Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну "Пиши-читай"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Цели:

Закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.

Задачи:

1.Образовательные:

- Закреплять знание детей о звуках и буквах; о гласных и согласных звуках.

- Совершенствовать фонематический слух: продолжать учить детей выделять звук в слове; определять его позицию в слове.

- Закреплять навык деления слова на слоги.

- Упражнять детей в звуковом анализе слова, дифференцируя звуки (согласные и гласные).

- Закреплять понятия, что такое предложение; составлять предложения с помощью схемы.

2.Развивающие:

- Развивать речь, внимание и мышление.

- Активизация слуховой и зрительной памяти.

3.Воспитательные:

- Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

- Воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Материал:

- Картинки с изображением различных предметов для индивидуальной работы и для работы у доски.

- Карточки для звукового анализа слова.

- Кружочки красного, синего, зеленого цветов для каждого ребенка.

- Желтые полосочки (длинные – для обозначения слова).

- Оранжевые полосочки (короткие – для обозначения количества слогов).

- Мяч.

- Звуковички.

- Домики с цифрами 1, 2, 3.

- Схема предложения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:

Закрепление и обобщение полученных детьми знаний и умений.

Задачи:

1.Образовательные:

- Закреплять знание детей о звуках и буквах; о гласных и согласных звуках.

- Совершенствовать фонематический слух: продолжать учить детей выделять звук в слове; определять его позицию в слове.

- Закреплять навык деления слова на слоги.

- Упражнять детей в звуковом анализе слова, дифференцируя звуки (согласные и гласные).

- Закреплять понятия, что такое предложение; составлять предложения с помощью схемы.

2.Развивающие:

- Развивать речь, внимание и мышление.

- Активизация слуховой и зрительной памяти.

3.Воспитательные:

- Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

- Воспитывать желание говорить красиво и правильно.

Материал:

- Картинки с изображением различных предметов для индивидуальной работы и для работы у доски.

- Карточки для звукового анализа слова.

- Кружочки красного, синего, зеленого цветов для каждого ребенка.

- Желтые полосочки (длинные – для обозначения слова).

- Оранжевые полосочки (короткие – для обозначения количества слогов).

- Мяч.

- Звуковички.

- Домики с цифрами 1, 2, 3.

- Схема предложения.

Ход занятия:

Дети стоят на ковре.

Воспитатель: (вместе с детьми).

«Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! Солнцу и птицам.

- Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

Воспитатель: 

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем всем доброго утра.

Сегодня мы с вами опять отправляемся в путешествие в страну «Пиши-читай», в страну грамотной и красивой речи. Вас ждут интересные задания, которые вы должны выполнить. Но в этой стране существуют правила:

- не перебивать друг друга;

- не выкрикивать;

- отвечать правильно и полными ответами.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи: 

«Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, четко говорим

Никуда мы не спешим».

Загадать детям загадку:

Кто такая угадай-ка.

В белом платьице хозяйка

Потрясла свои перинки

В небе кружатся снежинки

                          (зима)

Д/И в кругу (с мячом).

«Какая бывает зима» (белоснежная, пушистая, холодная, красивая, морозная, долгая и т.д.)

- Снег (какой?)

- Снежинки (какие?)

К существительным нужно подобрать слово – действие.

-Снежинки (что делают? падают, кружатся, летят, блестят).

-Дети зимой (что делают?).

Дети садятся за столы.

Воспитатель: 

Ребята, напомните мне, пожалуйста, что мы изучаем в стране «Пиши-читай» (мы изучаем звуки и буквы).

Вопросы к детям:

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

- Гласные. Почему они так называются? (При произношении этих звуков нам ничего не мешает ни губы, ни зубы, образуют слог, поются).

- Назовите гласные звуки?

- Придумайте слова, которые начинаются с гласных звуков?

- Какие еще звуки есть? (согласные) (встречают преграду при произношении, не образуют слог)?

- Какие бывают согласные звуки? (твердые, мягкие, глухие, звонкие).

- Каким цветом будем обозначать звуки? (красный, синий, зеленый).

                                                           (На доске звуковички)

- А какие еще есть звуки? (звуки природы, города).

Воспитатель:

Значит есть звуки речевые и неречевые.

                                                              Молодцы!

Игра «Поймай звук».

Воспитатель называет цепочку звуков, дети хлопают в ладоши на заданный звук.

Задание усложняется. Воспитатель просит детей закрыть глаза и слушать слова. Если в слове звучит заданный звук, то они хлопают в ладоши.

Т   - рос, рост, ворона, ворота, ком, кот, слон, стол, нога, нота, ванна, вата.

З   - дети хлопают.

З’   - дети поднимают руки вверх.

Закат, зима, коза, зеркало, резина, зубы, корзина, газон, зебра.

Игра «Кто внимательный» (определяем позицию звука в слове).

У детей фишки красная, синяя, зеленая. Воспитатель называет любой звук, дети определяют какой звук и поднимают фишку нужного цвета.

Дети берут черную фишку и карточки

Воспитатель называет звук, а затем слова с этим звуком, а дети кладут черную фишку в начало, в середину или в конец.

М   - машинка, мозаика, ком, гармонь, малина, сом, мороженое.

Р’    - снегирь, свиристель, Рита, рябина, дворец.

Физкультминутка.

Встаньте дружно, потянитесь,

Пошагайте, покружитесь!

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело.

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Д/И «Отгадай слово».

Воспитатель:

«Слово спряталось куда-то

Слово спряталось и ждет.

Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка кто меня найдет»?

Давайте рассмотрим картинки и из первых звуков составим слово.

Например, (зебра, индеец, мороженое, ананас) – зима.

Дети берут кружочки (красные, синие, зеленые), желтые полосочки (длинные), оранжевые полосочки (короткие) и карточки

и делают звуковой анализ слова (на своих местах и у доски).

Вопросы детям:

- Сколько букв в слове? (4).

- Сколько звуков в слове? (4).

- Сколько гласных?

- Сколько согласных?

- Какой первый звук? (второй, третий).

- Как можно обозначить слово «зима»? (желтая полосочка);

- Сколько слогов в слове? (2);

- Как мы обозначим два слога? (2 оранжевые полосочки).

Воспитатель:

Порадуем зиму. Обозначим буквами ее имя (Ребенок составляет из букв слово «ЗИМА»).

Молодцы!

Воспитатель:

«Встречу слово по дороге –

Разобью его на слоги.

Слог да слог и будет слово,

Мы в игру сыграем снова».

Воспитатель: 

Как узнать сколько в слове слогов? (можно прохлопать, прошагать). Но мы помним правило: 

«Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

У детей на столах картинки (1,2,3 слога). На доске домики с цифрами 1,2,3. Воспитатель показывает картинки. Дети делят слова на слоги. Затем дети берут свои карточки с изображением предметов. Делят слова на слоги и подходят к нужному домику.

Воспитатель проверяет вместе с детьми. Дети садятся на свои места.

Вопросы к детям:

- Что складывают из букв? (слова).

- Что получается из слов, которые собирают вместе? (предложения).

Воспитатель:

Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить мы подбираем слова по смыслу друг к другу и у нас получаются предложения.

Воспитатель показывает детям схему предложения.

Ребята рассказывают, что на этой схеме изображено.

Игра «Живые слова».

К доске выходят 4 ребенка.

1-ый ребенок – слово «Дети».

2-ой ребенок – слово «зимой».

3-ий ребенок – слово «любят».

4-ый ребенок – слово «гулять».

Получается предложение: «Дети зимой любят гулять». Затем воспитатель меняет слова в предложении местами. Дети перестраиваются. Получается новое предложение. Игра повторяется несколько раз.

«Зимой дети любят гулять».

«Дети любят зимой гулять».

«Гулять зимой любят дети».

                                   Молодцы!

Дети садятся за столы.

Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Вы сегодня были все молодцы.

Итог: Ребята, вам понравилось? Чем мы занимались на занятии? Что больше всего понравилось? А что было трудным?

Воспитатель:

«Как хорошо быть грамотным на свете,

Все знать и много так читать,

Ведь грамота-ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать!»