Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Звуки Л, ЛЬ. Буква Л"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Полякова Ирина Викторовна

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_gramote.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки л, ль и буква Л.

Цель: Знакомство со звуками Л, Л` , буквой Л.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с согласными звуками Л, ЛЬ. Познакомить с буквой Л.
  • Закреплять навыки звукового анализа слов «луна» «лимон».
  • Закреплять понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий-твердый звук».
  • Продолжать учить составлять схему предложения.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.

Материалы и оборудование: карточка с буквой «Л»,  цветные карандаши (синий, зеленый, красный). Картинки с изображением персонажей, предметные картинки с изображением лампы, лимона. Рабочие тетради.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Ребята, мне пришло сообщение, что сегодня к нам придет необычный гость. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадку:

Я родился на Луне,

Оказался на Земле,

Много здесь завёл друзей,

Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,

А зовусь я…

- ЛУНТИК!

  • Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам. Научим Лунтика?

  1. Этап актуализации знаний
  • Ребята, давайте расскажем Лунтику на какие две группы делятся все звуки? (На гласные и согласные).
  • Какие звуки мы называем гласными?  (Звуки. В которых воздушная струя выходит свободно)

Давайте назовем их: А, О, У, И, Ы. Э.

  • Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным)
  • Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, которые  встречают преграду при произношении).
  • Что может являться преградой (зубы, губы и язык).

Какие бывают согласные звуки? Твердые и мягкие.

  • Каким цветом обозначаются согласные звуки? (твердые – синим, мягкие – зеленым).

  1. Основная часть
  1. Введение в тему
  • Ребята, какой первый звук в слове Лунтик? (звук Л). Сегодня мы познакомимся со звуками Л и ЛЬ.
  1.  Новые знания.

Произношение звука Л. Губы находятся в улыбке, кончик языка  упирается за верхние зубы.

Характеристика Звука.

  • В слове Лунтик как произносится звук Л? Дайте характеристику звука Л. (Звук Л согласный, звонкий, твердый, обозначаем фишкой синего цвета). Послушайте слова: лебедь, лягушка, лиса, малина. Как в этих словах произносится звук л (мягко), обозначаем фишкой зеленого цвета.
  • Сегодня мы познакомимся со звуками Л и ЛЬ.
  1. Лунтик принес нам задания от Милы.
  • Я буду называть вам слова, вам надо определить какой звук слышится в слове,  твердый или мягкий и поднять фишку нужного цвета (Ложка, молоток, лебедь, ласточка, пальто, лук, лиса). Кто прокомментирует слово. В слове ложка, я слышу звук Л, он твердый.
  1. Задание от Пчелёнка.

У пчелёнка разбежались все звуки в слове, он просит помочь собрать слово. Звуки: Л,У,Н,А.

Звуковой анализ слова ЛУНА

Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

- Что вы можете сказать об этом звуке?

- Какой второй звук в слове ЛУНА?

- Что вы можете сказать об этом звуке?

- Почему он гласный?

- Какой третий звук в слове ЛУНА?

- Что вы можете сказать об этом звуке?

- Какой последний звук в слове ЛУНА?

- Сколько звуков в слове ЛУНА?

  • Сколько гласных звуков, назови их, сколько согласных, назови их.

- Сколько слогов в слове ЛУНА? (ответы детей)

- А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.

- Назовите первый слог? Второй?  Определите ударный гласный звук в слове Луна.

Слово «лимон» - самостоятельно.

Физминутка с Кузнечиком

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться,

Три-в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – тихо сесть.

  1. Теперь проходим за столы.
  •  Звуки Л и ЛЬ обозначаются буквой Л. Как можно изобразить букву. (Дети изображают)

Посмотрите, как я пишу букву Л. Сначала я пишу одну палочку снизу вверх слева направо, другую палочку сверху вниз. Нарисуйте также в воздухе. Пальчиковая гимнастика

Нет на свете легче дел, (сжимание и разжимание пальчиков)

Чем составить букву « Л».

Распрямим свои ладони (соединить ладошки «домиком»)

И из них построим домик.

  • Приступаем к печатанию в тетрадях.
  1. Коррект проба.

Набор букв, обвести все буквы Л.

Давайте прочитаем слоги.

Чтение слогов: ЛО, ЛА, ЛУ, ЛИ, ЛЭ,ЛЫ, ОЛ,АЛ,УЛ,ИЛ.

  1. Лунтик прыгал на скакалке. Что я вам сейчас сказала (предложение).
  • Из чего состоит предложение (из слов, связанных по смыслу).
  • Сколько слов в этом предложении (4 слова)
  • Давайте составим схему предложения. Как пишется первое слово в предложении ( с заглавной буквы, она на схему обозначается палочка с трубой).
  • А в конце предложения ставится (точка.)
  • Дети чертят схему предложения.
  • Определите, в каких словах предложения есть звук Л.

Рефлексия

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень старались. Вы выполнили столько заданий, что Лунтик даже запутался. Давайте напомним ему:

— С какими звукам мы сегодня познакомились? Со звуками Л и Ль.

Молодцы! теперь нашему гостю всё стало понятно.

III. Итог:

- Ребята! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. Он вам оставляет на память раскраски, на которых изображен он и все его друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте " Буквы и звуки Ж-Ш"

На занятии проходит формирование правильного произношения и различения звуков Ж-Ш, развивается фонематический слух, фонематическое восприятие, закрепляется умение писать буквыЖ,Ш,совершенствуется навы...

Конспекты образовательной деятельности по обучению грамоте "Звук [ы], буква Ы"

Конспект по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. На занятии дети знакомятся со звуком и буквой Ы, развивают умение определять на слух место звука в словах. На практическом этапе д...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Звук У. Буква Уу"

Тема: Звук «у». Буква Уу.Цель: Четкое произнесение звука. Выделение начального ударного. Договаривание предложений по картинкам (употребление существительных в И.п., В.п. ед.ч.). Знакомств...