Конспект НОД по грамоте по теме: "Звук ш и буква Ш. Путешествие со змейкой"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Василенко Галина Анатольевна

Конспект НОД по грамоте по теме: "Звук и буква Ш. Путешествие со змейкой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_sh_zmeyka.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия  по грамоте

Тема: « Звук и буква Ш. Путешествие со змейкой »

Учитель - логопед: Василенко Г.А.

Коррекционно – развивающие задачи:

- Познакомить детей со звуком «Ш» и буквой Ш;

- Различать понятия: «звук», «слог», «слово»;

- Закреплять умение давать акустико-артикуляционную характеристику звука «Ш» с опорой на различные виды контроля;

- Развивать фонематический слух и восприятие;

- Закреплять умение определять позицию звука Ш с словах;

- Закреплять умение читать слоги;

- Закреплять умение проводить звуко-буквенный анализ слова;

- Автоматизировать звук Ш в слогах, словах и предложениях;

- Развивать дикцию и выразительность речи в чистоговорках.

 Коррекционно - воспитательные:

- Воспитание положительного интереса к логопедическому занятию;

- Воспитывать внимание к своей речи и окружающих;

- Воспитывать навыки самоконтроля и организованности в работе.

Здоровьесберегающие задачи:

- Соблюдать правильную посадку;

- Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, дыхание;

- Чередовать статические и динамические задания;

- Использование сказкотерапии; су-джок терапии; артикуляционных упражнений для языка; физминутки; мнемотехники.

Оборудование:

Лесная полянка; игрушка змейка; презентация  артикуляционных упражнений для звука Ш;  картинки животных со звуком Ш; поезд; карточки-схемы для характеристики звука Ш; слоговая табличка; буквы, звуки; мнемотехника- скороговорка

 Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.

Ход занятия:

1. Оргмомент. Приветствие.

- Доброе утро Вам! Доброе утро нам!

- Доброе утро всем моим друзьям!

Загадка о весне.

Психогимнастика по теме: «Весна» (весенняя полянка - дети стоят полукругом)

 (движения пальчиков по тексту)

Утром солнышко проснулось.

Ручки к солнцу потянулись,

Пальчиками заиграли,

Лучики засияли.

Дождь весенний поливает кап-кап-кап.

И цветочки вырастают.

Птицы гнёзда вьют, песенки поют

Основная часть:

 - Весной на лесной полянке проснулась змейка   и весело зашипела ш ш ш ш.

- Как змейка шипит? (Ш Ш Ш )

-Чтобы научиться  шипеть как змейка, давайте разомнём наши губки и язычок.

2. Артикуляционная гимнастика (слайды) презентация

  1. Упражнения: «Бублик», «Кушаем блинчик», «Вкусное варенье»,  «Индюк», «Чашечка»

3. Характеристика звука по артикуляции

- Давайте вместе со змейкой пошипим: Ш ш ш ш

- Что делают губки, зубки, язычок? ( схема-профиль )

( губки круглые, зубки открыты, язычок чашечкой, воздух тёплый) 

4. Игра: «Поймай звук, слог, слово»  (играем с игрушкой змейкой)

звук  - хлопаем  ( С,Н, Ш, Р , Ж , Ш ,Ч , Ш)

слог – кулачки стучим  (МА, ЛО, ШИ, ЖО, ЗА, ШУ…)

слово – топаем   (СТОЛ, ШАПКА, ЗОНТ, ЖУК, ШУБА, СТУЛ, КАША)

  - Змейка решила отправиться в путешествие на поезде и найти себе друзей

5. Физминутка :« Поезд» 

Чух-чух,чух-чух

Мчиться поезд во весь дух.

Паровоз бежит,

-Тороплюсь!  Гудит: ту-туууу

6. Игра: «Поезд»  (определить место звука Ш в словах)

- В поезде поедут: шакал, шимпанзе, лошадка, мышь, ёрш, мишка, зайка -Давайте проверим, кто поехал со змейкой?

1-й-вагон -начало слова, 2-й вагон – середина слова, 3-й вагон – конец слова

-В каком вагоне поедет шакал? (шакал поедет  1-м вагоне, потому что в слове шакал мы слышим звук ш в начале слова)

7. Игра « Ладошка»

-Давайте узнаем с кем подружилась змейка?

-Мы со звуком «Ш»  играем и слова запоминаем: шакал, шимпанзе, лошадка, мышь, ёрш, мишка.

8. Остановка «Лесная школа »

 - Звенит звонок, начинается урок в Лесной школе у тётушки Совы.

 - Что мы учим на занятиях в Лесной школе?

(мы учим звуки и буквы)

 - На какие две группы делятся звуки?

   ( звуки делятся на гласные и согласные)

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

  ( гласные звуки поются, а согласные встречают преграду: губы, зубы, язычок)

- Чем отличаются звуки от букв?

 (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем)

- Характеристика звука Ш (схема: шипящий, согласный, глухой, всегда твёрдый)

 - Чем мы обозначаем звук Ш ? (буквой Ш )

 9. Стих о  букве Ш с мячиком су- джок.

«Три столба красиво в ряд

Как солдатики стоят

Ш-ш-ш они нам говорят »

10. Выкладывание буквы Ш из семян (фасоль, горох, бусинки)

11. Чтение слогов по слоговой таблице  (таблица)

12. Звуко - буквенный анализ: МЫШИ  (звуки, буквы, картинка)

        Кот живёт у нас на крыше,

        а в чулан пробрались ….МЫШИ

мы- ши 

 __         __          

     

- Сколько звуков  в слове? ( в слове МЫШИ-   звука)

- Сколько согласных звуков? ( 2 согласных звука)

- Сколько гласных звуков?  (2- гласных звука) 

- Какое мы знаем правило? (сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)

13. Звуко -буквенный диктант.

- Сложите в тарелочки: слово, слоги, гласные звуки, твёрдые согласные звуки, мягкий согласный звук, букву ы, букву м, букву ш, букву ы

14.  Правило:    ШИ- ШИ- ШИ – пиши с буквой И

15.Чистоговорка по мнемотехнике (медленно, быстро)

   Кошка на окошке шапку шьёт,

   мышка в сапожках избушку метёт.

Итог занятия. Рефлексия.

- С каким звуком и буквой мы играли? ( мы играли с твёрдым звуком «Ш» и буквой Ш)

-  Покажите карточками эмоций как вам понравилось занятие? (карточки эмоций)

- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-Вы, молодцы!

- Звенит звонок. Встали. Попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по обучению грамоте на тему: "ЗВУК П, ПЬ. БУКВА П"

План-конспект  занятия по обучению грамоте«Звук П, ПЬ. Буква П»I. Организационный момент-Здороваемся ласково!«Назови слово на заданный звук» (игра с мячом)II. Основной этап1. Изучение новог...

Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с

Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...

Конспект по обучению грамоте на тему ,,Звук и буква У"

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе «Звук и буква [У]»  Цель:Знакомство со звуком и буквой УЧеткое произнесение звука УВыделение начального ударного гласного...

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звук [С], [С\'] и буква "С"

Закрепление знания о звуках [с], [с’] и букве «С»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему «Звуки Р и Рь. Буква Р»

Конспект подгруппового занятия для детей с ТНР 6-7 лет....

Конспект занятия по разделу совершенствование звукового анализа и синтеза, обучение грамоте на тему «Звуки Б, БЬ и буква Б»/

Конспект занятия по разделу совершенствование звукового анализа и синтеза, обучение грамоте на тему «Звуки Б, БЬ и буква Б». Цель: познакомить детей со звуками Б и БЬ, буквой Б.Задачи...