Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Лунева Ирина Алексеевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 68 г. Липецка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

(в подготовительной группе)

«Путешествие  за сокровищами»

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

учитель-логопед

Лунева Ирина Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Липецк

 

 

Цель: закрепить навык правильного произношения звуков [Л], [Л’], познакомить с буквой Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить детей сравнивать звуки Л и Ль по акустико-артикуляционным признакам, формировать навык чтения, соотнесение звука с буквой, закреплять умение делить слова на слоги.

Коррекционно-развивающие: развивать мыслительную деятельность, зрительное восприятие, внимание, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, развивать графомоторные навыки, фонематический слух и восприятие, умение дифференцировать звуки в слогах, словах, навыки звуко - буквенного анализа и синтеза, обогащать лексику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, доброту, самостоятельность, навыки самоконтроля за речью, умение выполнять игровые правила и работать в коллективе.

Оборудование: световая песочница, синяя ткань, раздаточный материал (рыбки, ТИКО-конструктор), ноутбук, шарик Су-джок, мяч, шкатулка.

Презентация PowerPoint: видео Лунтик, карта, кораблик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика

Логопед: Ребята, давайте встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра, а для этого нам понадобится шарик Су - джок. (Дети встают вместе с логопедом в круг)

- Этот шарик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

(Дети здороваются друг с другом).

Замечательно, мы поделились друг с другом своим теплом.

  1. Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пожаловал гость, давайте посмотрим кто это?

 (На экране Монитора появляется видеозапись с Лунтиком)

Лунтик: Здравствуйте, ребята. Я хочу Вас  позвать  в интересное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где  спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на  корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?

Дети: Да

Логопед: Нас ждут испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.                   

2.Дыхательная гимнастика

Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко, и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом. (Вдох носом - выдох ртом)

(Раздается звуковой сигнал и на экране появляется карта)

Логопед: Ребята, вот и карта. Начнем наше путешествие.

  1. Введение в тему.

Логопед:  Итак, первое испытание. Чтобы его выполнить, нужно пройти за столы и сделать артикуляционную гимнастику.

 

Весёлый счёт

 

Раз – мы домик открываем. (Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.)

Два – по улице гуляем. (Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком
вокруг рта в одну и в другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)

Три – часы идут: тик-так. (Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить вправо - влево. 10 раз.)

На четыре – быстрый шаг. (Выполнить предыдущее упражнение в быстром темпе. 10 раз.)

Пять – зацокал жеребёнок. (Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

Шесть – грибочек у сосёнок. (Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать
его. 10 раз.)

Семь – гармошка: дили-дили. (Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении
«грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю
челюсть, растягивая подъязычную связку. 10 раз.)

Восемь – стенки в доме мыли. (Выполнять круговые движения языком по внутренней стороне щёк. По 5 раз с
каждой стороны.)

Девять – мыли потолок. (Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд-назад
по нёбу. 10 раз.)
Десять – ротик на замок. (Рот закрыть. Язык спрятать.

4. Мы успешно справились с первым заданием и можем двигаться дальше. Сейчас я прочитаю вам предложение, а Вы определите, какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)                                                       

Лодка плыла по волнам.

Дети: звук (Л)                                                       

Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? Каким цветом мы его обозначаем? (гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой)

Дети: Согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, какое положение принимают наши губки, зубки при произношении звука [Л]? Как лежит язычок во рту?  А сейчас давайте произнесем звук [Л]

Дети: Когда мы произносим звук Л, кончик языка сильно упирается в верхние зубы.

Логопед: А есть ли у звука Л младший брат?

Дети: Да. У звука Л есть младший брат – это звук Ль.

Логопед: Давайте теперь дадим характеристику звуку Ль и скажем каким цветом этот звук обозначается. (дети дают ответ)

- Сейчас я предлагаю поиграть со звуками Л и Ль. Я буду произносить звуки, слоги и слова. Если вы услышите твердый звук Л, то поднимите фишу синего цвета. Если услышите звук Ль – зеленую.

Материал: л, ль, ла, ля, ал, уль, лось, липа…

Логопед:  Ребята, а как называется буква, которая обозначает эти звуки?

Вы справились с заданием, и мы можем отправляться дальше!

5. Игра с мячом «Определи место звука»:

Логопед: Чтобы мы не заскучали в пути, Лунтик придумал для нас интересную игру. Нужно вспомнить слова, в которых звуки Л и Ль встречаются  в начале, в середине и конце. (дети ловят мяч и называют слова)

Логопед: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

6.Игра «Пролив противоположностей».

Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание Закончить предложение  словами-неприятелями.

Дедушка старый – а мальчик маленький.

Мухомор ядовитый – белый гриб съедобный.

Корзина пустая – корзина полная.

Зимой погода холодная -  а летом жаркая.

Кот черный и кот белый.

Лед холодный, а огонь горячий.

 

 

7. Физкультминутка.

Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки». И здесь нас встречает Капитан Краб. Давайте выполним с ним разминку!

8. Игра «Река Слогов».

Логопед: Ребята, на горизонте «Река слогов». В этой реке водятся необычные рыбы. Предлагаю отправиться на рыбалку, вылавливайте из речки рыб со слогами. А чтобы отправиться дальше, нужно прочитать эти слоги. (Дети ловят рыб и читают слоги).

Логопед: И с этим заданием вы справились. Впереди остров слов, давайте пройдем к столам.

9. Игра «Остров Слов»:

- Нам надо расшифровать слово по слогам. У вас на столах лежат картинки, кто на них нарисован? (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Давайте проверим сколько слогов в слове «ВОЛКИ» хлопками (то же самое со словом «Слоны»). Из первого слова – ВОЛКИ, возьмите первый слог, со второго слова - СЛОНЫ - второй слог. А теперь соедините эти слоги и скажите какое слово у вас получилось? (ВОЛНЫ) Давайте и конструктора ТИКО составим слово ВОЛНЫ

- Сколько звуков в слове ВОЛ-НЫ? (5). Давайте дадим характеристику этим звукам.

(Дети делают звуковой анализ слова с помощью Тико-конструктора)

Логопед: Какие Вы молодцы!

II. Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями. Вам понравилось путешествовать? С какими звуками и буквой вы познакомились? Где мы с вами побывали? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же за сокровища лежат в ларце? (Это наклейки) Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад и закрепить сегодняшнюю тему в наших тетрадях по грамоте.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
  4. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
  6. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_peredelannyy.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 68 г. Липецка

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

(в подготовительной группе)

«Путешествие за сокровищами»

подготовила

учитель-логопед

Лунева Ирина Алексеевна

г. Липецк

Цель: закрепить навык правильного произношения звуков [Л], [Л’], познакомить с буквой Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить детей сравнивать звуки Л и Ль по акустико-артикуляционным признакам, формировать навык чтения, соотнесение звука с буквой, закреплять умение делить слова на слоги.

Коррекционно-развивающие: развивать мыслительную деятельность, зрительное восприятие, внимание, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, развивать графомоторные навыки, фонематический слух и восприятие, умение дифференцировать звуки в слогах, словах, навыки звуко - буквенного анализа и синтеза, обогащать лексику.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать аккуратность, доброту, самостоятельность, навыки самоконтроля за речью, умение выполнять игровые правила и работать в коллективе.

Оборудование: световая песочница, синяя ткань, раздаточный материал (рыбки, ТИКО-конструктор), ноутбук, шарик Су-джок, мяч, шкатулка.

Презентация PowerPoint: видео Лунтик, карта, кораблик.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика

Логопед: Ребята, давайте встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра, а для этого нам понадобится шарик Су - джок. (Дети встают вместе с логопедом в круг)

- Этот шарик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

(Дети здороваются друг с другом).

Замечательно, мы поделились друг с другом своим теплом.

  1. Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пожаловал гость, давайте посмотрим кто это?

(На экране Монитора появляется видеозапись с Лунтиком)

Лунтик: Здравствуйте, ребята. Я хочу Вас позвать в интересное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи и нашел карту, где спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?

Дети: Да

Логопед: Нас ждут испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

#1044;ыхательная гимнастика

Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко, и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом. (Вдох носом - выдох ртом)

(Раздается звуковой сигнал и на экране появляется карта)

Логопед: Ребята, вот и карта. Начнем наше путешествие.

  1. Введение в тему.

Логопед: Итак, первое испытание. Чтобы его выполнить, нужно пройти за столы и сделать артикуляционную гимнастику.

Весёлый счёт

Раз – мы домик открываем. (Открывать широко рот и закрывать его. 5 раз.)

Два – по улице гуляем. (Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком
вокруг рта в одну и в другую стороны. По 3 раза в каждую сторону.)

Три – часы идут: тик-так. (Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить вправо - влево. 10 раз.)

На четыре – быстрый шаг. (Выполнить предыдущее упражнение в быстром темпе. 10 раз.)

Пять – зацокал жеребёнок. (Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

Шесть – грибочек у сосёнок. (Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать
его. 10 раз.)

Семь – гармошка: дили-дили. (Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении
«грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю
челюсть, растягивая подъязычную связку. 10 раз.)

Восемь – стенки в доме мыли. (Выполнять круговые движения языком по внутренней стороне щёк. По 5 раз с
каждой стороны.)

Девять – мыли потолок. (Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд-назад
по нёбу. 10 раз.)
Десять – ротик на замок. (Рот закрыть. Язык спрятать.

4. Мы успешно справились с первым заданием и можем двигаться дальше. Сейчас я прочитаю вам предложение, а Вы определите, какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)

Лодка плыла по волнам.

Дети: звук (Л)

Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? Каким цветом мы его обозначаем? (гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой)

Дети: Согласный, твердый, звонкий. Обозначается синим цветом.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, какое положение принимают наши губки, зубки при произношении звука [Л]? Как лежит язычок во рту? А сейчас давайте произнесем звук [Л]

Дети: Когда мы произносим звук Л, кончик языка сильно упирается в верхние зубы.

Логопед: А есть ли у звука Л младший брат?

Дети: Да. У звука Л есть младший брат – это звук Ль.

Логопед: Давайте теперь дадим характеристику звуку Ль и скажем каким цветом этот звук обозначается. (дети дают ответ)

- Сейчас я предлагаю поиграть со звуками Л и Ль. Я буду произносить звуки, слоги и слова. Если вы услышите твердый звук Л, то поднимите фишу синего цвета. Если услышите звук Ль – зеленую.

Материал: л, ль, ла, ля, ал, уль, лось, липа…

Логопед: Ребята, а как называется буква, которая обозначает эти звуки?

Вы справились с заданием, и мы можем отправляться дальше!

5. Игра с мячом «Определи место звука»:

Логопед: Чтобы мы не заскучали в пути, Лунтик придумал для нас интересную игру. Нужно вспомнить слова, в которых звуки Л и Ль встречаются в начале, в середине и конце. (дети ловят мяч и называют слова)

Логопед: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

#1048;гра «Пролив противоположностей».

Логопед: Ребята, а сейчас мы входим в Пролив Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание Закончить предложение словами-неприятелями.

Дедушка старый – а мальчик маленький.

Мухомор ядовитый – белый гриб съедобный.

Корзина пустая – корзина полная.

Зимой погода холодная - а летом жаркая.

Кот черный и кот белый.

Лед холодный, а огонь горячий.

7. Физкультминутка.

Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки». И здесь нас встречает Капитан Краб. Давайте выполним с ним разминку!

8. Игра «Река Слогов».

Логопед: Ребята, на горизонте «Река слогов». В этой реке водятся необычные рыбы. Предлагаю отправиться на рыбалку, вылавливайте из речки рыб со слогами. А чтобы отправиться дальше, нужно прочитать эти слоги. (Дети ловят рыб и читают слоги).

Логопед: И с этим заданием вы справились. Впереди остров слов, давайте пройдем к столам.

9. Игра «Остров Слов»:

- Нам надо расшифровать слово по слогам. У вас на столах лежат картинки, кто на них нарисован? (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Давайте проверим сколько слогов в слове «ВОЛКИ» хлопками (то же самое со словом «Слоны»). Из первого слова – ВОЛКИ, возьмите первый слог, со второго слова - СЛОНЫ - второй слог. А теперь соедините эти слоги и скажите какое слово у вас получилось? (ВОЛНЫ) Давайте и конструктора ТИКО составим слово ВОЛНЫ

- Сколько звуков в слове ВОЛ-НЫ? (5). Давайте дадим характеристику этим звукам.

(Дети делают звуковой анализ слова с помощью Тико-конструктора)

Логопед: Какие Вы молодцы!

II. Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями. Вам понравилось путешествовать? С какими звуками и буквой вы познакомились? Где мы с вами побывали? (ответы детей) Давайте посмотрим, что же за сокровища лежат в ларце? (Это наклейки) Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад и закрепить сегодняшнюю тему в наших тетрадях по грамоте.

Список использованной литературы:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2000. – 48 с.
  3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: ”СОЮЗ”, 2004. – 192 с.
  4. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Составитель Марцинкевич Г.Ф. – Волгоград. Изд. “Учитель”, 2001. – 129 с.
  5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 1999. – 245 с.
  6. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. –М.: “Гном-Пресс”, 1999. – 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну знаний"

Конспектоткрытого занятия по обучению грамотев подготовительной к школе группена тему «Путешествие в Страну Знаний»Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове;Упраж...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Страну Знаний"

Программное содержание конспекта открытого занятия по обучению грамоте:·        Закрепить умение определять местоположения звука в слове;·...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Знаний"

Конспект содержит игровой материал, применение которого позволяет выявить знания и умения детей подготовительной группы по тематическому модулю "Обучение грамоме" в рамках програмных требова...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну "Пиши-читай"

Цели:Закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.Задачи:1.Образовательные:- Закреплять знание детей о звуках и буквах; о гласных и согласных звуках.- Совершенствовать фонематический слух...

Конспект группового занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому  анализу и синтезу слов; закреплять навык различения звуков Ж – Ш в слогах, словах, фразах; развивать зритель...