Занятие "Буква С" (лексическая тема "Посуда")
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Павловская Ирина Анатольевна

Занятие по обычению грамоте и развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan._zvuk_s_bukva_s.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

для детей с ТНР

по подготовке к обучению грамоте

Тема: «Звуки [С]- [Сʼ]. Буква С»

        

Выполнила:

Учитель – логопед МКДОУ № 14

Павловская И.А.

Тема. Звуки [С]- [Сʼ]. Буква С.

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Дифференцировать звуки [С]- [Сʼ].
  • Предупреждать дисграфию.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику, дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звуков  [С]-[Сʼ]. Закрепить их правильное произношение.
  • Развивать грамматический строй речи (образование сложных слов; понятие «короткое слово»; понимание логико-грамматических оборотов речи).
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Посуда».
  • Развивать связную речь.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.
  • Развивать память, зрительное внимание, мышление.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование. Проектор, презентация, письмо от главных героев, наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов, касса букв.

План занятия.

I   Организационный момент.        

Приветствие.

II   Основная часть.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Сообщение темы занятия. Определение звуков, которыми отличаются слова «Саня», «Сеня».
  3. Звуковой анализ слов. Игра «Супермаркет» Составление предложений о посуде.
  4. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
  5. Звуко-буквенный анализ, деление на слоги слова «миска».
  6. Упражнение на развитие общей моторики.
  7. Образование сложных слов.
  8. Чтение.
  9. Анализ предложения «У мамы миска».
  10. Связная речь. Описательный рассказ о посуде.

III  Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

 Организационный момент.

Логопед встречает и приветствует  детей.

- Ребята, сегодня к нам в сад пришли гости. Поздоровайтесь с ними.

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! - солнцу и птицам.
- Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Здороваются

Дети стоят полукругом

II

1. Артикуляционная гимнастика (стоя на том же месте)

- Чтобы четко говорить надо с язычком дружить.

Жил-был язычок. Проснулся он рано утром. Открыл окно (вот  так). Посмотрел налево, направо, вниз – нет ли луж, вверх – есть ли солнышко. Увидев солнышко он улыбнулся. Побежал в ванну. Открыл дверь, которая заскрипела «И-и-и…»(шепотом). Открыл воду, полилась холодная вода: С-С-С… Добавив горячей полилась теплая водичка: Сʼ, Сʼ, Сʼ…Он почистил зубки, прополоскал ротик. И побежал на кухню завтрак готовить…

- Проходите  на места.

-  Ребята, сегодня  я получила письмо (вскрываю красивый конверт)

Текст письма: (1 слайд: фото поварят)

Здравствуйте ребята! Мы два веселых поваренка: Саня и Сеня! У нас сегодня день рождения, мы приглашаем вас к нам на наш праздник!

-  Вы согласны пойти?

2. Сообщение темы занятия

- Ребята, а как зовут наших именниников? А как вы думаете какой у Сани любимый звук? А у Сени? А какие это звуки?(Согласные и глухие) А чем отличается звук [С] от звука [Сʼ]?

Чтобы произнести звук что строит язычок? А губки в каком положении? (Горочку, губки в улыбки)

А каким цветом мы будем обозначать твердый звук [С]? А мягкий звук [Сʼ]?( прикрепляю магниты синего и зеленого цветов)

-  Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме. Правильно буквой С (на доску помещаю в неправильном положении). Давайте нарисуем ее в воздухе.

3. Игра «Супермаркет» (слайд 2 магазин «Супермаркет)

-Ребята нас пригласили на день рождения, как вы думаете, что мы можем подарить  поварятам? А для этого мы отправимся в супермаркет. В слове супермаркет мы слышим звук…(С)

- Отправляемся в отдел посуды. А в слове посуда мы слышим звук…(С)

(3 слайд Картинки «Посуда»)

-Выбираем посуду для Сани с его любимым звуком. А почему выбрали этот предмет?(Определяют позицию звука в словах: сковорода, кастрюля, супница)

-  Никита, а для чего нужна сковорода?

-Валентин для чего нужна супница?

-Аня для чего нужна кастрюля?

-Выбираем посуду для Сени с его любимым звуком. А почему выбрали этот предмет?(Определяют позицию звука в словах: селедочница, гусятница.

- Что Даша подарит Сене? А для чего она нужна?

- Ребята, а мы будем поварятам помогать на дне рождении мыть посуду?

- Даша поможет мне показать как мы это будем делать.

4. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

1,2,3,4,5 (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Будем поварятам помогать …(Раскрывают, закрывают ладони)

Наши руки были в мыле (Руки вперед ладонями вверх)

Мы посуду сами мыли (Потереть ладони, руки вперед)

Про тарелки не забыли (Из пальцев делают круг)

И про чашки не забыли (Из ладоней делают чашечку)

Всю посуду мы убрали (Встряхивают кисти рук)

Очень сильно мы устали (Вытирают рукой лоб, и устало опускают руки вниз)

 5. Звуко-буквенный анализ слова.

- Отгадайте, что я подарю Сане и Сене? Ловите звуки и соедините их в слово: [Мʼ]…[И]…[С]…[К]…[А]. Какое слово получилось?

( слайд 4 миска)

- Посчитайте, сколько звуков в слове? Давайте посчитаем. ( Дети произносят звук, и на каждый произнесенный звук загибают пальчик)

-Назовите 1 звук, 2 звук…5 звук. Даша, назови 1 звук, Карина,  назови последний звук. Назовите гласные звуки, назовите мягкий согласный звук, назовите твердые согласные звуки, назовите гласные звуки (И,А). Сколько гласных звуков? Значит сколько слогов?

- Давайте разделим слово на слоги (прохлопать) МИС-КА.

- Назовите 1 слог (МИС). Есть ли в этом слоге слияние? Какое? ( МИ) Из каких звуков он образован? А звук [С] где находится? (вне слияния)

- Назовите 2 слог. Как вы думаете это слог слияние? Из каких звуков он образован?

- Никита выкладывает схему слова на доске. А вы ребята на местах. (Закрываю собой ребенка у доски)

- Проверим, правильно ли Никита выполнил задание? Проверьте у себя, у друг друга.

- Выложим слово МИСКА из букв. Кто пойдет к доске? Прочитаем на доске. У себя. Все правильно выложили слово? Проверьте друг у друга.

-Хорошо мы потрудились, а теперь отдохнем!

6.Упражнение на развитие общей моторики «Посуда»

Вот большой, стеклянный чайник (надули живот, одна рука на поясе, другая   изогнута как носик)

Очень важный как начальник

Вот фарфоровые чашки (присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие бедняжки

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются

Вот серебряные ложки (потянулись, руки сомкнули над головой)

Голова на тонкой ножке

Вот пластмассовый поднос (легли на ковер, вытянулись)

Он посуду нам принес.

7. Образование сложных слов (5 слайд )

- Ребята мы собираемся к кому на день рождения? Значит мы должны много знать о труде повара. Посмотрите сколько здесь предметов, которые облегчают  труд поваров и хозяек.

Поиграем в прятки, но прятки необычные. В названии каждого предмета спряталось по 2 слова.

- В слове мясорубка какие два слова спрятались? (соковыжималка, самовар, яйцерезка)

- А в таких словах: картофелечистка, чеснокодавилка? Какой общий звук мы слышали во всех словах?

- Молодцы! А читать вы умеете? Давайте проверим!

9. Чтение.     (6 слайд слова)

Чтение слов: стакан, миска,супница.

Это все что? (7 слайд слово «посуда»)

                      (8 слайд предложение)

Чтение предложения: У мамы миска.

10. Анализ предложения «У мамы миска.»

- Ребята, а что мы сейчас прочитали? (показываю на экране) А из чего состоит предложение? Как узнать, что предложение началось? А как узнать, что предложение закончилось?

- А сколько слов в предложении: У мамы миска (Три). Первое слово? Второе? Третье? А какое самое короткое слово?

- Дети, а мы будем пить чай на дне рождения? А если он окажется горячим…Как мы его остудим?

11. Связная речь (9 слайд Звучит веселая музыка На экране поварята)

-А вот и наши именниники! Поздравим их с днем рождения.

(10 слайд Поварята с подарками)

- Даша расскажи Сане о своем подарке. Аня о своем.

 

Выполняют упражнение.

Саня и Сеня

[С]- [Сʼ]

Звук [С]-твердый, а звук [Сʼ]- мягкий

Звук [С] синим

Звук [Сʼ] зеленым

Дети замечают ошибку.

Посуду

- Я подарю Сане сковороду. Она нужна для того, чтобы жарить картофель, мясо…

Селедочницу

ДА

Загибают пальчики по одному

Раскрывают, закрывают ладони

 Руки вперед ладонями вверх

 Потереть ладони, руки вперед

 Из пальцев делают круг

Из ладоней делают чашечку)

 Встряхивают кисти рук

 Вытирают рукой лоб и устало опускают руки вниз

Миска.

Пять

Прохлопывают, делят на слоги.

Один ребенок выходит к доске и выкладывает схему слова. Остальные работают на местах.

(надули живот, одна рука на поясе, другая   изогнута как носик)

(присели, одна рука на поясе)

(кружатся рисуя руками круг)

(потянулись, руки сомкнули над головой)

(легли на ковер, вытянулись)

К поварятам.

Дети называют.

Мясо рубит, сок выжимает, скоро варит.

Читают слова

Посуда

Предложение.

Из слов.

Первое слово начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка.

Дети дуют в «чашечку»

Дети составляют описательный рассказ

III

Итог занятия.

Вам понравилось? Как зовут наших именниников? С какими звуками мы играли? А сейчас поварята приглашают вас на чаепитие! (Даю конфеты в конфетнице)

Звучит музыка и дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...