Дидактические игры по обучению грамоте
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

Аникаева Наталия Владимировна

Словесные игры включены в каждое занятие, и их введение дано с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_obucheniyu_gramote.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

 по обучению грамоте

Словесные игры включены в каждое занятие, и их введение дано с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач обучения. Игры такого рода, основной целью которых является закрепление знаний, сложны для проведения: с одной стороны, они должны быть достаточно жестко регламентированы воспитателем, с другой стороны, нельзя превращать их в скучнейшее дидактическое упражнение, т.е. при соблюдении точности и правильности методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.

В подготовительной к школе группе кроме игр, которые проводятся и на предыдущем этапе обучения, включаются следующие дидактические игры.

                                     Игра «Закончи слово»

       Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

       Ход игры.  Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).

                                      Игра «Найди братца»

       Цель: закреплять умение детей определять первый звук в слове различать твердые и мягкие согласные звуки.

      Материал: предметные картинки

      Ход игры. Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

                                    Игра «Назови слова, в которых второй звук

                                         гласный  (согласный)»

         Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении  гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

         Ход игры. Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

                          Игра «Найди свой домик»

Цель: закрепление правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

Ход игры. Воспитатель раздает детям по одной гласной букве. Выбираются два ведущих. Одному дается фишка синего цвета, обозначающая твердый согласный звук, другому – зеленого цвета (мягкий согласный звук). Ведущими выбираются те дети, которые свободно ориентируются в звуковой структуре слова и прочно усвоили правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

Раздав гласные буквы и выбрав ведущих, воспитатель обращается к детям: «Была хорошая погода, и все гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, и начался проливной дождь. Буквы увидели домики. Один из них был синего цвета – там жил твердый согласный звук, другой – зеленого цвета – в нем жил мягкий согласный звук. Решили буквы спрятаться от дождя в домиках. А чтобы войти в домики, надо вспомнить, после какого согласного звука пишется гласная буква, которую вы держите, и войти в свой домик».

Каждый ведущий пропускает в домик только те гласные буквы, которые пишутся после соответствующих согласных звуков. Следовательно, в зеленый домик должны войти дети, у которых буквы я, ю, е, а в синий – буквы а, о, у, ы, э. Воспитатель почти не вмешивается в игру, деликатно выполняя незаметно контролирующую функцию.

                             Игра «Кто внимательней» 

Цель: закрепление правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

Ход игры. Воспитатель на доску ставит зеленую и синюю фишки и обращается к детям: «За синей фишкой поставим гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных. За зеленой фишкой поставим гласные буквы, которые пишутся после мягких согласных». Дети называют буквы, а воспитатель ставит их.

Далее проводится игра: воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в этот момент меняет местами гласные буквы, например, переставляет буквы «а» и «я» из одного ряда в другой. Открыв глаза, дети должны определить, что изменилось. Воспитатель может также убрать отдельные буквы, добавить одну из букв в другой ряд и т.д.

Игра «Назови слова по заданной модели»

Цель:   закрепление у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова.

 В эту игру  можно играть, когда дети уже овладели звуковым анализом слов и различают звуки гласные и согласные, знают, что согласные бывают твердые и мягкие. Эта игра может успешно развиваться лишь в том случае, если ей предшествует внимательное рассмотрение на занятиях всех моделей разбираемых слов. Например, разобрали четырехзвуковое слово лиса, получили модель: зеленая фишка, красная, синяя, красная. В другой раз разбираем слово пила, вспоминаем: у нас уже было похожее слово – лиса, в нем так же были расположены звуки: сначала мягкий согласный звук, потом гласный, потом твердый согласный и снова гласный. Нужно взять за правило каждое разбираемое слово сравнивать с предыдущими.

Ход игры.  Воспитатель ставит на доске фишки (синяя, красная, синяя) и предлагает детям назвать слова с такими звуками: «Смотрите, ребята, первый звук здесь твердый согласный, потом гласный и снова твердый согласный. Знаем мы такие слова? Конечно! Мак, дом... Кто еще помнит?» Первое игровое задание по придумыванию слов в соответствии с заданной моделью должно быть несложным, например: твердый согласный звук – гласный – твердый согласный. Сначала дети называют те слова, которые они разбирали на занятии. Пусть вас не смущает, что тут же будут названы слова и лес, и конь, т.е. слова, звуковое строение которых не соответствует выставленной вами модели. Спокойно «прочтите» ошибочно названное слово, ведя указкой по модели: «Нет, слово лес нам не подходит, у него первый звук мягкий согласный, а нам нужно только твердый согласный».

Очень хорошо, проводя эту игру, когда она уже начинает идти легко и быстро, поменять модель: скажем, убрать первую синюю фишку, поставив вместо нее зеленую, и обратить внимание детей: «А теперь какие слова будем называть?» В зависимости от степени продвинутости группы такого рода замены можно провести дважды и трижды: поменять третью фишку на зеленую, добавить в конце красную фишку и т.п. Вы увидите, что это очень оживляет игру, каждая перестановка дает новый всплеск ответов.

                                          Игра «Цепочка слов» 

Цель: развитие навыка выделения звуков при произношении слов.

Ход игры. Данная игра проводится на этапе, когда дети уже узнают большинство согласных букв. Воспитатель выкладывает на доске слово из букв разрезной азбуки и предлагает детям сделать новое слово, изменив, убрав или добавив одну букву. Например, от слова май в соответствии с правилами игры можно получить следующие слова:

май – мак – рак – лак – лук – сук – суп – суд – сад – сам – сама – мама – Маша – наша – каша и т.д.

Образуя цепочку слов от трехзвуковых слов, дети переходят к четырех-, пяти- и шестизвуковым словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дидактических Монтессори- материалов по обучению грамоте дошкольников.

Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создашь условия спонтанного, интуитивного на дошкольной стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенк...

Дидактическое пособие по обучению грамоте к программе «Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.

Дидактическое пособиепо обучению грамоте к программе«Обучение детей грамоте в игровой форме», автор Быкова И.А.Подготовила: Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...