Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 68 г. Липецка
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
(в подготовительной группе)
«Путешествие за сокровищами»
подготовила
учитель-логопед
Лунева Ирина Алексеевна
г. Липецк
Цель: закрепить навык правильного произношения звуков [Л], [Л’], познакомить с буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить детей сравнивать звуки Л и Ль по акустико-артикуляционным признакам, формировать навык чтения, соотнесение звука с буквой, закреплять умение делить слова на слоги.
Коррекционно-развивающие: развивать мыслительную деятельность, зрительное восприятие, внимание, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, развивать графомоторные навыки, фонематический слух и восприятие, умение дифференцировать звуки в слогах, словах, навыки звуко - буквенного анализа и синтеза, обогащать лексику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, доброту, самостоятельность, навыки самоконтроля за речью, умение выполнять игровые правила и работать в коллективе.
Оборудование: световая песочница, синяя ткань, раздаточный материал (рыбки, ТИКО-конструктор), ноутбук, шарик Су-джок, мяч, шкатулка.
Презентация PowerPoint: видео Лунтик, карта, кораблик.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психогимнастика
Логопед: Ребята, давайте встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра, а для этого нам понадобится шарик Су - джок. (Дети встают вместе с логопедом в круг)
- Этот шарик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
(Дети здороваются друг с другом).
Замечательно, мы поделились друг с другом своим теплом.
- Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пожаловал гость, давайте посмотрим кто это?
(На экране Монитора появляется видеозапись с Лунтиком)
Лунтик: Здравствуйте, ребята. Я хочу Вас позвать в интересное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да
Логопед: Нас ждут испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
2.Дыхательная гимнастика
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко, и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом. (Вдох носом - выдох ртом)
(Раздается звуковой сигнал и на экране появляется карта)
Логопед: Ребята, вот и карта. Начнем наше путешествие.
- Введение в тему.
Логопед: Итак, первое испытание. Чтобы его выполнить, нужно пройти за столы и сделать артикуляционную гимнастику.
Весёлый счёт
Раз – мы домик открываем. (Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.)
Два – по улице гуляем. (Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком
вокруг рта в одну и в другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)
Три – часы идут: тик-так. (Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить вправо - влево. 10 раз.)
На четыре – быстрый шаг. (Выполнить предыдущее упражнение в быстром темпе. 10 раз.)
Пять – зацокал жеребёнок. (Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Шесть – грибочек у сосёнок. (Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать
его. 10 раз.)
Семь – гармошка: дили-дили. (Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении
«грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю
челюсть, растягивая подъязычную связку. 10 раз.)
Восемь – стенки в доме мыли. (Выполнять круговые движения языком по внутренней стороне щёк. По 5 раз с
каждой стороны.)
Девять – мыли потолок. (Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд-назад
по нёбу. 10 раз.)
Десять – ротик на замок. (Рот закрыть. Язык спрятать.
4. Мы успешно справились с первым заданием и можем двигаться дальше. Сейчас я прочитаю вам предложение, а Вы определите, какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)
Лодка плыла по волнам.
Дети: звук (Л)
Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? Каким цветом мы его обозначаем? (гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой)
Дети: Согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом.
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, какое положение принимают наши губки, зубки при произношении звука [Л]? Как лежит язычок во рту? А сейчас давайте произнесем звук [Л]
Дети: Когда мы произносим звук Л, кончик языка сильно упирается в верхние зубы.
Логопед: А есть ли у звука Л младший брат?
Дети: Да. У звука Л есть младший брат – это звук Ль.
Логопед: Давайте теперь дадим характеристику звуку Ль и скажем каким цветом этот звук обозначается. (дети дают ответ)
- Сейчас я предлагаю поиграть со звуками Л и Ль. Я буду произносить звуки, слоги и слова. Если вы услышите твердый звук Л, то поднимите фишу синего цвета. Если услышите звук Ль – зеленую.
Материал: л, ль, ла, ля, ал, уль, лось, липа…
Логопед: Ребята, а как называется буква, которая обозначает эти звуки?
Вы справились с заданием, и мы можем отправляться дальше!
5. Игра с мячом «Определи место звука»:
Логопед: Чтобы мы не заскучали в пути, Лунтик придумал для нас интересную игру. Нужно вспомнить слова, в которых звуки Л и Ль встречаются в начале, в середине и конце. (дети ловят мяч и называют слова)
Логопед: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
6.Игра «Пролив противоположностей».
Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание Закончить предложение словами-неприятелями.
Дедушка старый – а мальчик маленький.
Мухомор ядовитый – белый гриб съедобный.
Корзина пустая – корзина полная.
Зимой погода холодная - а летом жаркая.
Кот черный и кот белый.
Лед холодный, а огонь горячий.
7. Физкультминутка.
Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки». И здесь нас встречает Капитан Краб. Давайте выполним с ним разминку!
8. Игра «Река Слогов».
Логопед: Ребята, на горизонте «Река слогов». В этой реке водятся необычные рыбы. Предлагаю отправиться на рыбалку, вылавливайте из речки рыб со слогами. А чтобы отправиться дальше, нужно прочитать эти слоги. (Дети ловят рыб и читают слоги).
Логопед: И с этим заданием вы справились. Впереди остров слов, давайте пройдем к столам.
9. Игра «Остров Слов»:
- Нам надо расшифровать слово по слогам. У вас на столах лежат картинки, кто на них нарисован? (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Давайте проверим сколько слогов в слове «ВОЛКИ» хлопками (то же самое со словом «Слоны»). Из первого слова – ВОЛКИ, возьмите первый слог, со второго слова - СЛОНЫ - второй слог. А теперь соедините эти слоги и скажите какое слово у вас получилось? (ВОЛНЫ) Давайте и конструктора ТИКО составим слово ВОЛНЫ
- Сколько звуков в слове ВОЛ-НЫ? (5). Давайте дадим характеристику этим звукам.
(Дети делают звуковой анализ слова с помощью Тико-конструктора)
Логопед: Какие Вы молодцы!
II. Итог.
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями. Вам понравилось путешествовать? С какими звуками и буквой вы познакомились? Где мы с вами побывали? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же за сокровища лежат в ларце? (Это наклейки) Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад и закрепить сегодняшнюю тему в наших тетрадях по грамоте.
Список использованной литературы:
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
- Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
- Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 68 г. Липецка
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
(в подготовительной группе)
«Путешествие за сокровищами»
подготовила
учитель-логопед
Лунева Ирина Алексеевна
г. Липецк
Цель: закрепить навык правильного произношения звуков [Л], [Л’], познакомить с буквой Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить детей сравнивать звуки Л и Ль по акустико-артикуляционным признакам, формировать навык чтения, соотнесение звука с буквой, закреплять умение делить слова на слоги.
Коррекционно-развивающие: развивать мыслительную деятельность, зрительное восприятие, внимание, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, развивать графомоторные навыки, фонематический слух и восприятие, умение дифференцировать звуки в слогах, словах, навыки звуко - буквенного анализа и синтеза, обогащать лексику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, доброту, самостоятельность, навыки самоконтроля за речью, умение выполнять игровые правила и работать в коллективе.
Оборудование: световая песочница, синяя ткань, раздаточный материал (рыбки, ТИКО-конструктор), ноутбук, шарик Су-джок, мяч, шкатулка.
Презентация PowerPoint: видео Лунтик, карта, кораблик.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психогимнастика
Логопед: Ребята, давайте встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра, а для этого нам понадобится шарик Су - джок. (Дети встают вместе с логопедом в круг)
- Этот шарик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
(Дети здороваются друг с другом).
Замечательно, мы поделились друг с другом своим теплом.
- Проблемная ситуация:
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пожаловал гость, давайте посмотрим кто это?
(На экране Монитора появляется видеозапись с Лунтиком)
Лунтик: Здравствуйте, ребята. Я хочу Вас позвать в интересное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да
Логопед: Нас ждут испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
#1044;ыхательная гимнастика
Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко, и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом. (Вдох носом - выдох ртом)
(Раздается звуковой сигнал и на экране появляется карта)
Логопед: Ребята, вот и карта. Начнем наше путешествие.
- Введение в тему.
Логопед: Итак, первое испытание. Чтобы его выполнить, нужно пройти за столы и сделать артикуляционную гимнастику.
Весёлый счёт
Раз – мы домик открываем. (Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.)
Два – по улице гуляем. (Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком
вокруг рта в одну и в другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)
Три – часы идут: тик-так. (Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить вправо - влево. 10 раз.)
На четыре – быстрый шаг. (Выполнить предыдущее упражнение в быстром темпе. 10 раз.)
Пять – зацокал жеребёнок. (Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Шесть – грибочек у сосёнок. (Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать
его. 10 раз.)
Семь – гармошка: дили-дили. (Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении
«грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю
челюсть, растягивая подъязычную связку. 10 раз.)
Восемь – стенки в доме мыли. (Выполнять круговые движения языком по внутренней стороне щёк. По 5 раз с
каждой стороны.)
Девять – мыли потолок. (Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд-назад
по нёбу. 10 раз.)
Десять – ротик на замок. (Рот закрыть. Язык спрятать.
4. Мы успешно справились с первым заданием и можем двигаться дальше. Сейчас я прочитаю вам предложение, а Вы определите, какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)
Лодка плыла по волнам.
Дети: звук (Л)
Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? Каким цветом мы его обозначаем? (гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой)
Дети: Согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом.
Логопед: Ребята, давайте посмотрим, какое положение принимают наши губки, зубки при произношении звука [Л]? Как лежит язычок во рту? А сейчас давайте произнесем звук [Л]
Дети: Когда мы произносим звук Л, кончик языка сильно упирается в верхние зубы.
Логопед: А есть ли у звука Л младший брат?
Дети: Да. У звука Л есть младший брат – это звук Ль.
Логопед: Давайте теперь дадим характеристику звуку Ль и скажем каким цветом этот звук обозначается. (дети дают ответ)
- Сейчас я предлагаю поиграть со звуками Л и Ль. Я буду произносить звуки, слоги и слова. Если вы услышите твердый звук Л, то поднимите фишу синего цвета. Если услышите звук Ль – зеленую.
Материал: л, ль, ла, ля, ал, уль, лось, липа…
Логопед: Ребята, а как называется буква, которая обозначает эти звуки?
Вы справились с заданием, и мы можем отправляться дальше!
5. Игра с мячом «Определи место звука»:
Логопед: Чтобы мы не заскучали в пути, Лунтик придумал для нас интересную игру. Нужно вспомнить слова, в которых звуки Л и Ль встречаются в начале, в середине и конце. (дети ловят мяч и называют слова)
Логопед: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.
#1048;гра «Пролив противоположностей».
Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание Закончить предложение словами-неприятелями.
Дедушка старый – а мальчик маленький.
Мухомор ядовитый – белый гриб съедобный.
Корзина пустая – корзина полная.
Зимой погода холодная - а летом жаркая.
Кот черный и кот белый.
Лед холодный, а огонь горячий.
7. Физкультминутка.
Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки». И здесь нас встречает Капитан Краб. Давайте выполним с ним разминку!
8. Игра «Река Слогов».
Логопед: Ребята, на горизонте «Река слогов». В этой реке водятся необычные рыбы. Предлагаю отправиться на рыбалку, вылавливайте из речки рыб со слогами. А чтобы отправиться дальше, нужно прочитать эти слоги. (Дети ловят рыб и читают слоги).
Логопед: И с этим заданием вы справились. Впереди остров слов, давайте пройдем к столам.
9. Игра «Остров Слов»:
- Нам надо расшифровать слово по слогам. У вас на столах лежат картинки, кто на них нарисован? (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Давайте проверим сколько слогов в слове «ВОЛКИ» хлопками (то же самое со словом «Слоны»). Из первого слова – ВОЛКИ, возьмите первый слог, со второго слова - СЛОНЫ - второй слог. А теперь соедините эти слоги и скажите какое слово у вас получилось? (ВОЛНЫ) Давайте и конструктора ТИКО составим слово ВОЛНЫ
- Сколько звуков в слове ВОЛ-НЫ? (5). Давайте дадим характеристику этим звукам.
(Дети делают звуковой анализ слова с помощью Тико-конструктора)
Логопед: Какие Вы молодцы!
II. Итог.
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями. Вам понравилось путешествовать? С какими звуками и буквой вы познакомились? Где мы с вами побывали? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же за сокровища лежат в ларце? (Это наклейки) Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад и закрепить сегодняшнюю тему в наших тетрадях по грамоте.
Список использованной литературы:
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
- Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
- Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами».Знакомство со звуком и с буквой Л.
Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой Л"...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"
Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".
Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Страну Знаний"
Программное содержание конспекта открытого занятия по обучению грамоте:· Закрепить умение определять местоположения звука в слове;·...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Знаний"
Конспект содержит игровой материал, применение которого позволяет выявить знания и умения детей подготовительной группы по тематическому модулю "Обучение грамоме" в рамках програмных требова...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну "Пиши-читай"
Цели:Закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.Задачи:1.Образовательные:- Закреплять знание детей о звуках и буквах; о гласных и согласных звуках.- Совершенствовать фонематический слух...

Конспект группового занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»
Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; закреплять навык различения звуков Ж – Ш в слогах, словах, фразах; развивать зритель...
