Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звуки [х], [х`]. Буква Х"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Григорьева Юлия Леонидовна

Конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи. На занятии дети знакомятся со звуками [х], [х`], их акустико-артикуляционной характеристикой, учатся выделять звук среди других, делить слова на слоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_h-h_bukva_h1-e.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте на тему:

«Звуки [х], [х’], буква Х»

Программные задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Знакомить со звуками [х], [х’], их акустико-артикуляционной характеристикой с опорой на артикуляцию и понятием «согласный звук», «глухой звук».
  • Формировать умение выделять звук среди цепочки других звуков, слогов, слов.
  • Совершенствовать навык деления слов на слоги с помощью наглядно-графических схем.
  • Знакомить с буквой Х.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, память, координацию речи с движением.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитывать дружелюбность, доброжелательное отношение к ответам других людей.

Оборудование: изображение Хрюши, картинки со звуками [х] и [х’] и с другими звуками, схемы для деления слов на слоги, сигнальные изображения твердых и мягких согласных, глухих согласных, буква Х, счетные палочки, фасоль.

Методы и приемы:

- практические: физминутка, словесные игры, выкладывание буквы из палочек, из фасоли, выкладывание схемы деления слова на слоги.

- наглядные: демонстрация рисования буквы в воздухе.

- словесные: объяснение артикуляции звука.

Ход занятия

  1. Орг.момент

Спереди - пятачок,

Сзади - крючок,

Посредине - спинка,

На спинке - щетинка.  (Свинья, поросёнок)

- Это свинка Хрюша. Пока Хрюша к нам шла, замерзли у нее копыта. Как же ей их согреть? (подуть на них и произнести: х-х-х) Давайте и мы свои ручки согреем вместе с Хрюшей (х-х-х)

II. Основная часть

  1. Артикуляция и характеристика звука

- Что делают наши губки, язычок, зубки, когда мы произносим звук [х]? (Кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка образует щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба) Давайте дадим характеристику этому звуку.

- Что делают наши губки, язычок, зубки, когда мы произносим звук [х’]? (Язык продвинут вперёд, кончик языка касается нижних резцов, средняя  часть спинки языка поднята вверх и образуют щель  со средней частью твёрдого нёба). Характеристика звука [х’].

2) Упражнение «Поймай звук»

- Слушайте внимательно, настройте ваши ушки, Хрюша хочет с вами поиграть. Когда услышите звук [х], хлопните в ладоши: д-х-з-в-х-п-х-х…да-ха-за-хо-до-ху-ха-да…дом, хам, кот, хвост, хобот…

3)Упражнение «Найди слово» (с картинками)

- Хобот, хвост, птица, хризантема…

4) Упражнение «Раздели на слоги»

- Скажите, сколько слогов в слове «хвост»? выложите схему этого слова (хобот, хризантема, кухня)

5) Физминутка с Хрюшей «Я иду и ты идешь»

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

6)Упражнение «Чего не стало?» (с картинками на звуки [х] и [х’])

7) Знакомство с буквой Х

X — на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь,

Хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь

- На что еще похожа буква Х? Из каких элементов она состоит? Нарисуем ее в воздухе.

8) Выкладывание буквы Х из палочек, из фасоли.

III. Итог занятия.

- С какими звуками мы знакомились? Дайте характеристику звукам.

Какой буквой они обозначаются? Какие задания мы выполняли с этими звуками?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы...

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с

Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г

Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук ЛЬ - буква Л" (старшая группа)

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: "Звук ЛЬ - буква Л" (старшая группа)...

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звук [С], [С\'] и буква "С"

Закрепление знания о звуках [с], [с’] и букве «С»...