Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедический группе «Дифференциация звуков Ль — Рь» (на материале лексической темы: «Весна. Деревья»)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект итогового занятия по обучению грамоте

в подготовительной логопедический группе

«Дифференциация звуков Ль — Рь»

(на материале лексической темы: «Весна. Деревья»)

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать формировать умение различать звуки Ль –  Рь по акустическим признакам,
  • закрепить произношение звука Ль – Рь – в слогах, словах и словосочетаниях,
  • формировать навык звукового анализа слова со звуками – Ль и Рь.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение кодировать и декодировать информацию,
  •  продолжать развивать умение делать звуковой анализ слова с выкладыванием схемы,
  • продолжить развивать зрительное и слуховое внимание и мышление,
  • совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа слов,
  • развивать речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и мелкую моторику,
  • совершенствовать навыки словоизменения и словообразования.

Коррекционно-воспитательные:

  • продолжать формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности,
  • формировать бережное отношение к природе.

 

Оборудование: массажные мячики, карточка для игры «Поменяй звук», звуковая запись с физ. минуткой, карточки для игры «Угадай слово» + картинки с изображениями зашифрованных слов, разрезные картинки (рябины, листок), пособие для выкладывания схемы слов, сюрпризный момент для детей.

 

Ход занятия:

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

Дети с логопедом встают в круг. Логопед раздаёт массажные мячики нескольким детям. Дети начинают передавать мячики – «Ёжики», проговаривая слова (постепенно увеличивая темп проговаривания слов и ускоряя передачу мячиков):

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно ёжиков катаем,

Заниматься начинаем.

Приветствие – ДОБРОЕ УТРО ДЕТИ (гости)!!!

Дети: присаживаются на свои места.

  1. Артикуляционная гимнастика: Улыбка – трубочка, качели, «Накажи свой язычок», «Лошадка», надуть и втянуть щёки.
  2. Офтальмологическая пауза

Введение в игровую ситуацию (разделение на 2 команды Рь и Ль)

Дети: выбирают конверты, в которых вложены разрезные картинки: 1 – Рябина (3 слога)

 2 – Липа (2 слога)

Дети: собирают картинку и узнают у кого с каким звуком команда (Рь или Ль).

Логопед: уточняет у каждой команды в названии сколько слогов? Где стоит Рь или Ль?

 

  1. Выложи звуковую схему (звуковой анализ слова) названия своей команды:

 

Рябина

 

Липа

 

 

II. Актуализация знания

1. Развитие слухового внимания. Заменить звук Рь на Ль или Ль на Рь (объяснить значения слов)

Лёва — рёва            лейка – рейка                солить – сорить

лис – рис                  валить – варить            жалить – жарить

лечь – речь               Валя – Варя                  уголь — угорь

лепка – репка          малина – Марина          жаль – жарь

2. Проговори чистоговорки со звуками Ль, Рь (каждая команда свою)

ли, ли, ли — у липы липкие листы             ри, ри, ри — на рябину посмотри

ля, ля, ля — зеленые поля                            ря, ря, ря — далекие моря

ле, ле, ле — катались на осле                      ре, ре, ре — метели в январе

лю, лю, лю — я бревно пилю                      рю, рю, рю — репу я варю

3. Речь + движение (физ.минутка): «Головами покиваем»

4. Дыхательная гимнастика «Вдохни лесной воздух» (после проведения физ.минутки)

III. Самостоятельное применение знаний на практике.

1. Расшифруй слово по 1-м звукам + найди картинку к угаданному слову (которые висят на доске)

После того как дети расшифровали картинки, необходимо найти те,

которые нужно отдать в другую команду. Так как их названии нет звука команды (Рь или Ль)

 

3. Придумай предложения с любыми отгаданными словами.

Пример от логопеда: Ребята нарисовали рисунок, где есть речка, много рябин и берёз.

 В лесу на клёнах и липах появились новые листочки.

 

IV. Рефлексия.

Логопед: – о чём мы сегодня говорили

– что понравилось на занятии;
– какое задание было лёгким;
– какое задание было трудным;
– отметить успехи ребёнка в отработке нарушенных звуков.

 

 

 

 

Лёва — рёва

Рис – Лис

Лейка – рейка

Речь – лечь

Валить – варить

Варя – Валя

Жалить – жарить

Сорить – солить

Уголь — угорь

Марина – малина

Лепка – репка

Жарь – жаль

 

 

 

                                   

ли, ли, ли — у липы липкие листы

ри, ри, ри — на рябину посмотри

ля, ля, ля — зеленые поля

ря, ря, ря — далекие моря

ле, ле, ле — катались на осле

ре, ре, ре — метели в январе

лю, лю, лю — я бревно пилю

рю, рю, рю — репу я варю

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_-_l_itogovoe_zanyatie.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте

в подготовительной логопедический группе

«Дифференциация звуков Ль — Рь»

(на материале лексической темы: «Весна. Деревья»)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать формировать умение различать звуки Ль –  Рь по акустическим признакам,
  • закрепить произношение звука Ль – Рь – в слогах, словах и словосочетаниях,
  • формировать навык звукового анализа слова со звуками – Ль и Рь.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать умение кодировать и декодировать информацию,
  •  продолжать развивать умение делать звуковой анализ слова с выкладыванием схемы,
  • продолжить развивать зрительное и слуховое внимание и мышление,
  • совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа слов,
  • развивать речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и мелкую моторику,
  • совершенствовать навыки словоизменения и словообразования.

Коррекционно-воспитательные:

  • продолжать формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности,
  • формировать бережное отношение к природе.

 

Оборудование: массажные мячики, карточка для игры «Поменяй звук», звуковая запись с физ. минуткой, карточки для игры «Угадай слово» + картинки с изображениями зашифрованных слов, разрезные картинки (рябины, листок), пособие для выкладывания схемы слов, сюрпризный момент для детей.

Ход занятия:

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

Дети с логопедом встают в круг. Логопед раздаёт массажные мячики нескольким детям. Дети начинают передавать мячики – «Ёжики», проговаривая слова (постепенно увеличивая темп проговаривания слов и ускоряя передачу мячиков):

Собрались все дети в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно ёжиков катаем,

Заниматься начинаем.

Приветствие – ДОБРОЕ УТРО ДЕТИ (гости)!!!

Дети: присаживаются на свои места.

  1. Артикуляционная гимнастика: Улыбка – трубочка, качели, «Накажи свой язычок», «Лошадка», надуть и втянуть щёки.
  2. Офтальмологическая пауза

Введение в игровую ситуацию (разделение на 2 команды Рь и Ль)

Дети: выбирают конверты, в которых вложены разрезные картинки: 1 – Рябина (3 слога)

 2 – Липа (2 слога)

Дети: собирают картинку и узнают у кого с каким звуком команда (Рь или Ль).

Логопед: уточняет у каждой команды в названии сколько слогов? Где стоит Рь или Ль?

  1. Выложи звуковую схему (звуковой анализ слова) названия своей команды:

Рябина

Липа

II. Актуализация знания

1. Развитие слухового внимания. Заменить звук Рь на Ль или Ль на Рь (объяснить значения слов)

Лёва — рёва            лейка – рейка                солить – сорить

лис – рис                  валить – варить            жалить – жарить

лечь – речь               Валя – Варя                  уголь — угорь

лепка – репка          малина – Марина          жаль – жарь

2. Проговори чистоговорки со звуками Ль, Рь (каждая команда свою)

ли, ли, ли — у липы липкие листы             ри, ри, ри — на рябину посмотри

ля, ля, ля — зеленые поля                            ря, ря, ря — далекие моря

ле, ле, ле — катались на осле                      ре, ре, ре — метели в январе

лю, лю, лю — я бревно пилю                      рю, рю, рю — репу я варю

3. Речь + движение (физ.минутка): «Головами покиваем»

4. Дыхательная гимнастика «Вдохни лесной воздух» (после проведения физ.минутки)

III. Самостоятельное применение знаний на практике.

1. Расшифруй слово по 1-м звукам + найди картинку к угаданному слову (которые висят на доске)

После того как дети расшифровали картинки, необходимо найти те,

которые нужно отдать в другую команду. Так как их названии нет звука команды (Рь или Ль)

3. Придумай предложения с любыми отгаданными словами.

Пример от логопеда: Ребята нарисовали рисунок, где есть речка, много рябин и берёз.

 В лесу на клёнах и липах появились новые листочки.

IV. Рефлексия.

Логопед: – о чём мы сегодня говорили

– что понравилось на занятии;
– какое задание было лёгким;
– какое задание было трудным;
– отметить успехи ребёнка в отработке нарушенных звуков.

Лёва — рёва

Рис – Лис

Лейка – рейка

Речь – лечь

Валить – варить

Варя – Валя

Жалить – жарить

Сорить – солить

Уголь — угорь

Марина – малина

Лепка – репка

Жарь – жаль

                                   

ли, ли, ли — у липы липкие листы

ри, ри, ри — на рябину посмотри

ля, ля, ля — зеленые поля

ря, ря, ря — далекие моря

ле, ле, ле — катались на осле

ре, ре, ре — метели в январе

лю, лю, лю — я бревно пилю

рю, рю, рю — репу я варю

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".

В процессе занятия дети  учатся дифференцировать  звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа

Авторское итоговое занятие с детьми подготовительной группы и самоанализ данного вида деятельности....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа ) "Путешествие в страну Знаний" с ИКТ

Цель занятия: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».Задачи:1. Образовательные:формировать навык чтения слов  и предложений;закреплять навык звукобуквенного а...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (подготовительная группа). Дифференциация звуков «т» и «д» (система Г.А. Каше)

Каше Галина Амосовна – педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР. Педагогическая сис...