандашом, нужно приложить определенные усилия, чтобы цвет на листочке получился ярким, а не тусклым. Используя фломастеры и ручки, ребенок может так и не развить этот нажим.

Игра «Собери букву [Э]».

Цели игры: Учить находить необходимые детали буквы и различать цвета, закрепить написание и название изучаемой буквы, повторить ранее изученные буквы.

Вам понадобятся: Листы цветной бумаги, ножницы, простой карандаш, клей и белые альбомные листы (заранее вертикально разрезанные пополам).

Правила игры: Вместе с ребенком нарисуйте на цветной бумаге детали буквы – закругленный крючок и палочку. Вырежьте детали буквы. Таким же образом сделайте еще несколько ранее изученных букв (каждая буква должна быть своего цвета). Перемешайте все детали букв и разложите их перед ребенком на столе. Малыш должен не только отыскать сами детали необходимой буквы, но и найти их по определенному цвету, так как все буквы разного цвета. Предложите малышу составить найденные детали в букву. Помогите ребенку, если у него не все будет получаться. Когда найдутся все буквы, приклейте их на заранее вырезанные из альбомного листа карточки.

Сильный ветер разорвал все буквы на кусочки. Помоги буквам снова собой. Собери из кусочков букву [Э] ([П], [А], [Е], [Ё» и т.д.). Какую букву ты собрал? Какого она цвета?

Игра «Найди меня».

Цели игры: Закрепить в памяти образ буквы «Э», развить память, внимательность, усидчивость.

Вам понадобятся: Яркий фломастер.

Правила игры: Найти очертания четырех букв [Э] среди множества линий.

Игра «Фонтан из буковок».

Цели игры: Визуально запомнить букву [Ф].

Вам понадобятся: Карандаш или фломастер любого цвета.

Правила игры: Найти среди других букв, вылетающих из фонтана, буквы [Ф] и обвести их в кружок.

В стране Букландия даже фонтаны не простые, а волшебные. Вместо воды из такого фонтана летят буквы. Собери все буквы [Ф], обведи их в кружок. Из вкусных [Ф] жители страны делают волшебный напиток «Фрути-Тути».

Игра «Отгадай кроссворд».

Цели игры: Вспомнить, как буква [Ф] звучит и пишется, развивать сообразительность.

Вам понадобятся: Простой карандаш, ластик.

Правила игры: Прочитайте вопросы, а ребенок должен самостоятельно ответить на них и

догадаться, какие слова зашифрованы в кроссворде. Затем простым карандашом малыш должен вписать правильный ответ. Если ребенку это сложно, то упростите задачу – пусть малыш напишет главную букву [Ф], а все остальное вы допишите за него.

Давай поиграем в кроссворд. Я буду задавать вопросы, а ты постараешься догадаться, что это такое. Все отгадки начинаются с буквы [Ф].

Вопросы.

1. Рисовать ими очень удобно, они яркие. Они живут в коробке со своими братьями. Фломастеры.

2. В эту игру очень любят играть мальчишки. Они пинают мячик и стараются попасть в ворота

другой команды. Футбол.

3. Он темным вечером на улице стоит и улицу освещает. Фонарь.

Игра «Найди и раскрась».

Цели игры: Закрепить знания о внешнем виде твердого знака [Ъ], развивать внимательность, умение разукрашивать рисунки.

Вам понадобятся: Карандаш или фломастер зеленого цвета.

Правила игры: Ребенок должен самостоятельно или с помощью взрослого отыскать все твердые знаки, а затем закрасить их зеленым карандашом.

Малыш в процессе обучения должен понять не только, как выглядит изучаемая буква, уяснить ее название и звук, но и запомнить, в каких словах может встречаться эта буква. Ребенок также должен понять, для чего эта буква служит, какова ее задача в слове. Для решения этой задачи подходит разгадывание кроссворда.

Игра «Отгадай кроссворд».

Цели игры: Запомнить графический образ буквы [Ъ], научиться придумывать слова, где присутствует изучаемая буква.

Вам понадобятся: Простой карандаш и ластик.

Правила игры: Прочитайте вопрос и вместе с ребенком подберите подходящее слово. Если малыш уже хорошо пишет, пусть самостоятельно запишет найденное слово. Если нет, то сделайте это за ребенка. Здесь главное – объяснить и показать принцип отгадывания кроссвордов. Эта игра также поможет понять, где в словах находится твердый знак.

1. Растолковать что-то, сделать понятным. Объяснить.

2. То, что годится для еды. Съедобный

3. Недоеденные куски. Объедки.

Игра «Измени буквы».

Цели игры: Развивать у ребенка логическое мышление, повторить ранее изученные буквы и закрепить пройденную тему.

Вам понадобятся: Палочки для счета.

Правила игры: Собери букву [Ъ] из палочек и попросите ребенка поменять всего одну палочку, чтобы появилась другая буква. После того как ребенок изменит палочку, он должен сказать, какая буква получилась.

Можно упростить эту игру: подскажите ребенку, какая буква должна получиться в результате. Из буквы [Ъ] получается буква [Б]. Затем попросите ребенка совсем убрать одну палочку. Должен получиться мягкий знак, пусть малыш самостоятельно догадается, какую палочку необходимо убрать, и потом назовет эту букву.

Литература:

1. Затулина Г. «Развитие речи дошкольников. Старшая группа. ФГОС». Издательство:

«Центр педагогического развития», 2014 г.

2. Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 3 – 4 лет. ФГОС».

Издательство: «Вентана – Граф», 2016 г.

3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 4 – 5 лет. ФГОС».

Издательство: «Вентана – Граф», 2015 г.

4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 5 – 6 лет. ФГОС».

Издательство «Вентана – Граф», 2015 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

В данной статье предлагается теоритический и практический материал по подготовке детей к обучению грамоте...

Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамоте для воспитателей ДОУ

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит ...

Подготовка дошкольников к обучению грамоте

Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...

Анкеты для родителей "Подготовка дошкольников к обучению грамоте"

Подготовка дошкольников к обучению грамоте - сложный, важный процесс. Для более эффективного обучения , в процессе должны участвовать не только педагоги, воспитатели, но и родители....

Программа по развитию речи и подготовки дошкольников к обучению грамоте: «Школа азбуки»

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо  раньше. Этому дню предшествуют ...

Советы родителям при подготовке дошкольников к обучению грамоте.

             Дети хотят поскорее научиться  рисовать, читать, писать, но, к сожалению, у некоторых уже в первые недели пребывания в школе могут возникнут...

Наглядно-дидактическое пособие для подготовки дошкольников к обучению грамоте

Развитие фонетико-фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза слов дошкольников....