Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (подготовительная группа). Дифференциация звуков «т» и «д» (система Г.А. Каше)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Яковлева Ирина Александровна

Каше Галина Амосовна – педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР. Педагогическая система, разработанная Г. А, Каше, в настоящее время успешно применяется во многих специальных детских садах и группах для детей с нарушениями речи. Ее система коррекционного обучения рассчитана для детей с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны. Следует иметь в виду, что несформированность фонематических представлений у детей с ФФНР приводит к тому, что готовность их к звуковому анализу речи слабее, чем у нормально говорящих, кроме того, есть отставание в лексико-грамматическом развитии. Основной особенностью данной системы является то, что как подготовка к обучению грамоте, так и обучение грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми, – в системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, теми или иными формами фонемного анализа и обучением чтению и письму. Представленный конспект по обучению грамоте детей с ФФНР разработан в соответсвии с системой Г. А. Каше. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_kashe_ag_konspekt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

Тема: дифференциация звуков «т» и «д»

Группа: подготовительная

Задачи: 

  • образовательные: сравнение звуков «д» и «т»; закрепление навыка анализа односложных и двусложных слов;
  • развивающие: развивать умения и навыки в составлении предложений, развитие внимания и памяти, развитие фонематического слуха;
  • воспитательные: воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: доска, наборное полотно, мел, наборы для выкладывания схемы слова; предметные картинки (дождь, дом, дым, телефон, тарелка, торт, помидор, ведро, одуванчик, дуб, тыква, матрешка, молоток и т.д.).

Ход занятия:

Этап, задача

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Оргмомент

II. Постановка цели занятия

Произнесение звуков «д» и «т»

III. Дифференциация звуков «д» и «т» в слогах

IV. Упражнение в произнесении и различении слов со звуками «д» и «т»

V. Физминутка. 

VI. Дифференциация звуков «д» и «т» в словах

VII. Анализ двусложных и односложных слов.

VIII. Составление по опорным словам предложений с предлогами в, из, за, на, под, у, над.

IX. Подведение итога занятия

- Дети, сегодня у нас занятие по обучению грамоте. А начну я его с загадок:

По крыше – ручьи,

В лужах – пузыри!

Не боимся и идем!

По лужам под летним...

Выставляем предметные картинки на наборном полотне

Очень много окон в нем.

Мы живем в нем. Это…

Из трубы выходит что-то.

Нам поймать его охота!

Но уходит в небеса,

От него лишь полоса!

Он всегда неуловим,

Потому что это...

- Давайте вместе произнесем: дождь, дом, дым.

- Скажите, что общего у этих слов?

Делаем вывод, что обозначающие их слова начинаются на звук «д».

- Мы этот звук изучали с вами вчера. А какой он?

- Почему звук «д» называется звонким?

- Приложите руки к горлу, скажем все вместе «д».

У отдельных ребят проверить правильность произнесения.

- Посмотрите на эти картинки. Что объединяет их?

Делаем вывод, что обозначающие их слова начинаются на звук «т».

- Давайте произнесем этот звук.

- Обратите внимание как мы его произносим, может кто-то догадался какой он?

- А как вы догадались?

- Верно, звук «т» глухой.

Сегодня мы и будем работать над этими звуками – «д-т»

- Давайте хором произнесем сначала звук «д». Еще раз потрогайте ваше горлышко – оно звенит.

- А теперь произнесем вместе звук «т». Тоже приложите ладошку к горлышку, оно не вибрирует, значит звук «т» глухой.

- Оля еще раз скажи, про какие звуки мы говорим и какие они.

Теперь давайте поиграем.

Игра «Наоборот»

- Встаньте и образуйте вокруг меня кружок.

- Я сейчас буду бросать мяч и называть слог, а вы мне в ответ бросаете мяч обратно и называете слог «наоборот» - изменяете звонкий звук «д» на «т» или, если я называю слог со звуком «т», вы мне отвечаете слог со звуком «д».

Показывается пример с одним из детей.

Слоговые сочетания: «та – да»; «до – то»; «ту – ду» и т.п.

Если, кто-либо из детей допустил ошибку, выполняет дополнительное задание – придумывает слово на звуки «д» и «т».

Игра «Телефон»

- Я буду каждому из вас произносить сочетания слогов, а вы должны их повторить

Слоговые сочетания: «та – да»; «до – то»; «ту - ту – ду» и т. п.  

- Хорошо мы поиграли. Теперь присядем на свои места.

- Посмотрите на свои столы, я вам выдала каждому по 2 карточки, переворачивать их нельзя! Что на них вы не видите, а там изображенных предметов начинаются на звук «д» или «т».

- Вам необходимо на счет «раз» их открыть, самостоятельно произнести слова и выделить первый звук, а по счету «три» к доске должны выйти все, у кого слова начинаются звук, который я назову.

- И так… раз…. три….к доске выходят все, у кого слова начинаются на «д».

- Встаньте в ряд и поочередно покажите свои картинки и произнесите слова.

Молодцы. Садитесь на свои места.

А теперь не зевайте «три», бегите сюда все, у кого слова начинаются на звук «т»

- Тоже произнесите поочереди, что у вас изображено на картинках.

- Молодцы. Идите на свои места.

- Давайте встанем у ваших мест и проведем дыхательное упражнение «Ветер и листья»

Дыхательное упражнение «Аромат цветов»

- Как из красного стакана,

Выпью запах из тюльпана.

Вот спасибо! Как я рад –

Очень вкусный аромат!.

- Садитесь на свои места и продолжим наше занятие.

- Сейчас я каждому из вас поочереди буду показывать картинку, вы должны встать, назвать, что изображено, какой из звуков (глухой «т» или звонкий «д») есть в этом слове и на каком месте он находится.

В случае затруднения вспоминаем, как определить звонкий или глухой звук.

1. Составляются схема слова дом, стол, утка, помидор. В каждом слове выделяется изучаемый звук – «т» или «д», указывается, звонкий он или глухой.

2. Игра «Живые звуки».

Для анализа можно на этом занятии взять слова кот, дым, бок, бык.

- Я вам буду произносить звуки, а вы должны составить слово.

Односложные слова составляются из данных звуков, например, детям предлагается составить слово из звуков «д, м, о». В других случаях звуки даются в нужной последовательности (например, «к, о, т»), а дети «прочитывают» слово.

С помощью сюжетных картинок дети самостоятельно составляют предложения по опорным словам, например: дерево, на, дятел, сидеть. – на дереве сидел дятел.

- Какие звуки мы сегодня повторяли?

- Какой из этих звуков звонкий?

- А звук «т»?

- Придумайте по два слова – со звуком «т» и со звуком «д».

Дети сидят за столами

- Дождём

- Дом

- Дым

Предположения детей.

 

- Звонкий

- Произносим его с голосом, звонко, громко

 

 

- Телефон, тарелка, торт.

Дети произносят звук «т»

- Тихий - глухой

- Звук с произносится без голоса

- Звук «б» – звонкий, «т» – глухой»

Дети встают в круг

Дети слушают инструкцию и смотрят пример.

Играют

Садятся на свои места.

Слушают инструкцию

Дети выходят к доске и произносят слова.

Дети выходят к доске и произносят слова.

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

Садятся на места.

Выполняют задание

При составлении схем дети указывают количество слогов в слове, их звуковой состав, выделяют в каждом слоге гласный звук, называют ударный гласный.

Дети составляют слова

Дети составляют предложения

- «д» и «т»

- «д»  

- Глухой

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе

Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте подготовительная группа

Авторское итоговое занятие с детьми подготовительной группы и самоанализ данного вида деятельности....

Конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа. Тема: «Звук [а], буква А»

Конспект занятия по обучению грамотеПодготовительная группаТема: «Звук [а], буква А»...