Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Шш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект раскрывает коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи, так же в нем описан весь ход занятия. На данном занятии мы закрепляем звук [Ш], его характеристику и праильное произношение в изолированной позиции и в словах. Так же мы повторяем дифференциацию звуков, закрепляем умение выделять звук из ряда других звуков, определять позицию звука  в словах. Знакомимся с печатной буквой Шш, учимся ее правильно писать. Так же учимся читать прямые и обратные слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_sh.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

Тема: «Звук Ш. Буква Шш»  

Возраст: 6 лет.

Задачи:

-Коррекционно-образовательные: повторить дифференциацию звуков (гласные-согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие, их обозначения; закрепить артикуляцию и характеристику звука Ш, умение выделять звук из ряда других звуков; продолжать учить детей определять местоположение звука в словах (начало, середина, конец слова); закрепить правильное и четкое изолированное произношение звука Ш , а так же в чистоговорках и скороговорке; познакомить с печатной буквой Шш; упражнять в чтении слогов (прямых и обратных); учить писать печатную букву Шш.

-Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, связную речь, четкую дикцию, звуковую культуру речи, память, внимание, мелкую моторику.

-Коррекционно-воспитательные: воспитывать нравственные качества, умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование и демонстрационный материал: мультимедийная презентация ,музыка из мультфильма «Маша и Медведь»; фишки-символы гласных и согласных, твердых и мягких, глухих и звонких звуков, коробочки со схемами расположения звука в слове (3шт),указка.

Раздаточный материал: зеркала, фишки (красные, синие, зеленые, символы глухих и звонких звуков) , картинки со звуком (Ш),салфетки, карандаши простые, тетрадь по обучению грамоте (распечатка).

Ход занятия:

1.Орг.момент.

Психологический настрой.

Ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь, улыбнитесь. А теперь повторим правило, которым мы пользуемся на занятии:

Говорим всегда красиво,

Спокойно и неторопливо,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятии!

Хорошо, молодцы.

Дети, а вы любите смотреть мультфильмы? Посмотрите, в каком мультфильме мы очутились? («Маша и Медведь»). Что у них происходит-сейчас мы узнаем. (Просмотр отрывка из мультфильма «Маша и Медведь»). Ребята, куда собирается Маша? (В школу). Да, она хочет пойти в школу и узнать много нового и интересного. Поможем ей?  

∙Повторение пройденного материала: Дидактическая игра «Разные звуки»

Ну а для этого давай те  с вами сначала расскажем Маше и нашим гостям, какие бывают звуки. Правильно, звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие. (Показываю обозначения звуков) . А что значит гласные звуки, как мы их произносим? (Свободно, во рту нет преград). А согласные?(Согласные мы свободно произносить не можем, так как во рту встречаются преграды). (Игра «Гласные-согласные, твердые-мягкие, звонкие-глухие»).  Молодцы! Ну а чтобы произносить все звуки красиво и правильно, давайте выполним артикуляционную разминку.

∙Артикуляционная гимнастика (с зеркалами).

2.Основная часть. Сообщение темы занятия.

Ребята, послушайте загадки:

Не страшен мороз Мишутке,

Одет он в тепленькую…. (шубку).

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Он помогает нам всегда,

Когда приходят холода. (Шарф).

Ее связала бабушка,

Сверху помпон нашила.

И подарила Машеньке,

Чтобы тепло ей было.

Зимою ушки наши

Всегда нам согревает.

А как она зовется,

Ответ простой, все знают.

Молодцы, отгадали загадки. Если вы назовете первый звук в словах: шубка, шапка, шарф, а так же ответите, какой звук есть в словах «Маша», «Миша», то узнаете, какой звук  мы сегодня будем закреплять.

∙Характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам.

Дети, давайте вместе произнесем звук Ш. Что происходит с губами? (Губы превращаются в рупор). Куда поднимается язычок? (Язычок поднимается к верхним зубам и превращается в чашечку). Скажите, звук Ш гласный или согласный? (согласный), звонкий или глухой? (Глухой). А твердый он или мягкий? (Всегда твердый). Поднесите ладошку, какую струю воздуха вы чувствуете, когда произносите звук Ш? (Теплую).

∙Развитие фонематического слуха.

Игра: «Будь внимательным»

Ребята, а давайте с вами поиграем . Сейчас я буду называть вам звуки, а вы хлопните  в ладоши только тогда, когда услышите звук Ш.

∙Выделение звука Ш из слов.

А теперь посмотрите на экран.   Вам нужно выбрать только те, в названиях которых есть звук Ш.

∙Определение позиции звука Ш в словах. Дидактическая игра «Разложи картинки»

Вы замечательно справляетесь с заданиями! Ну а сейчас  посмотрите внимательно на свои столы. У каждого из вас имеются картинки со звуком Ш. Теперь посмотрите сюда-я приготовила для вас коробочки со схемами. Для чего нужны эти схемы? Правильно, они помогают нам определять место звука в слове. Сейчас каждый из вас положит свои картинки в нужную коробочку.

∙Деление слов на слоги.

Физминутка:

 Мы ногами -Топ-Топ,

Мы руками- Хлоп-Хлоп,

Мы глазами-Миг-Миг,

Мы плечами- Чик-Чик.

Раз-сюда, два- туда.

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два- привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два-

Заниматься всем пора.

∙Проговаривание чистоговорок.

∙Проговаривание скороговорки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

∙Знакомство с буквой Ш.

-На что похожа буква Ш?

Буква Е на льду стояла,

Поскользнулась и упала.

И вот, лежа на спине,

Обернулась буквой Ш.

-Сколько в ней элементов?

∙Чтение слогов.

∙Письмо буквы Шш.

3.Итог занятия.

Ребята, чем мы сегодня занимались? Какой звук закрепляли? Какой это звук? (согласный, твердый, глухой) . На что похожа печатная буква Шш? Что вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Щ"

Данное занятие можно проводить в логопедической  группе для детей с ОНР....

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Презентация к занятию по обучению грамоте на тему "Звуки В, Вь. Буква В"

Данная презентация может быть использованна при проведении занятия по обучению грамоте с детьми старшей логогруппы, а также в качестве закрепления пройденного материала с родителями....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г

Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"

Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделят...