Звуки В и Вь. Буква В (декабрь)
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Астахова Алина Игоревна

Звуки В и Вь. Буква В

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuch.gramote_zvku_v.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки В и Вь. Буква В»

Цель: знакомство со звуками В и Вьбуквой В.

Задачи:

1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.

2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.

3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая) предметные картинки на изучаемый звук.

Ход занятия:

Организационный момент, приветствие. 

Настрой на работу.

– Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас сегодня! Какое у вас сегодня настроение?

– Давайте поприветствуем друг друга и пожелаем удачи и успеха!

Приветствие «Здравствуйте!»

Дети поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа слева, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами);

Успеха (указательными);

Большого (средними);

Во всём  (безымянными);

И везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Психогимнастика.

Воспитатель:

– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.

(дети изображают удивление)

– Потом мы стали думать, что покажем гостям.

(серьезное, задумчивое лицо)

– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!

(радостные лица)

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие, в мир звуков. А отправимся мы туда для того, чтобы познакомиться с новыми звуками и все — все про них узнать! Вы хотите туда попасть?

Тогда мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, узнаем много нового и интересного. Все готовы?

Отвечать мы будем внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язычок.

Артикуляционная гимнастика

«Слоненок» - «Щенок» - «Бегемот».

«Голодный хомяк» - «Сытый хомяк»

 Повторение пройденного материала 

- Ребята, а давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков? (схема)

- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.

-На какие группы делятся звуки?

- На гласные и согласные.

- Какие мы знаем гласные звуки?

- А, О, У, И. (называют отдельно, а потом вместе).

- Какие звуки мы произнесли?

- Гласные звуки.

- Как мы определили, что это гласные звуки?

- При произношении гласных звуков нет преграды во рту.

- Каким цветом обозначаем гласные звуки?

- Красным.

- А звуки которые встречают преграду во рту как называются?

- Согласными звуками.

- Какими бывают согласные звуки? (показать фишки)

- Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими.

- Каким цветом обозначаем тв., согласные звуки?

– Синим.

- Каким цветом обозначаем мягк., согласные звуки?

 – Зеленым.

Игра «Назови пару согласному звуку» ( показ фишек – синий, зеленый)

- Я называю твердый согласный звук, а вы должны назвать его мягкую пару:

Т - Ть,         М - Мь,      Д -  Дь,

П - Пь,        К -  Кь,        Г -  Гь,

Н - Нь         Б -  Бь,         Ф - Фь.

- Молодцы, справились с заданием. А сейчас пройдем за столы.

Сообщение темы. Знакомство со звуком.

- Я предлагает нам познакомиться с новыми звуками и буквой, а с какими вы скоро узнаете. Для этого давайте познакомимся с гостем, который пришел к нам на занятие.
На доску вывешиваются изображения мальчика.

 Вова                                                                       

Это мальчик Ваня. Он принес нам картинки: валенки, ваза.

- Ребята с какого звука начинаются все эти слова?

-Со звука В.

- Давайте вместе произнесите звук [В].

- Зубками мы нижнюю губу прикусим

  Между ними голос пропустим.

- Повторите … ВВВВ

- Давайте определим, при произношении звука В, есть преграда во рту?

- Есть.

- Что мешает?

- Зубы и губы.

- Значит звук [В] –согласный. 

- Губы сжаты и напряжены, значит звук В какой?

- Твердый.

- Давайте проверим звонкий или глухой?        

- Положите руку на горло, произнесите звук [В].

-  Голос спит или звенит? (звенит)

- Значит звук [В] – звонкий.

- Звук [В] – согласный, твердый, звонкий, обозначаем синим цветом.

(повторить по отдельности, а затем вместе).

- А Ваня привел свою подружку Вику.  Вика

- Вика тоже принесла картинки: вилка, веник.

- С какого звука начинаются слова вилка, веник?

- Со звука [В*]

- Звук В согласный мягкий.

- Каким цветом обозначаем согласный мягкий звук? - Зеленым.

- Положите руку на горло, произнесите звук [В], он звонкий или глухой?

- Звонкий.
- Итог: З
вук [В*] -  согласный, звонкий, мягкий.

Игра «Стук да стук, поймай звук»

А, О, В, Т, В, И, В, У, Т, Ва, Ша, Пу, Ву, Мо, Ваза, стол, Вата.

Физ. минутка

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали!

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

Снова на места уселись

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем – 1,2,3,4,5.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

Звуковой – буквенный  анализ слова- Ива.

-Ребята отгадайте загадку:

Как это скучно —
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая ветвистая… (ива).

Дети: Ива.  (на доске картинка – ива и схема)

- Правильно!

- Ребята, сейчас мы сделаем звуковой анализ слова ИВА. 

   Положите перед собой схему для звукового анализа слова и фишки.

- Скажите, что означают окошки под картинкой?

- Сколько окошек , столько звуков в слове.

- Давайте посчитаем сколько окошек в схеме?

- Одно окошко, два окошка, три окошка, звуки располагаются слева на право.

- Значит, сколько звуков в слове ИВА? –три звука.

- Какой первый звук в слове И- И- И-ва  (выделяет голосом).

- Первый звук в слове ИВА – И.

- Что мы можем сделать с этим звуком?

- Пропеть.

 - Как называется этот звук?

- Гласный.

- Каким цветом мы обозначим гласный звук?

- Красным.

- Какой второй? И-В-В-В-А (выделяет голосом)

 - Второй звук В – согласный.

- Согласный твердый или мягкий? –твердый.

- Каким цветом его обозначим?

- Синим.

-Какой последний звук в слове ИВ -А-А-А?

- Согласный.

- Каким цветом мы обозначим гласный звук?

- Красным.

- Сколько звуков в слове ИВА?

- В слове ИВА три звука.

- Сколько из них гласных? – два

- Сколько согласных? – один.

- Молодцы, вы правильно.

             

Речевая зарядка

- Давайте сделаем еще одну зарядку для язычка, повторяйте за мной:

Ва-ва-ва - повтори слова.

Ви-ви-ви - мяч летит, лови!
- Молодцы!

Физ. минутка для глаз.

- А сейчас сделаем зарядку для глаз. Сели ровно, красиво, посмотрели прямо перед собой, вправо, влево, вверх, вниз (2 раза). Зажмурились хорошо, я считаю до 5. Один, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать.

Определить место звука в слове.

- Ребята, а сейчас мы определим место звука В в слове. При помощи схемы. Карточки для определения места звука в слове положите перед собой.

- Звук В может находиться в начале, в середине, или в конце слова.

Слова: ваза, тыква.

- В слове ваза звук В стоит в начале слова, звук В согласный твердый.

- В слове тыква звук В стоит в середине слова, звук В согласный твердый.

Знакомство с буквой В. Связь звука и буквы.

- Ребята, у каждого звука есть свой знак – это буква.

У звуков В и В* - это буква Вэ.

 (Показ буквы детям).

-Вот это буква «Вэ»

Видна в дали-

Красивая, витая

Как будто крендель испекли

Вову с Викой поджидая.

  На что похожа буква В? - велосипед, крендель.

- Посмотрите как я буду писать букву Вэ в воздухе. Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом справа от нее – два полукруга, сначала верхний, затем нижний.

- Возьмите в правую руку волшебный карандаш и напишем в воздухе, а потом на ладошке.

- Молодцы! У всех получилось!

Итог занятия.

Мы с вами выполнили много заданий.

С какими звуками и буквой мы знакомились?

- А какое задание было самым трудным?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Вы были молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали

и дарю вот такие смайлики за отличную работу.

 Всем спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".

Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].

Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И  буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята,  я приглашаю вас...